Зимний Байкал (58 фото). Тур на байкал зимой Ледяной байкал

Воды Байкала ежегодно сковывает сплошной ледовый покров. В этом отношении Байкал составляет исключение среди больших озер земного шара. Даже лежащее значи­тельно севернее Ладожское озеро полностью покрывается льдом лишь в суровые зимы.

На многие десятки километров простираются засне­женные равнины поверхности замерзшего Байкала. Вдоль северо-западного побережья они чередуются с обширными пространствами сверкающего гладкого прозрачного льда (рис. 30), с которого сильные ветры начисто сдувают снег.

Ледовые просторы Байкала с давних пор и до наших дней - удобные пути сообщения, причем не только мест­ного значения. В течение 100-130 дней в году по поверх­ности ставшего Байкала поддерживается автомобильная и конная переправа. Однако байкальские ледовые дороги, наряду с удобствами, доставляют немало трудностей и даже опасностей. Отсюда большой интерес к байкальским льдам, который с давних пор проявляли люди, на практи­ке разрешавшие задачу зимнего транспорта по озеру и тщательно собиравшие необходимые для этого сведения. О большем внимании к байкальским льдам, появившемся уже в отдаленные времена караванных путей, свидетель­ствуют старые сочинения и разнообразные архивные ма­териалы.

Уже в XVII в. через зимний Байкал двигались кара­ваны, везя в Китай «мягкую рухлядь» (пушнину), отту­да - китайские шелка, чай и другие товары. Значительно оживила ледовые пути через Байкал начавшаяся добыча золота, серебра и свинца на Нерчинских приисках. В 1733 г. между Москвой и Нерчинском было установле­но постоянное почтовое сообщение с переправой через озеро.

В середине XIX в. наладилось регулярное зимнее со­общение между Центральной Россией и Дальним Восто­ком. Тогда оно также осуществлялось через Байкал. В те годы по ледяному Байкалу прошло несколько тысяч под­вод, перевезя десятки тысяч пудов разных товаров. В 1904 г. по льду Байкала проложили участок железной дороги. С помощью конной тяги по ней было переправлено 65 паровозов и более двух тысяч вагонов. С вступлением в строй кругобайкальской железной дороги переправы по льду резко сократились.

Самые первые дошедшие до нас сведения о льдах Бай­кала приведены в книге Николая Спафария - русского посла в Китае. Спафарий имел поручение от царя Алексея Михайловича подробно описать путь в Китай. В 1675 г. по дороге в Пекин он проехал Байкал, оставив потомкам лю­бопытное описание льдов озера и опасностей, связанных с зимним передвижением по Байкалу: «…а зимнею порою мерзнеть Байкал начинающе около Крещеньева дни, и стоит до мая месяцы около Николина дни, а лед живет в толщину по сажени и больше, и для того на нем ходят зимнею пороюсаньми и нартами, однако де зело страшно, для того что море отдыхает и разделяется надвое и учи­няются щели сажени в ширину по три и больше, а вода в них не проливается по льду, и вскоре опять сойдется вместе с великим шумом и громом, и в том месте учинится будто вал ледяной; и зимнею порою везде по Байкалу жи­вет под ледом шум и гром великой, будто из пушек бьет (не ведущим страх великий), наипаче меж острова Ольхона и меж Святого Носа, где пучина большая».

В течение XVIII и первой половины XIX в. многие путешественники и исследователи Сибири приводят от­дельные замечания, а иногда и большие описания бай­кальских льдов. Однако начало систематическому исследо­ванию ледового режима Байкала было положено лишь в 1869-1876 гг.Дыбовским и Годлевским.

В наши дни изучение льдов Байкала ничуть не утра­тило своего значения, наоборот, значительно расширился масштаб работ в этой области. Исследования ледового ре­жима Байкала приняли более углубленный характер. Уче­ные всесторонне изучают формирование ледового покрова, его разрушение и таяние, его строение, прочность, способ­ность проводить тепло и пропускать солнечные лучи и многое, многое другое. Больших успехов в этом деле уда­лось достичь исследователям Байкальской лимнологиче­ской станции Академии наук СССР под руководством Г. Ю. Верещагина. В последние годы большие работы в области изучения льда Байкала провел Лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук СССР. При этом значительно расширили наши знания о движе­ниях и видоизменении ледового покрова Байкала наблю­дения с самолета и аэрофотосъемка.

