Специалисты выделяют такие виды водного транспорта. Перевозки грузов речным транспортом Грузовой водный

Сейчас популярна такая услуга, как перевозка груза в отдельные регионы России различными видами транспорта, в том числе и речными. Разберемся, можно ли доставить товар по Волге, и с помощью каких перевозчиков. Выясним, насколько выгодна такая доставка и как производится расчет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Речные грузоперевозки являются популярной и экономически выгодной услугой доставки товара. Да и морская доставка продукции не всеми может быть организована.

Но и при речной транспортировке стоит знать определенные нормы. Обязательно наличие также соответствующей базы в компании.

Если вам требуется переправить товар по Волге, тогда стоит разобраться, какие маршруты возможны, кем осуществляются подобные перевозки и т. д.

Основные маршруты

Основной речной путь Центрального экономического района представлены такой рекой, как Ока, Москва и Волга.

Главные гидроузлы:

  • в Москве;
  • в Ярославле;
  • в Костроме;
  • в Калуге;
  • в Рыбинске.

Район имеет развитый транспортный терминал.

Основные направления грузового потока речных судов имеют связь с внутрирайонными транспортировками и включают:

  • доставку до Ярославля;
  • Костромы, а далее в иные регионы.

Зачастую речной вид транспорта используют при необходимости транспортировать груз из Москвы в периферию региона. Именно поэтому используются смешанные перевозки, при которых используется и железная дорога а также автомобильные дороги.

Крупным портом и перевалочным пунктом является:

  • Москва;
  • Ярославль;
  • Кострома;
  • Калуга;
  • Коломна;
  • Серпухов.

Протяженность водного пути, по которому транспорт Волжского пароходства может выполнить перевозку – 6,8 тыс. км.

Статистика речных грузоперевозок по Волге

Сейчас импортируется и экспортируется большое количество товара. А значит, доставка должна организовываться с максимальным качеством.

Широко применяется речная перевозка, так как она недорогая, экологически чистая. Да и есть возможность за одну ходку доставить большой объем. Российская Федерация занимает ведущее место по протяженности судоходных речных путей – больше 100 тыс. км и 130 портов.

Много перевозок осуществляется по Волге.

Большая Волга представлена важнейшими экономическими районами. По Волжскому бассейну осуществляется 2/3 всех перевозок реками. На данный момент Волга является транспортной сверхмагистралью.

Даже перед Великой отечественной войной транспортировалось больше объемов груза, чем по иным рекам Российской Федерации. После войны (в течение следующих 5 лет) оборот грузов вырос в 2,4 раза и каждый год увеличивается.

И это несмотря на то, что в послевоенное время оставалось исправной только 5 часть водного транспорта и 3 часть барж.

В наше время по реке перевозят десятки миллионов тонн товара.

По Волге транспортируется:

  • 8/10 необходимой приречным регионам древесины;
  • нефтепродукты, что добываются на Кавказе и промыслом «Второго Баку»;
  • Поволжские зерновые культуры;
  • 8/10 соли, что добывается на Баскунчаке;
  • цемент, который вырабатывает завод в Вольске;
  • металл;
  • уголь для предприятия тяжелой промышленности.

Согласно плану 5-й пятилетки необходимо было увеличить грузооборот речным транспортом на 80%, а пропускную способность портов – в два раза.

С Камы на Волгу перевозится лес Урала и Сибири, через Волго-Балтийский путь – леса Карелии, Астрахани и Вологды для Поволжья, Кавказа. По московскому каналу лес идет в Москву и Подмосковье.

Посредством порта Камы и Волга в бассейн идет Кузнецкий уголь, которые далее развозят по водному пути к электрическим станциям.

Вверх по реке доставляют несколько разновидностей бахчевых культур из Астрахани и Волгограда, рыбы из Каспийского моря и т. д.

В Волгодонском канале увеличено транспортировку массового товара. Из Донских регионов перевозится уголь, зерновые, стройматериалы, продукция промышленности, а из Волго-Камского бассейна – леса, цемент, руда, химическая продукция.

Судоходство осуществляется:

Какие компании занимаются

Часто перед владельцами груза встает такой вопрос – куда обратиться, чтобы перевозка товара была выполнена качественно и в срок. Предлагаем вашему вниманию несколько компаний, которые обещают предоставить услуги по доставке товара по Волге.

