Что происходит с вим авиа. «ВИМ-Авиа» отменила чартеры. Что делать пассажирам? От задержек к массовому коллапсу

Десятая авиакомпания в России оказалась на грани остановки. Дедлайн - 12.00 в понедельник.

Авиакомпания «ВИМ-авиа» может остановиться с понедельника. Фото: Википедия

Десятая в России авиакомпания «ВИМ-авиа» на грани остановки. У компании нет денег на авиатопливо и аэропортовое обслуживание, кредиторы оплатили ее полеты до 12.00 в понедельник, 25 сентября. На прошлой неделе «ВИМ-авиа» обратилась за помощью в правительство, но шансы получить госгарантии под новые кредиты невелики.

Что происходит?

  • 22-23 сентября в Домодедово на 10-13 часов были задержаны 19 рейсов «ВИМ-авиа». Причина - задолженность авиакомпании перед аэропортом и поставщиками топлива, сказал The Bell представитель Росавиации. У авиакомпании нет денег, чтобы оплачивать авиатопливо и аэропортовое обслуживание, говорят источники The Bell: только в Домодедово авиакомпания должна около 500 млн рублей, примерно столько же составляет совокупный долг перед другими аэропортами и поставщиками топлива.
  • В субботу утром работу «ВИМ-авиа» до 12.00 понедельника, 25 сентября, согласились профинансировать структуры, близкие к правительству Татарстана, где зарегистрирована авиакомпания, - «Татнефть» (она поставит авиатопливо), само правительство и близкий к нему банк «Зенит», рассказывают источники The Bell. Важно было обеспечить продолжение полетов именно в выходные, когда число пассажиров больше всего, говорит один из них.
  • В четверг «ВИМ-авиа» обратилась за поддержкой к профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу, попросив госгарантий по кредитам. Представитель Дворковича сообщил The Bell, что запрос компании был передан в Минтранс для «формирования предложений». Предложения должны быть представлены в понедельник. Собеседники The Bell, знакомые с позицией регуляторов, считают, что при оптимистичном сценарии авиакомпания может прожить максимум до середины октября, при пессимистичном - до конца сентября.
  • Росавиации поручено проработать с авиаперевозчиками маршрутную сеть «ВИМ-АВИА» с целью определения ответственных за перевозку пассажиров в случае «наступления обстоятельств, при которых «ВИМ-АВИА» не сможет выполнять рейсы», говорится в официальном сообщении Минтранса.
  • Всего на понедельник в расписании «ВИМ-авиа» заявлено 17 рейсов, из них 10 - после 12.00.
  • «Временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов», - говорится в комментарии, который переслала The Bell представитель «ВИМ-авиа» Елена Федорова. Компания провела консультации c контролирующими органами и партнерами и достигла предварительных соглашений об исправлении ситуации, говорится в комментарии.
  • Все источники The Bell называют причиной проблем «ВИМ-авиа» ее агрессивную стратегию: с начала 2016 года компания закупила 7 широкофюзеляжных самолетов Boeing-777 в расчете на рост турпотока между Россией и Китаем, но выполнить запланированный объем перевозок не смогла. За лето 220 тысяч пассажиров, купивших билеты «ВИМ-авиа», развезли другие перевозчики.
  • За 8 месяцев 2017 года «ВИМ-авиа» перевезла 1,83 млн пассажиров (рост на 31,4%) и занимает 10-е место среди российских авиакомпаний. Один из источников The Bell оценивает число проданных компанией на ближайшие месяцы билетов в 100 тысяч. Источник на туристическом рынке говорит, что на чартерные рейсы компания продала 20-30 тысяч билетов.
  • UPD: задержки «ВИМ-авиа» в «Домодедово» продолжаются, сегодня шесть рейсов компании задержаны на несколько часов

Что делать, если у вас билет на рейс «ВИМ-авиа»?

