Венгрия вероисповедание. Венгрия - религия в венгрии. Краткая сводка о религии

Следы дохристианских религиозных верований еще сохраняются у венгров в преданиях, сказках и легендах. Отголоски старых мировоззрений можно проследить также в памятниках народной эпической поэзии; о верованиях венгров до их прихода на Дунай рассказывают хроники. Например, о родовом тотемизме говорит предание о сне Эмеша, по которому род Арпадов - первой венгерской королевской династии -произошел от птицы тувул (разновидность сокола). По преданию, предком одного из венгерских родов был чудесный олень, который показал венграм во время странствий путь на их нынешнюю родину. Слово medve (медведь) попало в венгерский язык из славянского языка, потому что старое название медведя на венгерском языке было забыто, так как произносить его было так же запрещено, как у хантов и манси (табу).

Из людей, которым приписывали магическую власть, самыми интересными фигурами были шаман и его преемник - талтош. Древний шаманизм венгров, имевший много родственных черт с шаманизмом народов Сибири, исследован в недавнее время на основе венгерских сказок, легенд и суеверных рассказов. Считалось, что шаман обладал сверхъестественной властью, мог излечивать болезни. Верили, что он имел и физическое отличие от других людей-лишнюю кость, и что, впадая в транс, шаман мог побывать на небе, взбираясь на него по особому дереву. Предметы снаряжения шамана - однодонный бубен, а также совиные перья и рога, которые он носил на голове.

В период христианства преемником шамана стал талтош, который тоже, по поверью, имел какое-то физическое отличие от других людей: неправильной формы зуб либо иной заметный знак. Считалось, что он мог видеть сокровища в земле, мертвых в их могилах; мог выпросить на небе благоприятную погоду, мог лечить, предсказывать будущее; но сложный ритуал вызывания духов талтош не исполнял.

Врачеванием занимались на селе знахари, колдуны. Их лечение основывалось прежде всего на вере в сверхъестественные силы, в магию:, верили в демонов болезни, в переселение душ, в «порчу» (колдовство), неблагоприятные показания небесных светил и пр. Поэтому «изгоняли» болезнь из человека различными заклинаниями, заговорами, колдовством. Старались «обмануть» болезнь переменой имени больного, или просто меняя его кровать, белье и пр.

В XI в. венгры приняли христианство в его западной, католической форме.

В XVI в. большинство венгров стало протестантами, однако после контрреформации (XVII в.) многие вновь вернулись к католичеству. При этом среди жителей сельских городков, крепостных, даже мелкого дворянства осталось много протестантов (кальвинистов), в то время как высшие слои общества и связанные с ними социальные группы населения (слуги и пр.) в большинстве стали католиками. Венгерские протестанты были более враждебно настроены к Габсбургам, чем католики.

Обе большие церкви Венгрии имели земли, развитую школьную сеть- общественные организации, а католики к тому же - монашеские ордена.

Церковь была связана с государственной властью. Почти в каждом поселке была церковь или молитвенный дом, а также состоящий и& светских лиц церковный приход или совет. Церковь в Венгрии оказывала большое влияние на всю общественную жизнь - посредством проповедей, через школы, прессу, различные организации. Духовенство, особенно высшее католическое, служило реакции, монархии. Многие прелаты и другие духовные лица были связаны с фашизмом. Глава католиков Венгрии кардинал Миндсенти стоял в центре контрреволюционного заговора 1956 г.

В подавляющем большинстве крестьяне, мелкая буржуазия и интеллигенция соблюдали религиозные праздники, выполняли церковные предписания, крестили своих детей. Особенно религиозны были женщины.

В отношении бедного крестьянства, сельскохозяйственного пролетариата и рабочих скорее можно говорить о равнодушии к религии, чем о сознательном антиклерикализме.

В настоящее время 2 / 3 венгров - католики, почти 1 / 3 - реформаты (кальвинисты). Количество людей других вероисповеданий (лютеран, православных, униатов, иудаистов) незначительно. Это преимущественно люди других национальностей, ассимилированных венграми, или живущие рядом с ними. Задунайский край - почти полностью католический, между Дунаем и Тисой есть и католики и протестанты, в Затисской же области - большинство пр отест антов.

Из сект нового времени в Венгрии распространены баптизм и назарян- ское движение. Последователей баптизма больше среди крестьян, переселившихся в города, в то время как секта назарян прежде имела влияние в среде бедного крестьянства; из-за отказа от военной службы и требования реформ она подвергалась преследованию. Особенно было много разных сект в период между мировыми войнами, но большого влияния на массы они не оказали.