Байкальские льды принимают весьма разнообразные формы. Одни из них образуются во время замерзания озе­ра, другие - на протяжении всей зимы. Различные виды льдов с давних пор хорошо известны и обозначаются свое­образными местными названиями.

В октябре, когда наступают морозы, по берегам Байка­ла, на скалах, появляются «наплески», нередко причудли­вой формы, образованные прибоем. Одновременно на се­вере Байкала вдоль беретов уже появляются полосы льда - забереги. В Южном Байкале забереги появляются только в ноябре. Здесь их образованию препятствует глу­бинная теплая вода, поднимающаяся на поверхность на смену холодным слоям, отогнанным северо-западными вет­рами. Под юго-восточным берегом, где осенью особенно силен прибой, края заберегов сильно утолщаются, доходя нередко до 5-6 м. Они принимают форму валов, по мест­ному «соку ев». Образуются сокуи в основном из рыхлого крупичатого внутриводного (донного) льда, выбрасывае­мого на поверхность волнами. Донный лед кристаллизует­ся на Байкале в незначительном количестве: не всегда на­ступает необходимое для его образования переохлаждение воды. Этот лед местами участвует в образовании непро­зрачного льда.

Сильные ветры и волна разламывают широкие забере­ги. Образованные крупные и мелкие обломки льда - по местному «осенеца» - переносятся ветром и течениями на большие расстояния. Количество обломочного льда посте­пенно увеличивается. С усилением морозов обломки смер­заются, образуя ледяные поля. На открытых простран­ствах озера в морозные безветренные и безоблачные ночи быстро образуется молодой прозрачный лед.

Однако на этом осенний ледоход на Байкале не закан­чивается. Ледяные поля и молодой лед в ноябре, декабре и начале января многократно взламываются и образуются вновь. Волна и ветер создают в отдельных частях озера на­громождения льдин - торосы. Местами происходит подсо­вывание льдин, что приводит к образованию многослой­ного льда. Таким образом, когда наступает полное замер­зание, ледовый покров Байкала оказывается уже неодно­родным: гладкий лед толщиной в 5-20 см чередуется со льдом, утолщенным подсовами до 40-65 см, а также со льдом торосистым.

Байкал никогда не покрывается сплошным ледовым покровом одновременно на всем своем протяжении. Ледо­став наступает в различных районах озера в очень разные сроки, которые к тому же не остаются постоянными в от­дельные годы. Уже в октябре целиком замерзают мелко­водныесоры я небольшие заливы. У разных берегов за­мерзание происходит с середины декабря до начала янва­ря. В первой половине января замерзают открытые части озера и позднее всего - наиболее глубокий район - про­тив острова Ольхон (рис. 31). В отдельные годы свобод­ные от льда пространства сохраняются в течение всего ян­варя, а в 1899 г. окончательный ледостав в районе Голо­устного наступил лишь 10 февраля. В течение зимы неза­мерзающим остается очень небольшое пространство перед истоком Ангары. Образованию льда здесь препятствует подъем к поверхности более теплых глубинных вод.

В течение зимы толщина ледового покрова озера непре­рывно растет. Особенно большой толщины - до 150- 250 см - достигает лед в небольших, рано замерзших зали­вах. Вдоль северо-западного побережья, в Малом Море и других местах, очень быстро образуется свободный от сне­га кристально-прозрачный лед. Однако в конце февраля - начале марта его намерзание прекращается. В открытом Байкале скорость намерзания и толщина льда во многом зависят от распределения на ледовом покрове снега.

Снеговой покров сильно замедляет нарастание льда, которое продолжается до начала апреля. Дело в том, что снег затрудняет теплообмен через ледовый покров. При отсутствии снега, в первой половине зимы, поверхност­ные слои воды быстро охлаждаются, отдавая свои запасы тепла через лед, который быстро нарастает. Во второй по­ловине зимы увеличивается приток солнечного тепла, про­никающего через прозрачный лед, вода нагревается и на­мерзание прекращается. Снеговой покров, с одной сторо­ны, задерживает теплоотдачу подледной воды, с другой, отражая до 50-70% солнечной энергии, препятствует нагреванию воды, что особенно заметно во второй полови­не зимы.

