Мои путешествия. Великолепный замок шантийи во франции Самостоятельное посещение Шантийи

Замок-дворец Шантийи славен не столько своим архитектурным убранством, сколько коллекцией живописи и старинных книг. Здесь хранятся уникальные шедевры известных мастеров. Многие сравнивают коллекцию Шантийи с коллекцией Версаля. И в этом сравнении есть смысл. Ведь здесь хранятся работы Рафаэля, Пуссена, Ватто.

Самих полотен здесь больше тысячи. Есть еще редкие книги, многим из которых более 400 лет. Настоящее сокровище Шантийи – это Библия Гуттенберга. Она является самым первым печатным изданием в мире. Всего книг 30 тысяч экземпляров.

Коллекция живописи и старинных книг в замке Шайтийи

Если говорить о Версале и Шантийи, то стоит вспомнить о том, что многие версальские фонтаны, славящиеся во всем мире, были созданы по образу и подобию фонтанов Шантийи. Именно чертежи Ленотра, спроектировавшего дворец Шантийи и его сады с фонтанами, легли в основу проекта бассейнов и источников в Версале.

Дворец в подарок конюху

Замок стоял на этих землях еще в 10 веке. Тогда он задумывался, как неприступная крепость, расположенная среди непроходимых лесов. Его все укрепляли и укрепляли, строили рвы, возводили башни. В то время он совсем не выглядел прекрасно, а скорее устрашающе.

Новая жизнь пришла в Шантийи в 16 веке, когда монарх подарил его своему конюху. Да, да, конюху. Только вот во Франции тех времен конюх – был почетной профессией.

На эту должность брали людей только знатного рода, ведь лошади в то время были единственным средством передвижения, и подбирать лучших скакунов для короля и его армии было первостепенной задачей.

Замок Шайтийи — неприступная крепость, расположенная среди непроходимых лесов

Главный конюх в то время звался коннетабль и им был Анн из династии Монморанси. В его время главный конюх уже не отбирал лошадей, а был практически командующим армии. С именем коннетабля связана забавная история. На самом деле его звали не Анн, а Анна.

В то время это имя могли носить как мужчины, так и женщины, но чтобы не возникло путаницы, историки решили убрать из имени главнокомандующего последнюю букву. Если бы этого не сделали то у туристов, да и самих французов, постоянно бы возникал вопрос, не был ли коннетабль короля женщиной? А так все сразу понятно.

Анн получает дворец в собственность в 1528 году и решает, что ему ни к чему столько оборонительных сооружений. Монморанси хочет сделать Шантийи более воздушным и современным. Для осуществления этой затеи он нанимает Жанна Бюллана, который выстраивает новый дворец в стиле Ренессанс.

К тому же Анн решил, что нужно построить еще один дворец рядом, чтобы создать комплекс. Но к нашему времени второй дворец, к сожалению, не дошел. От него осталось только постройка под название «Капитенри».

Задумка архитектора Ленотра

Затем замок переходит во владение Бурбонов-Конде. Герцог Конде решает построить совершенно неповторимый и роскошный дворец, в котором он мог бы проводить пышные балы. Осуществить свою задумку он приглашает архитектора Ленотра, гения своего времени.

Роскошный дворец Шайтийи

Тот проектирует великолепное здание и к тому же разбивает рядом с ним парк, в котором строит те самые удивительные фонтаны. Окружающая дворец территория стала настоящим полем для деятельности не только Ленотра, но и тех, кто перестраивал замок после него. В итоге, здесь появилась огромная конюшня, ипподром и еще китайский сад, который в то время был экзотикой. Немного позже возле Шантийи был разбит еще английский сад с лебедями и храмом Венеры.

Шантийи был очень популярным местом. Здесь кипела жизнь, самые известные люди веселились на балах или просто приезжали в гости к хозяевам. Все владельцы замка очень любили искусство, поэтому собирали предметы живописи и другие ценные экспонаты, которые сейчас и украшают музей дворца.

Предметы живописи и другие ценные экспонаты украшают музей дворца.