Интегрик Компания, которая давно работает и уже имеет надежных партнеров. Обещают выполнить любые пожелания заказчиков. Работники компании подберут оптимальный набор услуг, рассчитают стоимость доставки.
компания VIADUK Осуществляют перевозки также и иными видами транспорта, а значит, возможна мультимодальная транспортировка. Готовы доставить товар в любой отдаленный регион страны. Гарантируют безопасность и доступность перевозки. Сотрудники организации контролируют перевозку с точек загрузки до момента, когда продукция будет выгружена. Готовы взяться за транспортировку любого груза.
Траст ТЭК Это компания, которая также готова предложить перевозку груза речным транспортом.
ФК «Групп» Перевозки осуществляются самоходным флотом, барже-буксирными составами и судами смешанного плавания (по реке – морю), что находятся в собственности предприятия и взяты в тайм-чартер. Товар перевозят по внутренним водам, бассейнам, морю, реке Волге и т. д. Предоставляет услуги по перевозке, оформлению на таможне, агентированию суден;
Экспедированию, доставке груза в порты отправки, страхованию.
ООО «Крон» Организует транспортировку груза по регионам всей России, в том числе и по Волге
ООО «Волго-Балтийская Транспортная Компания» Перевезет товар речными видами транспорта, что работает под российским Речным Регистром, использует суда смешанного плавания по реке- морю, организует транспортировку на несамоходных видах транспортных средств. Возможно осуществление перегрузок с морских судов на речной и в обратных направлениях.
Поволжская Транспортная компания Перевозит зерновые культуры, древесину, металл, сыпучие и строительные материалы, иные материалы в пределах России речными судами
So-Logistics Предлагают для организаций, которые располагаются недалеко от экспортера доставку по реке и морю. Если фирма находится близко от речного порта, возможна смешанная перевозка. Транспортируются товары разных категорий, в том числе и хрупкие, тяжеловесные.
ГлавТрансАвто Предлагают осуществлять перевозки морским и речным транспортом. Занимается также пассажирскими перевозками. Гарантируют использование при доставке транспорта, что характеризуется высокой грузоподъемностью, скоростью, устойчивостью к условием климата.

Перечислим еще несколько компаний, к услугам которых можно обращаться:

  • Ace Moving;
  • AKFA Запад;
  • CMA CGM;
  • Loyal Logistics;
  • Гринлайн-Регион;
  • Евразия;
  • Сибтранссервис;
  • КрасТрансСервис;
  • Marship и т. д.

Что нужно для расчета стоимости

При использовании для доставки груза речного транспорта можно сэкономить больше, чем 50%. Объясняется это тем, что корабль может перевезти больше товара, чем колесный транспорт.

На Волге используется множество транспортных точек, откуда каждый день отправляются суда с грузом, и соответственно есть множество предложений транспортных компаний.

За счет высокой конкуренции предлагаются различные тарифы на грузоперевозки. Так что можно прозвонить в несколько организаций и узнать цену, и выбрать оптимальное предложение.

При расчете стоимости перевозки учитывают такие моменты:

  • откуда отправляется груз;
  • куда его доставляют (пункт назначения);
  • какой вес и объем товара;
  • какого типа доставка;
  • есть ли необходимость в изготовлении упаковки;
  • необходимо ли страховать груз;
  • предоставляются ли дополнительные услуги.

Как заказать

Чтобы заказать грузоперевозку речным транспортом, можно обратиться к менеджеру предприятия.

Схема такая:

  1. Вы звоните или связываетесь через интернет с представителем транспортной организации. Специалист назовет стоимость транспортировки, уточник адреса отправки и доставки груза.
  2. Заявка обрабатывается работниками фирмы – готовится необходимая документация и подбирается необходимый транспорт.
  3. Осуществляется перевозка согласно заявке. Транспортная и бухгалтерская документация возвращается.

Обязательно отражать контактные данные, чтобы представитель перевозчика мог с вами связаться для уточнения отдельных моментов, а также уведомлять о статусе транспортировки.

Выполнение заказа считается завершенным, когда транспортное средство будет освобождено от груза и заказчик в полной мере рассчитается с компанией, предоставившей услуги.

Оплата может производиться наличными суммами или безналичными расчетами.

Преимущество речной перевозки – используются естественные пути, которые обустраиваются при использовании меньших средств. Да и цена грузовых перевозок по Волге меньше, чем, к примеру, доставка по железнодорожному соединению, а производительность труда больше.