Еще и в настоящее время среди венгерского народа соблюдаются церковные праздники; особенно это относится к католикам. Большим почитанием раньше пользовались некоторые католические святые и связанные с ними праздники: святой Стефан-король, который ввел в Венгрии христианство, святая Розалия, святой Георгий - покровитель скота и др.

В обрядности религиозных праздников прослеживаются скрытые под христианской оболочкой языческие обычаи. Во многих местах сохранялись древние праздничные обряды, приуроченные ко дню зимнего солнцестояния: группа парней в масках разных животных, вооруженная палками, цепами, с большим шумом ходила от дома к дому, желая счастья в наступающем году, обильного урожая, плодородия и пр. Этот обычай, так называемый регелеш (regdles ), сходен с обычаями, распространенными у народов Балканского полуострова и Восточной Европы.

В день святого Николая (Миклоша) - распространен обычай делать подарки детям. Подарки кладут в выставленные на подоконник ботинки.

Из зимних праздников самой большой популярностью пользуется рождество. Его празднуют и католики и протестанты. Сохраняется еще обычай колядования. Отголоски старых рождественских мистерий видны в обычае «хождения с Вифлеемом»: дети, наряженные в белые бумажные колпаки, приклеив бороды, с большими посохами в руках, носят из дома в дом картонное изображение хлева и яслей и желают всем доброго рождества.

Вечером 24 декабря - основной праздник. В домах зажигаются елки, сервируется праздничный ужин. Существует обычай в этот день обмениваться подарками.

К рождественским близко примыкает крещенский обряд хождения «трех королей» со звездой; они в песнях, в стихах рассказывают о своем странствии и цели его - достичь города Вифлеема.

Пасхальное «обрызгивание» - также старьщ, известный во многих европейских странах обычай, представляющий, в сущности, магию плодородия. Позже он превратился в шутливое развлечение. На пасху принято красить яйца. Крашеные яйца в Венгрии найдены в могилах периода аварского господства в Венгрии, что указывает на древние, дохристианские корни этого обычая.

Троицын день - старый весенний праздник. В этот день с поздравлениями ходят девушки. В день святого Ивана (Яноша) в деревнях молодежь поет песни возле зажженных костров, парни прыгают через них.

Следует упомянуть, наконец, храмовые праздники (bucsu ) - день святого покровителя местной церкви. Эти праздники имеют отчасти церковный, отчасти светский характер (ярмарки, народные развлечения).

Венгерская Республика Советов 1919 г. подготовила почву для тех перемен в отношении к религии, которые наступили после 1945 г.

С 1945 г. в Венгрии церковь отделена от государства. По конституции, гражданам обеспечивается свободное отправление религиозных культов, а государство по соглашению с церковью оказывает ей некоторую материальную поддержку. В школах существует факультативный курс закона божьего, который дети могут посещать по желанию родителей. Большинство населения Венгрии, за исключением, пожалуй, мужской части рабочего класса, еще не порвало с религией. Сейчас можно говорить лишь о распространении безразличного отношения к церкви, но даже среди молодежи, большинство которой равнодушно относится к религии, лишь небольшая часть сознательно антирелигиозна. За последние 15 лет благодаря быстрому росту культуры, грамотности сложилась благоприятная обстановка для антирелигиозной работы.

Зарождалась культура Венгрии во времена обращения венгерского народа в христианскую веру в конце X в. При властвовании короля Иштвана I держава и общество были перестроены по западноевропейским канонам, искоренив ветхие традиции прошлого и всяческое воздействие восточной культуры, Венгрия становилась на путь развития в рамках европейского сообщества.

Малоизвестная культура Венгрии

Государственная культура Венгрии имеет богатые многовековые традиции, но вследствие периферийного положения державы в Европе и языковой обособленности, относительно мало известна за ее пределами. Специфическим для венгерской культуры является искусство рукоделия пастухов, изделия из рога, дерева, кости и кожи.

С давних времен культура здесь развивалась самобытно – мужчины украшали орудия труда узорами с элементами национального орнаментом, это были палки и кнуты со свитым кожаным плетением. Мастерили пастухи топорища, ковши, свирели и древесные фляжки, декоративно обтягивали их кожей. Солонки, рога для вина, перечницы, шкатулки – все это тут не редкость. Для нанесения узоров использовали разную технику: процарапывание, а после этого втирание красок, рельефную или же барельефную резьбу, инкрустацию.

Религия Венгрии

Страна многих конфессий с давними традициями секуляризма и веротерпимости – все это Венгрия . Основная религия Венгрии – католицизм, на второй позиции – протестантизм, в меньшинстве находятся православие, иудаизм и мусульмане. Но это страна , где довольно крепки именно религиозные традиции, что очень сильно повлияло на искусство и культуру и отразилось на архитектуре края. Достопримечательности Венгрии – это удивительный пласт общемировой культуры.