  • Если вы вылетаете до 12.00 в понедельник, беспокоиться не о чем: до этого момента заправка и вылет самолетов «ВИМ-авиа» уже оплачены.
  • Нынешний кризис - возможно, самый серьезный, но не первый в истории «ВИМ-авиа». Есть вероятность, что владелец авиакомпании Рашид Мурсекаев найдет финансирование для продолжения ее работы в ближайшее время, а после окончания летнего чартерного сезона финансовое положение компании станет более стабильным.
  • Если вы летите чартерным рейсом (основные чартерные направления «ВИМ-авиа» - Турция, Китай, Кипр), вам надо связаться с туроператором, у которого вы покупали билет. В случае остановки полетов «ВИМ-авиа» договариваться о развозе чартерных пассажиров будут именно они. Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает, что на излете сезона у туроператоров не должно быть серьезных проблем с поиском самолетов для выполнения чартерной программы «ВИМ-авиа» в случае ее остановки.
  • Если вы за границей и должны лететь обратно рейсом «ВИМ-авиа», поводов для беспокойства немного меньше: российские авиакомпании, испытывающие проблемы с финансированием, обычно накапливают долги перед российскими аэропортами и топливными компаниями, а с иностранными поставщиками рассчитываются вовремя.
  • Если вы летите регулярным рейсом, не остается ничего, кроме как следить за информацией о рейсах компании на ее сайте, сайтах Росавиации и Минтранса. Обычно при остановке крупной авиакомпании Росавиации удается договориться с другими участниками рынка о развозе пассажиров.
  • Тем не менее, в любом из перечисленных случаев надо быть готовым к тому, что ваш рейс может быть задержан на неопределенный срок.

Петр Мироненко, Светлана Рейтер

Новый день - старые проблемы. «ВИМ-Авиа» отменяет и задерживает все больше рейсов. Турбизнес в панике. Эксперты не исключают . Власти призывают успокоиться и принимают экстренные меры. По данным онлайн-табло, от задержек рейсов «ВИМ-Авиа» страдают пассажиры в 13 городах России. Наиболее сложная ситуация - на Дальнем Востоке. На некоторых направлениях, например, в город Анадырь «ВИМ-Авиа» была единственной авиакомпанией. Российские туристы застряли в аэропортах шести стран: Армении, Бельгии, Греции, Италии, Китая и Турции. Во вторник в расписании Домодедово числятся 30 рейсов авиакомпании, 20 из них уже отменены, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Мария Ермаченкова.

Пока пассажиров порадовать нечем. Некоторые туроператоры идут навстречу измученным долгим ожиданием туристам и перебрасывают их билеты «Вим-Авиа» на рейсы других авиакомпаний.

«Я на ногах уже более двух суток с двумя маленькими детьми. Мы приехали в аэропорт, чтобы поставить отметку для дальнейшего возврата денег», - рассказала пассажирка.

После того, как «ВИМ-Авиа» объявила о прекращении чартерных перевозок в заложниках по сути оказались около 100 тысяч людей. Компания осуществляла перевозки по самым популярным направлениям – Греция, Кипр, Турция, а в России – Крым и Сочи. В Российском союзе туриндустрии заявили, что без помощи люди не останутся.

Однако россияне уже устраивают стихийные забастовки, например, в аэропорту Антальи. Но есть и положительные примеры, когда туроператоры сработали четко.

«Вчера вечером меня предупредили, что рейс может задержаться, ночью уточнили, что вылет откладывается на утро, утром перенесли на день. Туроператор постоянно связывается со мной и уточняет предполагаемое время вылета. Отель продлил мне бронирование, я получил завтрак и полный пакет услуг, так что я не вижу в этой задержке никаких проблем», - рассказал турист Андрей Глядяев.

Отменены все чартерные рейсы «ВИМ-Авиа», но проблемы есть и с регулярными. Так, например, в Благовещенск летает только эта авиакомпания. Пассажиры в шоке и не понимают, смогут ли вообще улететь домой. К решению вопроса уже подключается Росавиация.

«Сейчас Росавиация проводит консультации с российскими компаниями с тем, чтобы они встали на те направления, по которым летала «ВИМ-Авиа». Часть этих направлений покрываются другими авиакомпаниями, на некоторых «ВИМ-Авиа» была единственным перевозчиком. Но у нас уже есть договоренности с российскими авиационными компаниями, они готовы заменить «ВИМ-авиа» на рейсах социально значимых направлений на Дальний Восток», – рассказал советник руководителя «Росавиации» Сергей Извольский.