Нередко, когда встает задача о перевозке грузов, вслед за ней появляется и задача выбрать вид транспорта для перевозки и способа доставки. Как известно, основных видов транспорта существует четыре: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. Каждый из них обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, однако в данной статье подробно будет обсуждаться один из них - водный транспорт.

Классификация видов перевозки водным транспортом

Перевозка грузов водным транспортом - вполне востребованный вид услуг, так как водный транспорт уже давно зарекомендовал себя как надежный и стабильный перевозчик. Флот грузовых судов на сегодня и в России и во всем Мире довольно велик и продолжает расти. Из всего водного транспорта выделяют три крупные категории судов: речные, морские, смешанного типа (речные и морские одновременно).

  • Речные суда осуществляют рейсы по внутренним водным линиям - озерам, рекам и другим водоемам.
  • К морским судам относят все суда, способные передвигаться по морским территориям.
  • Суда смешанного типа в отношении водных путей универсальны.

Существует также и подробная классификация групп водного транспорта, рассмотрим, например, виды морских судов.

  1. Балкер. Судно, предназначенное для перевозки насыпных грузов.
  2. Танкер. Судно, подобное балкеру, с той разницей, что танкер перевозит наливные грузы.
  3. Ролкер (от англ. Roll- катить). Морское грузовое судно, на котором перевозят грузы, которые можно закатить на борт (машины и другая колесная техника).
  4. Сухогруз. Это самое распространенное судно, оно предназначено для перевозки самого широко спектра грузов, в том числе контейнеров, негабаритной техники и т.д.
  5. Контейнеровоз. Как понятно из названия, такие суда оборудованы специально под перевозку контейнеров в трюме и на палубе, однако другие грузы тоже можно перевозить на контейнеровозах.

Морская перевозка грузов может быть разделена в зависимости от регулярности выполняемых рейсов.

  1. Трамповые суда (трамповое судоходство). Эти суда нужны для того, чтобы выполнять нерегулярные, случайные перевозки, в отсутствие расписания. Обычно трамповым судоходством перевозятся штучные малоценные грузы. При перевозке трамповыми судами, между грузоотправителем и перевозчиком (фрахтователем) заключается договор на перевозку, именуемый чартером.
  2. Линейные суда (линейное судоходство). Линейное судоходство осуществляется по установленному расписанию и установленным маршрутом. Линейные перевозки являются основой любых стабильных торговых отношений. При осуществлении линейных перевозок, между грузоотправителем и перевозчиком заключается договор под названием коносамент.

Перевозка грузов морским транспортом обладает следующими преимуществами:

  • Низкая стоимость перевозок. Действительно, вследствие высокой вместительности морских грузовых кораблей и их медленной скорости стоимость перевозки оказывается довольно низкой по отношению к другим видам транспорта.
  • Большие объемы перевозок. По вместительности (для морского транспорта водоизмещению) морские суда не уступают ни одному другому транспортному средству.
  • Почти полное отсутствие ограничений на пропускную способность.

Перевозка грузов речным транспортом на сегодняшний день является востребованной услугой, позволяющей доставлять большие партии груза на дальние расстояния.

Заказать услугу грузоперевозки водным транспортом - вы можете на нашем сайте через форму обратной связи, позвонив по телефону или заказав обратный звонок с сайта.

Наша компания ООО «Флот Неруд» осуществляет как водные перевозки грузов, так и автотранспортные, а также предлагает вывоз грунта и строительного мусора с утилизацией. Многолетний опыт работы и налаженные партнерские связи позволяют нам оказывать услуги по доставке генеральных и крупногабаритных грузов, включая нестандартные. Наличие собственных грузовых составов, оборудованных баржами-площадками и бункерными баржами различной грузоподъемности, позволяет доставлять грузы в различные регионы страны. Перевозки автомобильным транспортом осуществляются по Москве и Московской области.

Помимо организации перевозок водным транспортом вам, возможно, понадобиться перевалка грузов в порту , данную услугу мы так же предоставляем, обращайтесь!

Перевозка грузов внутренним водным транспортом – преимущества

Водный транспорт играет большую роль в функционировании транспортной системы всей страны. Водные перевозки грузов обеспечивают высокую рентабельность и обладают рядом преимуществ:

  • возможность перевозить грузы на дальние расстояния;
  • высокий уровень грузоподъемности судов, что позволяет доставлять большие партии;
  • мобильность, т.е. при необходимости можно легко поменять маршрут;
  • доставка негабаритных грузов;
  • низкая себестоимость в отличие от других видов транспорта.