Во время революции дворец подвергся нападению и разграблению, однако после стабилизации ситуации реставрировался одним из первых и почти все предметы искусства, украденные отсюда, были возвращены в Шантийи. Так что туристы, потратив 25 минут на дорогу от Парижа, смогут насладиться роскошностью Шантийи и великолепием его музейной коллекции.

Замок Шантийи — настоящий музей истории Франции — ВИДЕО

Городок Шантийи находится в 40 километрах от Парижа. Французский замок Шантийи возведен на огромной скале, окруженной со всех сторон водой. Замок Шантийи занимает второе место после Лувра по значимости своей коллекции исторических шедевров.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Шантийи (Chantilly) — небольшой городок, расположенный в 49 км от столицы Франции и славящийся одной из крупнейших аристократических резиденций — замком с одноименным названием. Каждый год сюда приезжают сотни тысяч туристов, чтобы воочию полюбоваться этой величественной красотой. Этот маленький город является родиной известного десерта, шикарных кружев и знаменитого Кодекса Шантийи.

Замок Шантийи несколько раз перестраивали полностью, изменяли внутренне убранство и планировку комнат, высаживали сады. На сегодняшний день — это один из самых роскошных дворцов не только во Франции, но и во всем мире. Памятник архитектуры и французской истории «старого порядка».

Каждый из владельцев этого замка внес свой вклад в его архитектуру и коллекцию исторических ценностей. К сожалению, невозможно увидеть ее всю, потому что большая часть коллекции была разграблена или испорчена во времена французской революции.

Считается, что экскурсия по замку занимает около 4-х часов. На самом деле, чтобы увидеть всю красоту Шантийи, рассмотреть архитектуру, ознакомиться с его экспонатами, прогуляться по дворцовому парку нужен не один день.

Замок полностью окружен водой и, чтобы попасть к главным воротам, нужно пройти по мосту, перекинутому через огромный ров. В садах замка большое количество удивительных фонтанов и каскадных искусственных водоемов, поражающих своей красотой.

На территории замка расположен самый богатый музей во Франции — Музей Конде (Musée Condé), в котором содержится уникальная коллекция живописи, старинные книги и манускрипты, многочисленные скульптуры, предметы роскошного интерьера, принадлежавшие династии французских монархов.

Основателем музея считают герцога л’Омаль, который собрал большое количество книг и картин известных художников того времени. Чтобы коллекция хранилась как можно дольше, картины запретили трогать, переставлять и, конечно же, вывозить из города. Для сохранности библиотеки архитектор Оноре Домре создал специальные полочные конструкции, благодаря которым на книги не попадает свет. Из-за этого даже самые старинные экземпляры сейчас находятся в пригодном состоянии.

В старинном здании большой конюшни расположен Музей лошади (Musée du Cheval).

Лучшее время для визита в Шантийи — начало лета. В замке в это время очень много туристов, которые приезжают за фантастическими зрелищами. Ежегодно в июне на огромном ипподроме устраивают скачки и торжественные шествия породистых лошадей, собирающие звезд и известных личностей со всего мира. Это отличная возможность встретится со своим кумиром.

Помимо скачек можно посмотреть шоу фейерверков «Ночи огня» возле музейного комплекса. За несколько недель до этого в Шантийи собираются лучшие пиротехники мира, которые создают настоящее произведение искусства.

Напутствие для туристов

Из Парижа добраться до замка Шантийи можно поездом или машиной. Дорога на автомобиле займет около часа, а поездка на скоростном поезде позволит сократить время вдвое. С вокзала до замка курсирует бесплатный транспорт, который всего за несколько минут доставит желающих к великолепному дворцово-парковому комплексу. Если в запасе достаточно свободного времени, незабываемой станет получасовая пешая прогулка со станции до замка по тенистому живописному лесу.

Посещая замок Шантийи, лучше всего воспользоваться услугами экскурсовода. Он расскажет историю тех или иных вещей и проведет в закрытые комнаты. При самостоятельной экскурсии Вы сможете увидеть лишь малую часть великолепного исторического наследия.