Серьезные проблемы у авиакомпании «ВИМ-Авиа» появились после того, как стало известно, что она, по мнению Следственного комитета, продавала билеты, заранее зная, что не сможет купить топливо, на котором и должны лететь самолеты.
В аэропорту Домодедово работает Следственный комитет, возбуждено уголовное дело по факту невылета самолетов и в связи с тем, что люди стали фактически заложниками этой ситуации.

Почти 40 тыс. россиян остаются за границей, организация их возвращения может стоить более $10 млн, подсчитали в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Тем временем авиавласти продолжают выяснять размер задолженности «ВИМ-Авиа» - результаты внеплановой проверки ожидаются на следующей неделе. Вопрос, кто будет вывозить пассажиров авиакомпании, пока не решен. Тем временем попавшая в тяжелую финансовую ситуацию «ВИМ-Авиа» сменила аэропорт базирования: из Домодедово, где самолеты перевозчика перестали заправлять из-за долгов за топливо, компания переместится во Внуково.


АТОР отправила в адрес вице-премьера Виталия Мутко обращение с просьбой разрешить ситуацию с неплатежеспособностью «ВИМ-Авиа». Об этом говорится в сообщении на официальном сайте организации. Согласно данным АТОР, до конца летнего сезона, который традиционно завершается во второй половине октября, авиакомпания должна перевезти еще 200 тыс. человек, из которых 100 тыс. человек - российские туристы, отправляющиеся в туристические поездки по России и за рубеж. Остановка деятельности компании и проблемы с организацией оставшихся рейсов могут нанести репутационный ущерб органам исполнительной власти и туристическим компаниям, уверены в организации.

Туроператоры также могут столкнуться с проблемой вывоза российских туристов, которые отдыхают за границей. Глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что речь идет о почти 39 тыс. пассажиров, большинство из которых находятся в Турции. Повторная оплата вывозных рейсов будет стоить туроператорам не менее $10 млн, подсчитали в ассоциации. Господин Сафонов заявил, что вывозом организацией россиян займутся российские власти. «Ситуация находится под полным контролем. Все туристы, хочу заверить, будут возвращены домой, причем будет это сделано не за счет туроператоров»,- сказал он в интервью “Ъ FM” .

По итогам совещания в Росавиации с участием авиакомпаний для компенсации их затрат было принято решение выделить из федерального бюджета следующего года около 200 млн руб. Свою готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» уже выразили представители «Уральских авиалиний», iFly, Red Wings, «НордСтар», «ИКАР», Nordwind и «Якутии». Перевозкой пассажиров уже занимаются Azur Air и Royal Flight, авиакомпания UTair изучает технические возможности поддержки. Выполнение международных чартеров для вывоза туристов из-за рубежа профинансируют внебюджетные источники: они пойдут исключительно на оплату топлива и аэропортовое обслуживание.

Для контроля эффективного расходования этих средств в «ВИМ-Авиа» вводится внешнее управление, в которое войдут представители аэропорта Внуково и авиакомпаний, имеющих опыт антикризисного менеджмента.

По словам источника «Ведомостей» , сегодня в Росавиации было принято решение, что полеты «ВИМ-Авиа» из «Внуково» будет финансировать «дочка» «Аэрофлота» - авиакомпания «Россия». Пресс-служба авиакомпании опровергла эту информацию.

Операционная деятельность компании при этом будет вестись из аэропорта Внуково как базового «до тех пор, пока не будут развезены все пассажиры», заявил ТАСС его председатель совета директоров Виталий Ванцев. Туда же будут переведены все самолеты перевозчика. В своем базовом аэропорту Домодедово «ВИМ-Авиа» столкнулась с проблемами с заправкой из-за задолженности за авиакеросин, объем которой оценивался в 500 млн руб. Первые пассажиры «ВИМ-Авиа» должны прибыть во Внуково уже во вторник. Аэропорт Внуково заявил, что в течение двух дней будет произведено согласование расписаний «с участием перевозчиков, готовых оказать поддержку в перевозке пассажиров "ВИМ-Авиа"». Глава Минтранса Максим Соколов сообщил, что интерес к вывозу пассажиров проявили не только российские, но и греческие авиакомпании. Господин Соколов считает, что оказывать авиакомпании господдержку уже бессмысленно, потому что она «практически прекратила свою работу».