Толщина однослойного гладкого льда к концу зимы колеблется в пределах от 70 до 113 см, но в отдельных слу­чаях достигает 130 см и более. Многослойный лед, обра­зующийся в результате подсовов, может иметь значитель­но большую толщину.

На протяжении зимы сплошной ледяной покров не остается неподвижным и неизменным. Он претерпевает хотя и небольшие, но весьма ощутимые горизонтальные и вертикальные смещения. В результате образуются дефор­мации и разломы льда, появляются узкие «сухие» трещи­ны, сквозные широкие щели с высокими нагромождения­ми льдин по краям.

Основная причина горизонтальных смещений ледово­го покрова - сжатия и расширения льда при изменении его температуры. О масштабе этих движений можно су­дить по следующим цифрам. Оказывается, понижение тем­пературы ледового покрова Байкала на 3° привело бы к сжатию и уменьшению его по длине озера на 120 м. Но конфигурация и изрезанность его берегов, с которыми спаян ледовый покров, приводят к появлению целой сети сквозных щелей, разделяющих сплошной ледовый покров на отдельные ледяные поля, достигающие 30 км в попереч­нике. Ширина же самих щелей колеблется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Местопо­ложение этих щелей из года в год не меняется.

Такие сквозные щели на Байкале издавна называются «становыми щелями».

Во время потепления лед расширяется, вдоль щелей возникают нажимы и нагромождение ледяных глыб. Об­разуются «становые торосы», тянущиеся на многие кило­метры. Образование щелей и становых торосов сопровож­дается сильным шумом, напоминающим пушечную пальбу или раскаты грома.

Становые торосы и десятки квадратных километров то­росистого льда создают трудные условия для работы зим­него транспорта на Байкале. Особенно опасны щели, затя­нутые тонким молодым льдом.

Большие сибирские морозы придают ледовому покро­ву Байкала монолитность, значительную толщину и проч­ность.

Вертикальные движения ледового покрова - результат изменений положения уровня озера, которые вызываются действием ветра, резкими колебаниями атмосферного дав­ления или иными причинами. Непосредственное воздей­ствие ветра на движение льда становится заметным лишь весной, перед самым вскрытием озера.

В течение зимы в ледовом покрове Байкала образуют­ся полыньи. Сперва они небольшие - величиной в не­сколько метров, но постепенно их размеры увеличивают­ся. Эти полыньи или, как их называют,- «пропарины», «ключи» - следствие подтаивания льда снизу. Происхо­дит это там, где выделяющиеся со дна озера газы увлекают к нижней поверхности льда теплые глубинные воды.

Пропарины также могут возникать и в местах выхода горячих ключей, распространенных по берегам Байкала, но их величина незначительна. Районы возникновения пропарин, образованных в результате подъема к поверх­ности глубинных теплых вод, остаются неизменными из года в год. Это подтверждает существование в Байкале постоянных подледных течений. Наиболее крупные про­парины встречаются у мыса Кадильного, по северному бе­регу Южного Байкала и в некоторых других частях озера.

Внутреннее разрушение байкальского льда начинается задолго до ледохода. Солнечные лучи через прозрачный лед нагревают подледный слой воды. Лед начинает таять снизу, рушиться и, как говорят, разыгливаться - делиться на столбики и иглы. Количество пропарин увеличивается, они расширяются, превращаясь постепенно в обширные полыньи. Расширяются щели, большие ледяные поля ос­вобождаются и приходят в движение под действием ветра. Начинаются нажимы и надвиги льда, представляющие серьезную опасность для береговых сооружений: приста­ней, молов, пирсов и др. Местами массы льда вытесняют­ся на берега (рис. 32, 33).

Такая картина из года в год наблюдается уже в середи­не апреля по всему северному берегу Южного Байкала в районе: пос. Лиственичное - бухта Песчаная. В тече­ние всей зимы здесь отсутствует снежный покров. На про­тивоположном берегу, в районе Посольск - Танхой, где в зимний период снег держится, разрушение льда начинает­ся двумя неделями позже, а в Северном Байкале - только во второй половине мая.