Обновлено: 11.09.2017

«В период с 1632 по 1700 гг. великим Ленотром были созданы наиболее знаменитые французские парки, такие как: Во-ле-Виконт, Марли, Сен-Клу, Версаль, Шантийи. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII века - французский регулярный сад с его характерными элементами: партерами, боскетами, бордюрами, берсо, шпалерами, павильонами, эрмитажами, фонтанами, скульптурами, топиарами, кадочными деревьями. Стиль известен своей геометрической планировкой. Тем неожиданнее всего в 49 км от Парижа увидеть превосходный ландшафтный парк с великолепным замком, который произвел на меня гораздо большее впечатление чем Версаль и Во-ле Виконт.
Шантийи (1663-1684), подобно другим паркам того времени, подвергся влиянию новой моды, и часть парка была весьма осторожно переделана. Осторожно, потому что поместье Шантийи было резиденцией принцев Конде, и там хранилось все, что оставалось от их предков: произведения искусства и культуры. И сегодня в замке находится вторая по значимости после Лувра коллекция живописи Франции. По замыслу Ленотра и приемам, использованным при создании сада, он был близок к пейзажному, за исключением главного партера, лестниц и амфитеатра (вертюгаден), которые располагались непосредственно перед замком, и где проходили все праздники. Добавления в XVIII веке к произведению Ленотра были сделаны чрезвычайно осторожно, и в результате получилась картина исключительной ценности и цельности. Вся пейзажная реконструкция не имела и намека на ту фантастичность, капризность или нагромождения, какими отличались другие переделанные по последней моде сады.

Конечно, не все дошло до наших дней, но, к счастью, остался путеводитель по садам Шантийи «PROMENADES OUITINERAIRE DE JARDINS DE CHANTILLY», изданный в 1791 году. Из него можно узнать многое: что исчезло и что необходимо знать, чтобы представит себе роскошь и художественную ценность подобных имений. Описание начинается с цветочного партера, расположенного возле террасы окаймленной балюстрадами с 28 большими беломраморными вазами, ручки которых, сделанные из позолоченного свинца, имели вид бараньих голов. Пьедесталы, на которых стояли вазы, украшены масками, выбрасывающими воду. Вдоль террасы проходил небольшой ров, наполненный водой из ручья, который служил для водоснабжения Шантийи.

Особый интерес представлял театр под открытым небом. В Версале был водный театр, но там эффект получался из комбинации зеленых перспектив и струй, а в Шантийи создавалось сочетание из настоящего театра и садовых каскадов. Эта выдумка показывает богатство замыслов той эпохи, вместе с тем объясняет возможность появления в садах театральных декораций и даже сцен. Как он выглядел этот театр под открытым небом? Цитирую: «...На другой стороне галереи находится квадратный «Павильон Аполлона», украшенный двумя вазами снаружи, а внутри восьмью однотонными панно, представляющими драматических писателей и сцены их произведений. На двери в глубине павильона был написан Аполлон Бельведерский. Дверь, распахиваясь, открывает доступ в вестибюль театра, где две лестницы ведут непосредственно в театр. Зрительный зал очень богато украшен серебром по голубому фону. Над ложами возвышаются колонны в виде стволов пальм, образуя аркады и поддерживая завесы, а сверху виден плафон, украшенный амурами и гирляндами. Роскошь и изящество этого зала не является единственной его прелестью. При помощи скрытого механизма можно открыть фон сцены, и тогда снаружи видна ниша со статуей Дианы, которая помещена на
каскаде из многочисленных струй воды, падающих в бассейн. Эта перспектива дополняется восьмью гладкими каскадами, которые по желанию начинают бить на сцене, как в саду. Эти настоящие каскады, великолепно дополненные соответствующими декорациями и фоновой перспективой, производят во время представлений при освещении более 500 свечами самое необыкновенное, блестящее впечатление и кажутся настоящим волшебством».
Водный партер с фонтаном «Сноп» — одно из лучших созданий Ленотра — состоит из широкого залива канала, где помещены статуи четырех сезонов и вазы. По обе стороны
залива расположены участки партера, разделенные на клумбы и украшенные пятью бассейнами и фонтанами. По обе стороны партера помещено по аллее и по ряду ваз. Около левой аллеи расположен остров Амура. Остров по виду отвечает своему назначению. К нему ведет деревянный мост. На одном конце аллеи помещена статуя Венеры Стыдливой, на другой - Венера Каллипиги, в середине устроен зал из зелени в окружении восьми термов из мрамора. В середине зала - статуя бескрылого амура, держащего не лук, а сердце. На пьедестале написаны стихи Грувеля: «Обнаженный, как истина, безоружный, как невинность, бескрылый, как постоянство, - Амур Золотого века подносит красоте только сердце. Такого бога любви не найти, но его везде ищут». Цепочные партеры, рощи платанов и фонтаны дополняют украшения этого места. Рядом находится
павильон Венеры - маленький, продолговатый холмик, декорированный трельяжами. Фасад его состоит из четырех ионических колонн, а на фронтоне его изображены голубки, факел, стрелы, корзины с цветами, словом, все атрибуты той, кому посвящен этот храм. В павильоне бьют фонтаны в виде грибов, и вода их падает в мраморные фигурные бассейны. Зеркала отражают эти фонтаны. В середине каждого из окон помещена ваза из переливающегося алибастра с ручками в виде амуров. Из этих ваз бьют высокие струи, падающие затем в них обратно.
Следующий фрагмент - Английский парк. В нем искусство изменяет природу только для украшения и сходства с лучшими образцами, созданными природой. Сад повсюду открывает радостные и приятные виды, при прогулке по этому саду можно забыть соседнюю роскошь.