При этом авиационные власти до сих пор не выяснили размер общего долга перевозчика. По оценкам АТОР, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» может составлять от 3 млрд до 10 млрд руб.

Во вторник заместитель главы Минтранса Валерий Окулов заявил, что «цифры плавают» и задача - «понять размер бедствия».

«Первоначально была задолженность по аэропорту Домодедово в районе 500 млн руб., сейчас уже другие объемы»,- цитирует чиновника «Интерфакс» . Он добавил, что официально «ВИМ-Авиа» не запрашивала госгарантий, «пока это на уровне разговоров». Господин Окулов также заявил, что Росавиация должна представить результаты внеплановой проверки перевозчика (начата на выходных после представления Генпрокуратуры главе агентства Александру Нерадько.- “Ъ” ) в начале следующей недели. По мнению замминистра, об аннулировании сертификата эксплуатанта (основной документ, дающий право на коммерческие перевозки.- “Ъ” ) «ВИМ-Авиа» говорить рано.

Совладелец перевозчика Рашид Мурсекаев заявил, что у компании закончились оборотные средства и ее финансирование заморожено. Господин Мурсекаев также указывал на свою готовность передать контроль над бизнесом внешнему управляющему.

В выходные из Домодедово не смогли вовремя вылететь 20 рейсов «ВИМ-Авиа», в понедельник задержаны еще 28 рейсов, в том числе на курорты, в Китай и на Дальний Восток. В понедельник Росавиация и Минтранс приостановили чартерную программу «ВИМ-Авиа», а Московское межрегиональное следственное управление на транспорте при СКР возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищений должностными лицами «ВИМ-Авиа»: следователи считают, что компания продолжала продавать билеты, зная, что не сможет выполнить рейсы.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе:

Хотелось бы понять, под чьим контролем ситуация. Коллапс, на мой взгляд, уже случился. Наше обращение в правительство связано с тем, что если сейчас не принять никаких мер в контексте чартерных рейсов, подчеркну, именно чартерных рейсов, то ситуация будет иметь явно тенденцию к ухудшению, потому что чудес на свете не бывает. Эти рейсы оплачены в полном объеме, речь идет о десятках миллионов долларов, которые должны были бы быть на счету у авиакомпании, это депозиты, которые туроператоры заплатили «ВИМ-Авиа». Теперь перевозчик говорит, что не может выполнить рейс, потому что у него нет денег. Вопрос в том, куда они делись.

Неплатёжеспособность российской авиакомпании «ВИМ-Авиа» может привести к коллапсу в туристической отрасли. Об этом говорится в тексте обращения Ассоциации туроператоров России (АТОР), направленного в правительство РФ. В организации заявили, что авиакомпания взяла на себя обязательство до конца летнего сезона перевезти около 200 тыс. пассажиров, в том числе 100 тыс. российских туристов, запланировавших отдых в России и за рубежом.

«Остановка деятельности авиакомпании в первую очередь отразится на этих рейсах, что приведёт к коллапсу на туристическом и авиационном рынках, который грозит обернуться значительным репутационным ущербом для органов исполнительной власти, субъектов туристического рынка и широким недовольством рядовых граждан», — говорится в тексте обращения АТОР.

В ассоциации напомнили, что кредиторская задолженность авиакомпании составляет от трёх до десяти миллиардов рублей, а её платежи перед лизингодателями просрочены на четыре месяца, в связи с чем компания может лишиться воздушных судов. При этом у «ВИМ-Авиа» нет оборотных средств для выплаты компенсаций туристам в связи с отменой рейсов.

В организации отметили, что российские туроператоры будут не в состоянии помочь всем туристам, которые не могут вернуться в Россию по вине «ВИМ-Авиа». В своём обращении АТОР призывает правительство повлиять на ситуацию:

«Сто тысяч российских граждан, потребителей туристических услуг, не должны стать заложниками финансовой несостоятельности одной авиакомпании, и права всех пассажиров должны быть соблюдены в полном объёме, независимо от даты их вылета или способа приобретения авиабилетов», — подчеркнули в ассоциации туроператоров.