Заказать услугу перевозки речным транспортом - вы можете на нашем сайте через форму обратной связи ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС.

Важная информация: Водные и автомобильные перевозки грузов осуществляются с отправкой из пункта от г. Москва или с пунктом прибытия г. Москва.

Перевозка внутренним водным транспортом

Внутренний водный транспорт осуществляет сезонную перевозку грузов на средние и дальние расстояния по рекам, озерам и каналам. Перевозка внутренним водным транспортом осуществляется в пределах одного пароходства на небольшие расстояния либо в пределах нескольких пароходств.

Основным преимуществом таких перевозок являются низкие тарифы. Доставка грузов внутренним водным транспортом обходится дешевле, чем автомобильным или железнодорожным. Кроме того, при организации судовых перевозок требуется меньше вложений, так как создание внутренних водных путей происходит естественно.

Перевозка внутренним водным транспортом подразумевает строгое соблюдение сроков, ведь погрузка осуществляется в соответствии с указанными в договоре временными рамками. Не менее важна своевременная встреча грузов в месте назначения, иначе заказчик будет оплачивать время простоя и хранение поставляемой продукции.

Особенности перевозки грузов речным транспортом

Речной транспорт в сфере перевозок грузов занимает одно из ведущих мест, особенно в районах с низкой плотностью железных дорог и автомобильных магистралей. Перевозка грузов речным транспортом намного дешевле других способов, но на стоимость услуги может влиять ряд факторов:

  • типы груза;
  • вид отправки (контейнерная, судовая, мелкая, сборная);
  • типы рек (по малым рекам стоимость перевозки дороже);
  • пароходство (особенности климата и водного маршрута, условия работы).

Одним из видов деятельности которой является перевозка грузов речным транспортом, организует доставку вашего груза в соответствии с требованиями к сохранности перевозимых товаров. Мы разработаем маршрут в соответствии с пожеланиями и возможностями заказчика и обеспечим доставку груза в оговоренные сроки.

Огромное количество рек течет через всю Россию, соединяя многочисленные города. Используют их и для того, чтобы перемещать грузы из одного населенного в другой. Конечно, это не самый быстрый вариант доставки. Но при этом не требует слишком больших вложений. Стоит заметить, что перевозить речным транспортом можно самые разные массовые грузы. Однако такая услуга имеет некоторые особенности и даже ограничения

Особенности речного транспорта

Многие компании занимаются организацией перевозок самых разнообразных грузов по рекам. Эта услуга имеет свои преимущества и, конечно, недостатки.

Перевозка грузов речным транспортом имеет низкую себестоимость. Поэтому, очень выгодна для заказчиков. Правда, доставка занимает много времени. Ведь все речные суда не превышают скорость в 20 км/ч. В связи с этим, перевозят обычно те грузы, которые не нуждаются в срочной доставке. Среди них:

  • стройматериалы;
  • зерно;
  • нефть;
  • уголь;
  • щебень и песок;
  • автомобили.

По рекам грузы перевозят двумя способами. Это могут быть самоходные суда или же специальные баржи, которые толкаются буксиром. Последние чаще всего используют для того, чтобы доставлять насыпные грузы. Самые большие суда, которые передвигаются по рекам, обладают грузоподъемностью до 5 000 тонн, длиной чуть меньше 140 метров, а шириной почти в 17 метров. Это значит, что перевозимый груз может обладать практически любыми габаритами. Допустимый предел - это максимальные размеры судна.

Стоит заметить, что зимой перевозка грузов речным транспортом невозможна. Ведь в это время года реки покрываются льдом, и судоходство на них останавливается. Еще одним важным недостатком подобной услуги компаний по грузоперевозкам является невозможность осуществления речной доставки до некоторых пунктов назначения. Дело все в том, что по стране оборудовано мало портов, которые способны принять грузовые суда.

Услуги в сфере речных грузовых перевозок

Обратившись в специальные компании, занимающиеся грузоперевозками, можно получить не только услугу по перевозке грузов при помощи речных судов, но и другие сопутствующие и необходимые услуги:

  • определение наиболее быстрого и оптимального маршрута;
  • правильное хранение грузов;
  • объединение речных, морских и автомобильных вариантов доставки;
  • оформление грузов на таможне непосредственно в портах;
  • страхование перевозимого имущества на случай непредвиденных обстоятельств.