Пространство, занятое этим участком, до 1780 г. было болотистым лугом, превращенным как бы волшебством в дивный пейзаж. Рощи громадных деревьев, газоны, цветы были внезапно заменены камышами и журчащей водой. Канал проточной воды, начинающийся и заканчивающийся гладкими каскадами, образованный мелкими ручьями, журчащими между деревьями, изгибается и дает быстрый поток несколькими каскадами. Недалеко от дерновой скамьи открывается исключительно живописный вид. Через просеку виден мост над ручьем, сделанный из обломков скал, а за ними вдали — каскад, который находится в начале большого канала. Далее путешествующий по саду попадает в пещеру, представляющую громадный скалистый свод, нависший над ручьем. Перейдя по мостику через ручей попадаем на « Английский лужок» — газон, окруженный группами редких растений и клумбами с различными цветами. Ручей, протекающий в обрамлении зелени, завершает эту картину.

В этой же части парка расположены семь построек, называемые хижинами, размещенные в беспорядке и покрытые соломой. В середине видна широкая газонная площадка, прорезанная тропинками. С одной стороны растет старинный вяз, с другой находятся колодец и ряд огородов. Одна из хижин - водная мельница, другая — хлев, третья - молочня. Следующий домик очень скромен по виду, так что кажется обиталищем бедного, а внутри поражает пышностью, так как он полон всякой посуды, предназначенной для пребывания Конде в хижинах. Еже дальше находится скромная постройка, предназначенная для столовой и устроенная в виде охотничьей хижины. Посетителю кажется, что он перенесен в лес. Обрубки деревьев служат для сидения, цветы растут прямо в земле, несколько отверстий, как бы случайно сделанные между ветвей, которыми украшена хижина, дают свет.
Во время ужина зал освещает гирлянда фонарей, которые кажутся подвешенными к ветвям. Еще одна хижина служит бильярдной, а другая — библиотекой. Также в Шантийи находились зверинец, голубятня с двумя фонтанами, павлиний двор, где был устроен фонтан в виде четырех павлинов, бросавших струи воды на ворону, сидящую на раковине. На фазаньем дворе фонтан состоял из скалы с двумя фазанам, из ртов которых струи падали в бассейн.
В те времена было модно отмечать все праздники в садах. Для этого строились всевозможные храмы, китайские беседки. Праздники имели грандиозный размах.
Путешествие по парку закончилось, но в памяти навсегда останутся незабываемые впечатления удивительного по своей красоте пейзажного парка».