  • vk.com
  • Авиакомпания ВИМ-АВИА (VIM Airlines)

Пассажиры, воспользовавшиеся услугами «ВИМ-Авиа», не могут покинуть аэропорт Домодедово с вечера пятницы, 22 сентября. Данные о клиентах авиакомпании, находящихся за рубежом, будут получены к концу дня, заявил в разговоре с RT глава Ростуризма Олег Сафонов.

«Мы совместно с туроператорами, которые заказали авиационную перевозку по линии «ВИМ-Авиа», сейчас собираем полную точную информацию. На 15:00 у нас запланировано на эту тему совещание. К концу дня у нас будет точная персонифицированная информация обо всех туристах, которые были вывезены за рубеж и не возвратились на родину линиями авиакомпании «ВИМ-Авиа», — заявил Сафонов.

По его данным, билеты на рейсы «ВИМ-Авиа» приобрели более 100 тыс. человек. Регулярные международные рейсы выполнялись авиаперевозчиком в Китай, Армению, Грецию, Испанию и Бельгию, чартерные — в Турцию, Иорданию, Болгарию, Грецию, на Кипр, в Италию и Саудовскую Аравию.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) считают, что из-за ситуации с «ВИМ-Авиа» могут пострадать почти 200 тыс. человек.

«100 тыс. человек — это отдельная категория пассажиров, которые являются клиентами туроператоров. Помимо этого, также есть порядка 90 тыс. пассажиров, которые перемещаются самостоятельно, и в первую очередь — по России. Общая цифра оценивается чуть меньше, чем в 200 тыс.», — заявил RT вице-президент РСТ Александр Осауленко.

Сейчас в Ростуризме работает оперативный штаб по возвращению российских туристов. В ведомстве отметили, что ведут работу по составлению списка туристов и определению местонахождения каждого из них.

В Ростуризме подчеркнули, что фонды ассоциации «Турпомощь», сформированные на случай невозможности выполнения туроператорами своих обязательств, не могут быть использованы, так как кризисная ситуация возникла по вине авиаперевозчика.

Накануне в Роспотребнадзоре напомнили, что пассажиры имеют право на возмещение денежных средств, в том числе и за невозвратные билеты, в случае задержки рейса.

«Задержкой рейса признаётся перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолёта при отправке и (или) в полёте», — отметили в ведомстве.

При этом из-за проблем компании страдают не только российские граждане. Как сообщает РИА Новости, около 380 пассажиров из Китая ожидают вылета «ВИМ-Авиа» в аэропорту бельгийского города Льеж. Рейс должен был состояться в понедельник утром, однако самолёт до сих пор «заблокирован на взлётной полосе».

«380 пассажиров ждали в терминале с 11 утра вылета на родину», — заявил представитель аэропорта Кристиан Делькур, добавив, что клиенты авиакомпании «сбиты с толку и крайне разгневаны». По его словам, половине пассажиров пришлось провести ночь в аэропорту, остальных удалось разместить в отеле.

  • vk.com
  • Дмитрий Аксёнов / Авиакомпания ВИМ-АВИА (VIM Airlines)

Во Внукове сообщили, что операционная деятельность «ВИМ-Авиа» будет вестись из их аэропорта, пока всех пассажиров не перевезут. Как сообщил ТАСС председатель совета директоров аэропорта Виталий Ванцев, все самолёты также перебазируются во Внуково.

Вовремя не остановились

Продавая билеты на задержанные рейсы, сотрудники «ВИМ-Авиа» могли знать, что компания не сможет выполнить свои обязательства по перевозке пассажиров. В понедельник, 25 сентября, ведомство возбудило уголовное дело о мошенничестве в связи с хищениями в авиакомпании.

Следователи установили, что у должностных лиц авиакомпании появился «преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путём обмана в особо крупном размере». В понедельник СК возбудил уголовное дело о мошенничестве.

«Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива <...> должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путём обмана денежные средства в размере свыше 1 млн рублей», — отметили в Следственном комитете.