Цена вопроса

Безусловно, перевозка грузов речным транспортом стоит гораздо дешевле, нежели автомобильная или железнодорожная доставка. Правда, цены могут варьироваться в зависимости от многих факторов:

  1. Тип груза. Дороже стоит перевозка песка, щебня, гравия и других подобных грузов.
  2. Тип реки. Тарифы выше на перевозку грузов по малым рекам. Ведь это более затратный вариант.
  3. Вид отправки. Существует судовая, сборная, контейнерная и мелкая отправка грузов. Конечно, стоимость на каждую из них различна.
  4. Пароходство. Эти различия в стоимости цены на перевозку грузов обусловлено различиями климата, условий работы и особенностей водного маршрута в каждом конкретном пароходстве.

Нет единой четкой стоимости на доставку грузов посредствам речного транспорта. Поэтому специализированные компании индивидуально проводят к каждому клиенту, и производят расчет, основываясь на параметрах заказа.

Речной транспорт является важным звеном ЕТС страны. Он занимает одной из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов.

Россия имеет в мире самую широко развитую сеть внутренних водных путей. Протяженность внутренних водных путей составляет 101 тыс. км. Наибольшее значение имеют пути с гарантированными глубинами, что позволяет бесперебойно осуществлять перевозки грузов и пассажиров.

Речной транспорт - один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузообороте и пассажирообороте - 4 место в России.

Это обусловлено причинами:

1). Меридиональным направлением работы речного транспорта (в то время как основные грузопотоки осуществляются в широтном направлении З-В; В-З, это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя, например, смешанные железнодорожно-водные перевозки).

2). Сезонным характером речных перевозок(которые ограничены погодными условиями, а иногда временем суток, например, скоростной пассажирский флот не эксплуатируются в ночное время).

Продолжительность навигации на внутренних водных путях России колеблется от 145 суток (на Востоке и Северо-Востоке страны) до 240 суток (на Юге и Юго-Западе).

В межнавигационный период порты работают в кооперации с железнодорожным и автотранспортом, несмотря на то, что речной тихоходный транспорт уступает другим видам транспорта и в скорости движения, однако имеет свои преимущества.

Преимущества речного транспорта:

1. Низкая себестоимость перевозок

2. Требует меньше затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.

Особенно велико значение водного транспорта для Северных и Восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, густота сети внутренних водных путей в 2 раза больше, чем в среднем по РФ.

Отсюда, доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет 65-90%, в целом по России этот показатель составляет 3,7%.

Роль речного транспорта в экономике страны определяется не столько мсштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполненных ими функций.

Кроме транспортного обслуживания районов Сибири, Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания.


В настоящее время внутренние водные пути эксплуатируют 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности.

Протяженность внутренних водных путей – 101 тыс. км.

Основные виды грузов речного транспорта:

Минеральные стройматериалы/песок;

Удобрения;

Зерно и другие с/х продукты.

По данным Минтранса РФ, общий объем грузовых перевозок внутреннего водного транспорта в навигацию 2007 г. составил 152,4 млн. т, что на 9,5 % больше уровня 2006 г. Рост этого объема произошел главным образом из-за увеличения срока навигации. На 12,5 % возросли перевозки сухогрузов (цемента, металла, лесных и строительных материалов). Вместе с тем объем перевозок нефти и нефтепродуктов сократился почти на треть. Более трети общего объема речных перевозок осуществляется в Приволжском федеральном округе. Речные порты страны обработали на 15 % больше грузов, чем в 2006г.

Капитальные инвестиции государства в 2007 г., предназначенные для развития инфраструктуры внутренних водных путей, составили почти 2,6 млрд. руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2006 г. Это позволило реконструировать ряд шлюзовых объектов на Волго-Балтийском водном пути, Волго-Донском канале, в Камском бассейне, Самарском гидроузле.

В 2008 г. из госбюджета на капитальный ремонт судоходных гидротехнических сооружений речного транспорта выделено 4 млрд. руб. Они направлены на реконструкцию 47 объектов.

В настоящее время разрабатывается проект подпрограммы «Внутренние водные пути», который должен стать частью Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 гг.». Общий объем финансирования по этой подпрограмме определен в сумме 235 млрд. руб. В результате ее реализации доля глубоководных участков в общей протяженности судоходных рек Европейской части нашей страны увеличится до 86 %. В речных портах будет построено почти 2,5 км новых причалов.