Ветер взламывает подтаявший утративший свою проч­ность лед. На образовавшихся обширных пространствах свободной воды он разводит волну, ускоряя разрушение ледового покрова. Взламывание льда обычно начинается в районе поселка Лиственичное - бухты Песчаной в по­следних числах апреля. В этом же районе - против мысов Большого и Малого Кадильного - наблюдается особен­но ранний ледоход. Эту особенность отметил еще в 1788 г. знаменитый исследователь Сибири - академик Паллас. Взламывание ледового покрова на севере Байкала насту­пает только в конце мая.

Весенний ледоход на Байкале продолжается в среднем 12-19 дней, вдоль юго-восточного побережья - 25- 30 дней, а западнее истока р. Ангары заканчивается в 4- 10 дней. Освобождение отдельных районов Байкала ото льдов растягивается на продолжительное время. Если на юге озеро очищается в первой половине мая, то у северной его оконечности отдельные льдины еще можно встретить в начале, а в районе Сосновой губы и в середине июля (рис. 34).

Позднее замерзание и позднее вскрытие, в отличие от других озер умеренных шпрот,- проявление одной и той же особенности Байкала: его огромной температурной инерции. Сезонные изменения температуры вод Байкала в результате их громадного объема и большой теплоемкости протекают очень медленно. Весной и летом байкальские воды накопляют огромные запасы тепла, на его отдачу, охлаждение верхних слоев и последующее замерзание даже в случае сильных морозов затрачивается немало вре­мени. Точно так же весной требуется очень много солнеч­ного тепла для того, чтобы температура в значительной толще верхних слоев воды повысилась и началось усилен­ное таяние льда с его нижней поверхности.

Обратное наблюдается в байкальских сорах. При об­ширной поверхности и глубине всего 3-5 м воды соров очень быстро отдают свои небольшие запасы тепла и за­мерзают уже в октябре. Весной же вода в сорах быстро прогревается, и они освобождаются от ледового плена на­много раньше открытого Байкала.

Полина и Дмитрий

г. Калуга. Дата посещения тура: 03.2019

Всё отлично! Ничего не менять! Лёд Огонь! Спасибо!

Яна Романова

г. Москва. Дата посещения тура: 02.2018

Обычно я всегда строю маршруты своих путешествий сама. В этот раз на Байкал мы собрались с моими родственниками французами и очень хотелось не только заниматься организацией и думать за всех, но отдохнуть и насладиться Байкалом. Я выбрала тур Байкальский лед и он нисколько не разочаровал. Тур превзошел наши ожидания. У меня есть теперь целый список того, что я сделала в первый раз в жизни всего лишь за неделю: от катания на хивусе по льду и вождения снегохода до поедания вкуснейшего омуля с пивом на байкальской воде, обедов в гротах на льду, фотографий на дрон и желаний, замороженных до весны в Байкале. Тур насыщен и каждый день совершенно разные приключения! Ощущение, что ты на другой планете, не покидало. Это действительно невероятный опыт и незабываемые впечатления. И не забывайте бурханить!

Анна Троян

г. Москва. Дата посещения тура: 02.2019

За эти дни мне очень понравились пузырики, за которыми едут люди, чтобы их сфотографировать или просто увидеть. Ещё понравились гроты и наплески воды. К сожалению, трогать их было нельзя, так как будущие поколения обязаны, по моему мнению, их увидеть.