Замок Шантийи , название которого по-французски звучит как Chateau de Chantilly , расположен в окружении лесного массива примерно в 49 км от Парижа. С остроконечными башнями и глубоким рвом этот средневековый замок выглядит очень живописно, привлекая тем самым не только многочисленных иностранных туристов, но и парижан, которые не прочь прогуляться за городом на выходных.

Добраться до Шантийи из Парижа довольно легко. Мы выехали в 9 часов утра с парижского вокзала Nord на скоростной электричке. Билеты покупали непосредственно перед выездом в кассе вокзала. Думаю, даже для тех, кто не владеет французским, покупка билетов не составит труда: кассир повернёт к вам монитор, чтобы вы выбрали время отправления и сказали количество пассажиров. И обязательно прокомпостируйте билет у выхода на перрон. Дорога заняла около 25 минут.

В высокий сезон от вокзала до замка Шантийи курсирует бесплатный автобус, но мы решили пройтись пешком - всего 30 минут, зато подышали свежим воздухом.

Шантийи начал свою историю в 1484 году, когда королевский конюх Анн Монморанси перестроил доставшиеся ему огромные угодья с остатками крепости в замок, сделав основой башни и ров.

А вот и памятник Монморанси.

Затем замок перешёл во владение принцу Конде , который создал на территории замка огромный парк, задействовав лучшего ландшафтного специалиста Ле Нотра, и построил здесь конюшни, которые сами по себе являются достопримечательностью. Есть и ипподром, где сейчас проводятся соревнования.

По дороге к замку проходим мимо женщины-сфинкса и реалистично исполненных псов.

Дойти до замка можно по широкому мощёному мосту.

В самом замке, на мой взгляд, слишком уж много позолоты, картин и блеска. Но это на мой вкус, поэтому всё-таки советую вам зайти внутрь здания. Билеты, кстати, мы приобретали через Интернет ещё будучи в Москве.

Несмотря на то что замок огромный, жилые комнаты в нём оказались не такими уж и большими. Это, возможно, было связано с не очень хорошей отопительной системой.

Комнаты в замке Шантийи практически все проходные.

Вот что мне очень понравилось, так это богатая библиотека, в составе которой около 30 тысяч книг. Сама бы от такой не отказалась!

Удивило то, что в большее количество помещений нельзя попасть без экскурсовода, который прикладывал большой палец к красной кнопочке, чтобы открыть дверь. В парадных залах находится картинная галерея.

Честно говоря, картинные галереи посещать не люблю. Чтобы по-настоящему ими наслаждаться необходимо разбираться в истории и как минимум понимать «тайные знаки», которые автор оставляет в своих работах. Но вот картины, отражающие быт, разглядывать люблю. Вот эта картина, к примеру, мне нравится.

В соседнем зале была выставка фотографии XIX века.

После посещения замка Шантийи решили прогуляться по большому парку на его территории. Начинается он с классического французского сада с фонтанами и скульптурами. Не знаю почему, но фонтаны в день нашего посещения были отключены. Очень жаль.

Затем сад переходит в несколько хаотичный английский парк, после чего - в изящный японский. Оказывается, на территории замка недавно открыли забавную детскую площадку.

Погуляв ещё немного, мы отправились обратно к вокзалу, но на этот раз сели в тот самый бесплатный автобус, т. к. после нескольких часов, проведённых в этом чудном месте, мы просто валились с ног.

Провинция Пикардия, близко расположенная к Парижу, славится роскошными замками. По великолепию они не уступают Версалю или дворцам, расположенным вдоль берегов Луары. Одной из таких жемчужин архитектуры является замок Шантийи, притаившийся в лесах долины реки Нонетт в 49 км от столицы Франции, Парижа. Одного взгляда достаточно, чтобы от восхищения захватило дыхание. Необычное сочетание в архитектуре готического стиля и барокко создает впечатление застывшей сказки.

Замок Шантийи, Франция – описание.

Дорога, идущая сквозь лес, приводит к замку, возвышающемуся посреди пруда и окруженному великолепными садами. Комплекс Шантийи состоит из дворца, включающего в себя несколько зданий, а также ансамбль из трех ландшафтных парков: французского, английского и англо-китайского. Неподалеку от замка Шантийи расположены Большие Конюшни с музеем Лошади и современным ипподромом.