  1. Речные системы и порты.

Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. 96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 - госпредприятия, 17 - госучреждения, 14 - судоходные инспекции, 14 - инспекции Речною Регистра, 24 - учебные заведения.

Четырнадцать портов речного транспорта принимают иностранные суда.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным канала Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва – речным портом пяти морей.

Важнейшие транспортные реки севера европейской части России: Сухона, Северная Двина с притоками, Онега, Свирь, Нева.

Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и Дальний Восток. Здесь протекают величайшие реки России – Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные районы. Значение речного транспорта для Сибири весьма велико, так как сеть железных дорог (особенно в меридиональном направлении) там еще недостаточна.

В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе около 30 акционерных судоходных компаний (речных пароходств). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов.

  1. Техническое оснащение на речном транспорте.

Материально-техническую базу (МТБ) речного транспорта образуют:

Водный путь (с соответствующими сооружениями и оборудованием);

Порты и пристани;

Судостроительные заводы (ССЗ и СРЗ);

Классификация подвижного состава приведена на рисунке.

Флот (аналогично морскому транспорту) – основа МТБ, главная часть технического вооружения речного транспорта состоит из судов разного типа:

Транспортного назначения (для перевозки грузов и пассажиров) общим тоннажем > 14 млн. т, из которых < 1,5 млн. т приходится на суда смешанного плавания (река-море).

Служебно-вспомогательные (буксиры, ледоколы, танкеры) общая мощность буксирных судов – 1,6 млн. т.

Технические (дноуглубительные, краны и т.д.) резкое увеличение их строительной стоимости прекратило обновление.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и пропускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхмагистралей (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного значения (4-й, 5-й классы), малые реки (б-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные техническое сооружения, обеспечивающее эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на другой, бакены - знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы - знаки в виде башенных сооружений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обозначения направления, мест поворотов и т.д.

Глубоководные внутренние водные пути обладают большой провозной способностью, их можно сравнить с многопутными железными дорогами, и они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров. Перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам.

Основные отличия речных судов от морских:

а) меньшая осадка;

б) габаритные размеры (обусловлены небольшими глубинами и извилистостью большей части речных путей, а также узостью фарватера);

в) отсутствие ряда элементов в конструкции и оборудовании (необходима на морских кораблях, что обусловлено специфичными условиями судоходства на реках), суда же речные выходящие в крупные озера и на морские пути по конструкции почти не отличаются от морских судов. Средний возраст речных судов 20 лет, около ½ всех транспортных судов (кроме сухогрузных барж) – больше 20 лет.

Речной флот состоит из:

Самоходных судов (пассажирских, грузовых, грузопассажирских);

Несамоходных судов (барж различного назначения);

Буксиров (толкачей – судов без собственных грузовых помещений, но с силовой установкой для тяги (буксировки) несамоходных судов);

Специализированные суда (овощевозы, а/мобилевозы, нефтерудовозы, суда типа река-море, баржи, рефрижераторы).

Водный путь – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ и искусственных каналов с гидротехническими сооружениями.

Водный путь характеризуется:

Глубиной;

Широтой;

Радиусом закруглений (поворот);

По габаритам судового хода водные пути различают:

Сверхмагистрали – с гарантированными глубинами до 4 м;

Магистрали – с гарантированными глубинами до 2,6 м;

Пути местного значения – с гарантированными глубинами до 1 м.

Водные пути бывают:

Судоходные (по которым возможно безопасное хождение судов);

Сплавные (для сплава леса).

Судоходные различают: - естественные (реки и озера);

Искусственные (каналы и водохранилища).

Порты – основа берегового хозяйства речного транспорта, где осуществляется загрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров, техническое обслуживание судов.

Речные порты бывают:

Универсальные (выполняют все виды работ);

Специализированные (только отдельные виды работ – грузовые или пассажирские).

Важнейшие элементы порта – причалы – оборудованные средствами механизации для погрузки-разгрузки судов, здесь имеются склады и складские площади для массовых грузов.

Пристань – представляет собой промежуточный пункт, где суда имеют кратковременную остановку для посадки-высадки пассажиров и частичной погрузки-выгрузки грузов.

  1. Основные показатели работы внутреннего водного транспорта.