Подболотов Николай Иванович

г. Санкт-Петербург. Дата посещения тура: 03.2013

I. ВСТРЕЧА Кривою степью из Иркутска На джипах ехали, не поднимая пыль, Поднявшись на высоку гору, Байкал я вижу сверху вширь. Седые лики гор, стоящих безмятежно, Рисуют в горизонтах облик твой, Могучий и суровый, малоснежный И весь во льду. Мы встретились зимой. II. ЗНАКОМСТВО Ледяной покров Байкала– Это чудо из чудес: Трещины на сеть похожи, Бесконечны, кружевны, Всю поверхность льда покрыли И коснулись толщины. Весна приходит, снег искрится, По льду на джипах путь наш длится Вдоль берегов твоих, Байкал, Таких красот нет в целом Свете, Хотя я много повидал. Прозрачный лёд вместо асфальта Под ним глубины – не сыскать. Треск льда вдруг эхом отзовётся, Восторг в душе – не передать! Вот пробиваем путь в торосах, Закат встречаем на ходу, Закат красив. Соприкасается вершина С бездною небес, А ледяной покров Байкала – с подножьем гор, Застыв, молчит в сосульках весь. Глубин Байкала довелось достичь На батискафе. Конечно, виртуальный вариант. Так глубоко я не нырял на этом cвете И перегрузок тех не ощущал. Как нерпа во своей стихии, Всё слушал и, конечно, как она, молчал. Учёный муж поведал нам о жизни, О жизни озера, о мироздании земном, О древних образах землицы нашей, О том, что было и что может быть потом. Узнав историю Байкала, Нам много следует понять Ценить жемчужину такую, Её любить, не загрязнять, В ладу с природой находиться, Беречь Байкал и защищать. III. РАССТАВАНИЕ Как провожал меня Байкал – Аттракцион неповторимый. Такого в мире нет нигде: Со льда Байкала мы на льдине Спускались вниз по Ангаре. Случайный зритель из Листвянки Глядит, дыханье затаив, На необычную команду, Стартующую сверху вниз. Где пьют бальзам струёй летящей, Всё мимо рта и всё на лёд, А льдина, медленно скользящая, Уже плывет и всё вперед. Всё дальше-дальше от Байкала... Никто не знает, как и где Та льдина встанет у причала Или рассыпется в воде. «Байкалика» – та дело знает! Куда причалить беглецам, Где в русской бане с лёгким паром, С душистым чаем, не спеша, Тур по Байкалу завершая, В кругу друзей, но без костра. А завтра будет воскресенье, И мы опять летим домой. На лицах грусть от расставанья, В душе теперь Байкал со мной!

Г. Рига. Дата посещения тура: 03.2018

Спасибо большое Кате - нашему гиду, и водителям, и капитанам и всем! Очень хорошо спланированное путешествие! Насыщенная, интересная программа! При этом поездка получилась радостная и комфортная. Все время чередовались переезды и активности! И на коньках покатались! И в бане попарились! И пельмени на льду! Сам Байкал такой прекрасныйи - не нуждается в эпитетах! заряжает необыкновенной энергией!

Таиса Марченко

г. Самара. Дата посещения тура: 03.2018

Мы прекрасно провели время:) Было интересно и ооочень весело. Компания подобралась что надо! Столько приятных воспоминаний! Гид Чернышева Катя. Нам бесконечно повезло с ней. Она любит свой край, знает о нём всё-всё и с радостью передает эту любовь нам. С ней легко и комфортно и открывать новые места, и веселиться. Замечательный Гид! Прекрасный человек

Легендарное российское озеро, включенное в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – магнит для туристов со всей планеты. Мы спросили у двух путешественников со стажем, в какое время года лучше ехать на Байкал. Каждый настаивал на своей версии. Юлия рассказывала о экстремальной поездке по бирюзовому льду. «А как же палаточный лагерь и путешествие на байдарках?» – упрямствовал Александр. Пришлось объявить ничью. Время года не имеет значения, если цель вашей поездки – пресноводное море Сибири.

Фото: satorifoto.livejournal.com / Даниил Коржонов

«Вот доедем – и покажу тебе место, где на прошлой неделе КамАЗ с дровами на дно ушел. Если полынья в том месте ровненько замерзла, то сквозь лед можно увидеть кабину, там неглубоко! Говорят, водила выбраться так и не успел», – под такие «веселые» байки моего иркутского приятеля Димы и клацанье моих зубов на огромном экспедиционном джипе бодро мчим из Иркутска к Байкалу. На календаре вторая половина февраля. Я, словившая первый «наркотический» приход от лицезрения яростной сини байкальских вод осенью, теперь стремлюсь увидеть его легендарные бирюзовые льды.