Экономика Венгрии

Сегодня экономика Венгрии находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Национальная валюта – форинт. Такие деньги родом из Флоренции, где в XIII веке чеканили золотую монету, называемую золотой флорин.

Наука Венгрии

Располагая солидным потенциалом, страна активно участвует в программах европейского сотрудничества. Наука Венгрии достигла высокого уровня в области исследований оптики, физической химии, ядерной физики, генетики, биохимии, прикладной математики и других учений.

Искусство Венгрии

Широко представлено изобразительное искусство Венгрии в бесчисленных музеях Будапешта. Картины всемирно известных художников Рембрандта, Рафаэля и Эль Греко являются культурным достоянием державы.

Кухня Венгрии

Озера и реки страны богаты рыбой, поэтому национальная кухня Венгрии в основном состоит из рыбных блюд. Популярностью пользуются: тиссайская стерлядь, балатонский судак и дунайский сом. Также принято подавать на стол много овощей: баклажанов, кабачков, помидоров, различной капусты лука.

Обычаи и традиции Венгрии

В религиозные обычаи и традиции Венгрии вошел День святого Иштвана. Отмечается он венграми с особым торжеством. Главные действия происходят в соборе Св. Иштвана там, где хранятся мощи правой руки венгерского короля. Эстергомский кардинал проводит праздничную мессу, после чего празднующие люди проносят реликвию по городским улицам. Завершает праздник салют.

Спорт Венгрии

Одна из важных составляющих частей культуры страны – спорт Венгрии . Эта европейская держава является одной из самых известных спортивных стран во всем мире, благодаря поколению легендарных футболистов 1950-1960-х годов.

Венгрия - многоконфессиональная страна с давними традициями веротерпимости и секуляризма.

В Венгрии отношения между церковью и государством в XX в. носили достаточно сложный характер. Несмотря на то, что Конституция 1949 г. номинально гарантировала религиозную свободу, коммунистический режим конфисковал церковную собственность, преследовал духовенство, упразднил религиозные ордена, национализировал приходские школы. Кардинал Йожеф Миндсенти был заключен в 1949 г. в тюрьму за противодействие этим мерам.

В конце концов, религиозные организации и государство достигли соглашения, по которому они признавали контроль со стороны режима. Взамен государство разрешало церквям проводить службы и оплачивать содержание священников. Государственное управление по религиозным делам могло отменять назначения церковных должностных лиц и священников. В 1964 г. правительство заключило соглашение с Ватиканом, нацеленное на нормализацию отношений между венгерской католической церковью и государством. Дипломатические отношения с Ватиканом были восстановлены в 1978 г. В 1990-е годы церкви вновь открыли свои школы и другие учреждения, которые были закрыты во время коммунистической диктатуры.

При законодательно гарантированной свободе совести церковь отделена от государства, но поддерживается им материально. Подписанное в 1997г. соглашение с Ватиканом предусматривает возвращение венгерской католической церкви значительной части объектов образовательного, культурного и социального назначения и выплату компенсаций за остальные. По аналогии с этим имеется в виду урегулировать соответствующие проблемы с остальными церквами.

В стране насчитывается около 260 культовых организаций и религиозных объединений, охватывающих своим влиянием 74% населения. Среди верующих 73% составляют католики и греко-католики, 22% - реформаты и протестанты других направлений, 4% - евангелисты (лютеране). Примерно по 0,2% насчитывают баптисты, православные различного толка, иудаисты. Существует незначительная буддистская община.

На сегодняшний день религиозная жизнь в Венгрии регламентируется Законом о религии, принятом еще в 1990 году. Согласно этому закону для регистрации любой религиозной организации (которая обозначается как «церковь») необходимо, чтобы было в наличии 100 последователей, руководитель, центр организации и простой устав. В этом случае местный суд должен зарегистрировать организацию в качестве «церкви». Каждая такая «церковь» получает государственные субсидии на недвижимость, а также на содержание общеобразовательной конфессиональной школы, если таковая у организации есть. В адрес своей религиозной организации верующие могут перечислять 1 % подоходного налога. Пожертвования, которые церкви сами собирают со своих верующих, являются их частным делом, и чиновники не контролируют этот процесс. Главное требование ко всем церквям заключается в том, что ни одна церковь не может заниматься хозяйственной деятельностью, то есть церкви запрещено даже сдавать свои здания в аренду.

сайт - Каждые два года в Венгрии проводится Большой Kурултай с показом культуры древних венгров-гуннов, степной, конной кочевой культуры номадов. С 2010 года является одним из крупнейших праздников сохранения традиций в мире.