Производительность судна – транспортная работа в тонно-километрах или пассажиро-километрах в единицу времени (обычно сутки), исчисляемая на 1 л.с. или 1 т грузоподъемности. Различают чистую и валовую производительность судна. Чистая производительность характеризует использование судна во время движения в груженом состоянии. Определяется делением общей суммы тонно-километров данного вида работ на сило-сутки (тоннаже-сутки) хода в груженом состоянии. Валовая производительность – показатель, характеризующий использование судна в течение всего затраченного эксплуатационного времени, т.е. времени движения в груженом и порожнем состояниях, времени всех стоянок и работ нетранспортного характера – определяется делением общих тонно-километров на сило-сутки (тоннаже-сутки) нахождения судна в эксплуатации.

Показатели использования судов по загрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности судов.

Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа, определяют делением массы груза, погруженного в судно, Q э , на регистрационную грузоподъемность Q р :

Средняя нагрузка на 1 т грузоподъемности грузового судна определяется делением тонно-километров (где l хгр – протяженность хода судна с грузом) на тоннаже-километры с грузом:

Средняя нагрузка на 1 л.с. мощности буксирных судов определяется делением тонно-километров , выполненных в груженых рейсах, на сило-километры с составом груженых судов и плотов:

Доля ходового времени с грузом а г определяется делением тоннаже-суток хода судна с грузом на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации :

Средняя производительность 1 т грузоподъемности самоходных и несамоходных судов М эгр определяется делением тонно-километров на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации:

Время оборота судна – время, затраченное на движение судна от пункта погрузки до пункта выгрузки и обратно, включая время, необходимое на начальные и конечные операции (погрузка, выгрузка, шлюзование и др.), задержки в пути и технические операции. Определяется сложением стояночного времени t ст ; времени, затрачиваемого на маневры t м ; ходового времени t х :

Рассмотрим показатели работы речных портов.

Общий грузооборот порта – суммарное количество грузов в тоннах, отправленных из порта и поступивших в порт. Этот показатель планируется и учитывается по всем грузам в целом и с распределением по номенклатуре: нефть и нефтепродукты, лес в плотах, сухогрузы (хлебные, руда, каменный уголь, руда и др.). Особо выделяют грузы, перевозимые в контейнерах, а также подлежащие передаче с речного транспорта на железнодорожный и принимаемые от него.

К погрузо-разгрузочным работам относятся все выполняемые средствами портов на грузовых причалах и складах работы, связанные с перегрузкой грузов, перевозимых речным транспортом. Сюда входят портовые и внепортовые работы, а также перегрузка нефтеналивных грузов нефтеперерабатывающими станциями. К внепортовым относятся хозяйственные работы порта, а также работы, выполняемые для других организаций в целях сохранения постоянных кадров рабочих и более полного использования основных фондов.

Объем погрузо-разгрузочных работ планируют и учитывают в физических тоннах и тонно-операциях. Объем погрузо-разгрузочных работ в физических тоннах соответствует грузообороту порта за вычетом суммарной массы отправленных с причалов клиентуры и поступивших на эти причалы различных грузов, а также отправленных из порта и прибывших в порт лесных грузов в плотах.

Тонно-операция – это перемещение 1 т груза по определенному варианту погрузо-разгрузочных работ. Вариантом называется завершенное перемещение груза независимо от расстояния, способа и произведенных при этом дополнительных работ (взвешивание, сортировка и др.). При определении объема перегрузочных работ в тонно-операциях учитываются любые работы, связанные с перемещением 1 т груза в порту, по следующим вариантам: транспорт-склад; склад-транспорт; транспорт-транспорт; склад-склад; внутрискладские помещения (выполняемые в процессе основной работы, а по отдельным нарядам).

Отношение числа выполненных портом тонно-операций к объему погрузо-разгрузочных работ в физических тоннах за определенный период называется коэффициентом перевалки грузов.

  1. Проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта.

Необходимо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В ХIХ в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами.

Система внутренних путей имеет оборонное значение: связь юга страны с севером (путь через европейскую водную систему из Одессы в Санкт-Петербург) составляет 8800 км, а по внутренним путям - 4500 км.

Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности в продления сроков навигации; развитие системы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река - море»; секционных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъемности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих скорость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; увеличение грузоподъемности судов (себестоимость снижается на 25-30 %); повышение комфортабельности пассажирских судов; создание автоматизированных комплексов для перегрузочных работ; реконструкция имеющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мурманск и др.); создание судов-доков для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов и для завоза грузов в места Арктического бассейна, не имеющие перегрузочной техники, и многое другое.