КамАЗ, дрова и байкальские духи

Дорога от Иркутска до поселка Сахюрта, откуда в теплое время года на остров Ольхон ходит паром, а зимой берет свое начало официальная ледовая переправа, занимает около трех часов. Причем большая часть времени уходит на задабривание местных духов со сложным характером. Делается это в специальных точках – бурханах, расположенных на всем протяжении трассы. «Надо выпить алкоголь именно белого цвета и оставить монетку из белого металла. А то шиш тебе, а не хорошая погода и крепкий лед; коньяк и вино не прокатывают», – со знанием дела объясняет Дима, грозно шевеля бровями. Ежась на холодном ветру усть-ордынских степей и вспоминая ушедших на дно мужика, дрова и КамАЗ, покорно глотаю водку и ищу мелочь по карманам.

За такие добросовестные check-in`ы на бурханах по пути к Ольхону духи благосклонно приглушают инстинкт самосохранения. И в результате, впервые выезжая на открытый лед, за границы официальной ледовой переправы, ты не орешь от страха, а тихонько подвываешь от ужаса и восторга, сидя в многотонном автомобиле, который неуправляемым снарядом несется по зеркалу Малого моря практически без сцепления с поверхностью. Под колесами – темно-синяя бездна, исчерченная белыми метеорами мелких поверхностных трещин, усеянная галактиками пузырей и туманностями редких снежных проплешин. Процесс торможения на абсолютно гладком льду – это целая спецоперация, требующая особых навыков по мгновенному расчету массы автомобиля по отношению к скорости и примерному расстоянию до ближайших торосов или торчащей изо льда скалы. Господи, спаси и сохрани!

Человек-пингвин

«К скалам близко подъезжать нельзя», – говорит Дима, блокируя все колеса и эффектно пуская машину юзом в сотне метров от обрывистого берега Ольхона. «Они нагреваются от солнца и лед рядом с ними подтаивает. Но мы туда сейчас пешком сходим». К этому моменту сознание полностью смиряется с тем, что на ближайшие несколько дней под тобой будет 50–80 см совершенно прозрачного льда и бог знает сколько десятков или сотен метров водной толщи самого глубокого на этой планете озера. Поэтому первые шаги по льду делаются с обреченностью ведомого на расстрел: в конце концов, какая разница, где тебя поглотит сия пучина – посередине Малого моря или у ближайшей скалы. Но в следующие мгновенья – после эпичного падения на пятую точку с тремя безрезультатными попытками подъема – тема разверзающейся бездны закрывается полностью. Отныне главной твоей заботой становится удержание собственного тела в вертикальном положении. Единственным в моем случае работающим способом более-менее безопасного передвижения по зеркальному льду был режим «человека-пингвина». При этом для профилактики ушибов и переломов при падениях необходимо предусмотреть одежду, которая максимально приближает вас к форме шара.

Дорога жизни

Увидеть главные сокровища зимнего Ольхона – ледяные гроты на севере – можно, только выехав за границы официальной переправы. Это дорога по льду Байкала, которую иркутское подразделение МЧС прокладывает каждый год. Дорога жизни, как ее называют жители Ольхона. Именно этой трассой пользуются для поездок на материк, по ней завозят продукты для островных поселков, дрова для отопления (на Ольхоне, который целиком является заповедной зоной, вырубка запрещена) и медикаменты.

Байкал даже подо льдом – живой, он дышит, ворочается, образуя страшные становые трещины и гигантские торосы. Подводные течения и ураганные ветра в некоторых заливах меняют структуру льда, появляются полыньи. Местные жители, выезжая на открытый лед, хорошо знают такие проблемные участки и объезжают их стороной. Для новичков выезд за пределы вешек, поставленных МЧС, – большой риск. Каждый год под байкальский лед уходят десятки машин. Очень часто жертвами становятся нетрезвые водители и гости из других регионов, по прилете в Иркутск арендующие крутые машины и рассекающие на них по замерзшему озеру. Поэтому главный лайфхак для путешествующих на зимний Байкал: забудьте про аренду автомобиля. За рулем при поездках по льду должен находиться трезвый местный житель, обладающий знаниями о ледовой обстановке по вашему маршруту.