Замок Шантийи – история.

Свое название замок Шантийи получил в X столетии, во времена завоевания Галлии римскими легионами. Оно произошло от имени человека, первым построившим для себя дом в этих густых лесах. Позже на его месте был возведен замок, служивший защитой хозяевам. Внутреннее убранство сооружений того времени не отличалось роскошью, упор делался на надежность.


В 1528 г. хозяином замка стал де Монморанси, командующий французской армии, и замок Шантийи расцвел. Владелец решил превратить крепость в великолепный дворец, для чего пригласил известного архитектора Ж. Бюллана. Нынешнему поколению в наследство досталась лишь часть уцелевших строений, именуемая «Капитенри».

Вскоре владельцами замка Шантийи во Франции стали родственники французского королевского рода – Бурбоны-Конде. Герцог Конде продолжил перестройку зданий и улучшение парковой зоны, мечтая сделать поместье местом для проведения роскошных балов и званых приемов. К работе приступил архитектор Ленотр, создавший французский парк с каскадом фонтанов. Позже был создан англо-китайский парк с богато обустроенными «хижинами» для гостей, фруктовыми деревьями и каналами.


Парк Шантийи.

Весь парковый комплекс отреставрирован, и сегодня посетители могут прогуляться по дорожкам английского сада, полюбоваться на лебедей, плавающих в озере, посетить храм Венеры или беседку Любви с сохранившейся статуей Эроса. В англо-китайском парке остались мостики через каналы и три «хижины». Как и несколько сотен лет назад, сегодня можно совершить прогулку по лабиринту, немного отличающемуся от прежнего.


Все владельцы поместья были обеспеченными людьми, прекрасно разбирались в живописи, музыке и литературе. Они всячески старались приумножить уже существующие коллекции. Собранию картин, предметов быта из фарфора и драгоценных металлов, уникальных книг и скульптур мог бы позавидовать Лувр. Но французская революция не пощадила ни парки, ни дворцы, входящие в ансамбль. Великолепные коллекции были разграблены, парковые зоны разорены.

По счастливому стечению обстоятельств, ярость толпы удалось усмирить, и погромы были пресечены. Замок Шантийи стали восстанавливать. Окончание XIX столетия было ознаменовано реконструкцией Большого замка и возвращением в родные пенаты практически всех украденных экспонатов. Последний из рода Конде передал поместье герцогу Омальскому, который продолжил реставрацию комплекса, а на склоне лет завещал все имущество Институту Франции.


Коллекция замка Шантийи, Франция.

Чтобы полностью ознакомиться со всеми достопримечательностями и экспонатами, входящими в экспозицию, потребуется намного больше времени, чем запланировано для экскурсии. На обозрение выставлено более 1000 полотен, принадлежащих кисти знаменитых живописцев. В библиотеке принца Орлеанского выставлено в два яруса 13000 уникальных старинных книг и рукописей. Вся коллекция насчитывает 30000 экземпляров, некоторым из них более 400 лет.

Во дворце выделена огромная комната, в которой на бордовых стенах размещены полотна Рафаэля, Пуссена и других великих художников. Согласно последней воле завещателя, картины нельзя менять местами или выставлять в других музеях.

Изящное оформление внутреннего убранства всех дворцовых комнат поражает разнообразием:

  • люстры, сделанные из бесчисленного количества деталей;
  • позолоченная мебель;
  • различные резные декоративные фигурки;
  • стены, украшенные гобеленами;
  • расписные потолки;
  • газовые фонари;
  • мраморная лестница и т.д.



Все это приводит посетителей замка Шантийи во Франции в трепетный восторг. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для туристов это место так притягательно. Сюда лучше приезжать в начале лета, в это время здесь можно встретить знаменитых актеров и музыкантов, деятелей шоу бизнеса и особ королевской крови. Они приезжают на скачки, проводимые на ипподроме. Здесь каждый год можно полюбоваться грандиозным шоу фейерверков. Кстати, именно в замке Шантийи во Франции были сняты фильмы «Видок» и «Ватель».