В 2010 году на Курултае приняли участие более 3 тысяч хранителей традиции (сотни всадников) в современных кочевых костюмах. Было возведено 135 юрт. В течении трех дней состоялось 42 программы и боевые показы хранящие традиции, смотр кочевого войска и боевые игры, скачки и соревнования по стрельбе из лука, музыкальные концерты. В основной день присутствовало более 140 тысяч гостей (в 2012 году за три дня более 220 тысяч гостей было в степи возле городка Бугац).

Поминовения и сакральные программы шли по традициям древней венгерской религии. Звучала шаманская игра на барабанах, проводились шаманские ритуалы. Древней религией венгров является религия тенгрианство, исходящая из шаманской веры. Представление о Тенгри было изначально у тюркских и монгольских народов. Их первобытная религия - почитание Тенгри - Голубого Неба - общая для всей степной Евразии. Лев Гумилев в своих работах пришел к выводу, что к XII—XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы). Сама религиозная система раньше называлась Анъ. Название системы сохранилось и по сей день у тюрков Алтая.

Наряду с венграми и хранителями венгерских традиций представляли себя и большие народы, сознающие себя гуннами или тюрками. Однако настоящее определение не используется в этнографии и религиоведении, чему частично служит причиной очень слабая теоретическая база построений Гумилева.

Как пишет официальный сайт венгерских тюрок www.magyar-turan.hu, в сознании венгров Центральная Азия всегда отождествлялась с прародиной, испокон веков мадьяры связывали свое происхождение именно с этим регионом. В научной же среде об этногенезе народа до сих пор нет единого мнения. «Дискуссии эту тему среди ученых ведутся с середины 19-го века. В течение последнего полувека доминировала теория финно-угорского происхождения венгров. Хотя результаты археологических, языковедческих, этнографических и антропологических исследований свидетельствовали о ее явно искусственном и навязанном характере. В наше время большинство ученых, в особенности археологи и антропологи, сходятся во мнении, что антропология и, в особенности, культура венгров имеют много общего с тюркскими народами. Она неразрывно связана с традициями Великой степи и имеет много общего с культурой скифов, гуннов и авар и других народов, населявших в древности центральноазиатские степи. Среди кочевых народов венгры были самым западным, в социальном плане, как и у большинства таких народов, их общество отличала родоплеменная структура. Ныне венгры составляют единый народ, объединение мадьярских племен произошло в годы правления хана Арпада - одного из идейных вдохновителей переселения мадьяр и основателя венгерского государства, родоначальника королевской династии Арпадов, правивших страной многие столетия. Именно при нем был подписан так называемый «Кровный контракт», ставший фундаментом объединения мадьярских племен и образования государства. Для венгров Арпад до сих пор является главной исторической личностью, символом силы и единства нации». До своего прихода в Европу около 1000 года, финно-угорские по происхождению венгры проживали в окружении тюркских народов, у которых они заимствовали значительную часть сельскохозяйственной лексики. Венгерское крестьянство юго-востока страны отнеслось к приходу турок как к освобождению от засилья местных феодалов, обложивших их непосильными поборами. Стремясь привлечь венгерских крестьян на свою сторону, турки либерализовали многие сферы жизни венгерского крестьянства. В отличие от кровавых распрей между католиками и протестантами Европы того времени, турки косвенно не запрещали ни одну из религий, хотя переход в ислам всячески поощрялся. Воспользовавшись хаосом послевоенных лет и зарождением нового мусульманского сообщества, многие простые венгры, принявшие ислам (магьярабы), сумели подняться по карьерной лестнице военных сословий Османской империи. Жители же северных венгерских земель оказывали туркам большее сопротивление, создавая отряды гайдуков.

И еще немного истории. 29 августа 1526 года у города Мохач в Южной Венгрии, на правом берегу Дуная произошло сражение между армией турецкого султана Сулеймана I (45 тысяч человек и 160 орудий) и дворянским войском короля Венгрии, Чехии и Хорватии Лайоша II (25 тысяч человек и 80 орудий). Огромное преимущество турок отразилось в результатах сражения: армия короля Лайоша II потерпела сокрушительное поражение, сам король погиб при отступлении. В результате битвы территория современной Венгрии перешла под турецкий контроль, к соборам были пристроены минареты, а венгерскую столицу пришлось на полтора столетия перенести на север, в словацкую Братиславу. На месте покоренных османами венгерских земель образовалась новая область — Османская Венгрия, существовавшая в 1526—1699 годах.

Так что корни происшедшего следует искать в венгерской истории, а не системе европейских ценностей. Также нелишне отметить, что венгерский средний танк периода Второй мировой войны (аналог Т-34) назывался «Туран».