Позы на льду

Все выезжающие на открытый лед предоставлены сами себе. И каждый придумывает развлечения по своему вкусу, отличающие разной степенью безумия и экстремальности. Спортсмены делают многокилометровые многодневные переходы на коньках с лыжными палками, волоча за собой снаряжение в санях. В заливах можно встретить рыбаков: подледный лов омуля превращает мужиков в зомби. Некоторые фанатики привозят с собой фанерные домики и ставят их прямо над лункой, в них же и ночуют. Отчаянные байкеры шипуют резину своих мотоциклов эндуро и пересекают Байкал с юга на север, с разгону перепрыгивая непреодолимые для машин торосы и трещины. Кайтеры буксировочными змеями ловят шальные ветра. Про подледный дайвинг мне даже страшно думать.

Далекий от спортивного экстрима народ с турбаз сначала плотно утрамбовывается жареным омулем и позами – гигантскими бурятскими пельменями. На позе сверху – дырка. «Сначала высасываешь у нее «душу» – горячий мясной сок из отверстия на макушке. А потом уже пустую кусаешь сбоку», – советуют мне опытные едоки. Сок обжигает язык, из отверстия идет пар. Дальше сладкий чай с лимоном, одевание с постепенным принятием формы шара и выход-выкат в солнечный морозный день.

А неугомонные туристы уже арендуют «Хивусы» – катера на воздушной подушке – и уносятся на них через полыньи и трещины в Малое море. Но «Хивус» надолго – это дорого, поэтому после народ устраивает покатушки на внедорожниках по идеально ровному льду с максимальным разгоном и последующим дрифтом. Рекомендую при этом врубить в машине на всю громкость какой-нибудь из вальсов Штрауса. Например, «Сказки Венского леса». Скорее всего, вас потом долго не будет укачивать ни на одном транспортном средстве. Когда просто дрифтовать становится скучно, к машинам привязывают надувные санки-ватрушки. Развлечение, кстати, довольно опасное: «ватрушечники» рискуют быть размазанными о байкальский лед в случае неловкого поворота неопытного водителя. Поэтому мы рисковать не стали и привязали длинным тросом к машине… мою подругу Катерину на коньках. Все сделали аккуратно: Катерина сначала вяло сопротивлялась, а потом требовала продолжения.

Гала-концерт

Вообще, конечно, скольжение идеальное. Ветер сдувает снег с ледовой поверхности и образует идеальный каток. Огромный, безлюдный и бесплатный. Ошалевшая от счастья Катерина носилась по льду с криками «Это все мое! Мое!». Перед выездом в аэропорт одной из моих важнейших задач было поймать ее и снять коньки.

А еще поражает сверхъестественная прозрачность байкальского льда. Бог его знает, за счет чего формируется этот оттенок неземной бирюзы – химического состава воды или преломления солнечных лучей? Кстати, погода на Oльxoне заметно отличается от других мест на Бaйкaле: по результатам многолетних наблюдений, на острове всего 48 пасмурных дней в году. И если день солнечный и безветренный, то, например, местные -15 или -20 °С вполне комфорты для долгого пребывания на свежем воздухе.

Да и звуки этот лед издает особые. Он то стреляет резкими разрывами далеких становых трещин, то по-змеиному тихо шипит сетью мелких поверхностных под ногами, то гулко булькает под ударами ладошек местных ледовых барабанщиков. Финальный гала-концерт мы инициировали сами и уже на берегу Большого Байкала. Синхронно разбивали большие куски льда и потом долго вслушивались, как тонко поют-звенят острые осколки, катящиеся по ледовому полю к розовому закату, опускающемуся на Бугульдейский залив. А в это время духи шаманов с Мишкиной горы хохотали над бесплотными попытками безумцев по звуку и цвету льда расшифровать формулу любви к этому удивительному месту над названием Байкал.


1 день

Встреча в аэропорту (прибытие в Иркутск в 9:00).
Посадка в экспедиционные внедорожники Nissan Safari (по 3 или 4 пассажира) и отправление на Байкал, на остров Ольхон. По пути вы заедете в Тажеранские степи и увидите древние наскальные рисунки.
Обед в кафе «Юрта», где вы отведаете лучшие блюда бурятской кухни.
Далее вас ждёт переправа на Ольхон по льду. Во время переправы посещение знаменитой буддийской ступы на о. Огой, построенной волонтёрами со всего мира. Встреча заката на Огое и прибытие в п. Хужир.
Размещение на турбазе «Байкалов острог». Ужин, отдых.

2 день

После завтрака вы отправитесь на джипах по байкальскому льду осматривать остров Ольхон. По пути будут остановки в самых интересных местах для осмотра гротов и наплесков. За день вы осмотрите практически весь остров и увидите такие знаменитые места, как мыс Шаманка, бухта Песчанка, мыс Саган-Хушун и мыс Хобой.
Обед-пикник прямо на льду Байкала.
После обеда вас ждёт масса ледовых развлечений: катание на тюбах и коньках, ледовый гольф, фотосессии со льдом и посвящение в ледовые путешественники.
Ближе к вечеру возвращение на турбазу. Ужин и отдых.

3 день

После завтрака отправление в южном направлении по Байкалу в п. Бугульдейка. По пути вы совершите восхождение на гору Шебеты (вблизи п. Усть-Анга), откуда открывается шикарная панорама Байкала и вид на Приморский хребет. Затем вы отправитесь на мыс Саган-Заба, осмотр древних наскальных рисунков.
Обед-пикник на берегу Байкала. Прогулки и осмотр гротов и наплесков.
Вечером прибытие в п. Бугульдейка. Размещение в центре охоты и туризма «Таловское». Ужин.

4 день

В этот день вам предстоит проехать на катере на воздушной подушке «Хивус» по маршруту пос. Бугульдейка — пос. Листвянка. По пути посещение знаменитых мест Байкала: мыса Арка, бухты Песчаная, утёса Скрипер и Чёртова моста. Эти места славятся своим чистейшим льдом, здесь можно устроить хорошую фотосессию!
Обед-пикник на берегу озера.
Вечером прибытие в Листвянку, размещение в гостинице «Даурия».

5 день

После завтрака вы отправитесь на снегоходах в падь Чёрная, по пути преодолеете крутой перевал.
По прибытию обед в зимовье.
Далее по льду Байкала вы совершите переход на собачьих упряжках до п. Листвянка.
Вечером возвращение в гостиницу.

6 день

После завтрака посещение смотровой площадки «Камень Черского». Подъём проходит на кресельном подъёмнике, а сверху открывается шикарный вид на Байкал и исток Ангары. После вас ждёт знакомство со всеми обитателями Байкала (в том числе с байкальским тюленем) в огромных аквариумах музея Байкала.
Ближе к обеду отправление к истоку Ангары, откуда начинается сплав на льдине. Это мероприятие абсолютно безопасно, наша компания проводит его уже 6 лет. Сплав на льдине занимает от 1 до 1,5 часов. Во время сплава для вас будет организован пикник с горячим глинтвейном и шоколадным фондю.
После сплава вас ждёт настоящая сибирская баня с купанием в проруби. А также специальные сюрпризы от туроператора!
После бани возвращение в гостиницу.

Весенний Байкал – это мир идеальной чистоты, причудливых ледовых форм и незабываемых впечатлений! В этом туре вы побываете в самых красивых и укромных уголках Байкала, прогуляетесь по ледяным пещерам, увидите самый чистый и красивый лед на планете, познакомитесь с самыми суровыми и милыми сибирскими собаками! А еще настоящий джиппинг, сибирская баня и сплав на льдине! Да, вы правильно поняли - сплав на настоящей льдине! Отдых на Байкале в феврале-марте – это просто бомба ярких впечатлений и эмоций!
Именно этот тур по версии журнала National Geographic Traveler вошел в "30 самых незабываемых путешествий". Именно этот тур выбирают самые известные travel-блогеры России, такие как Сергей Доля и команда Followmeto для передачи на Первом!
С каждым годом мы совершенствуем тур для вашего комфорта и безопасности: зимой 2020 года мы впервые запускаем ледовые маршруты на ТРЭКОЛе – крутом вездеходе, способном одинаково уверенно передвигаться по бездорожью, бескрайнему льду и даже по воде! Уникально, официально, безопасно!
Объехать пол Байкала за один тур и зарядиться эмоциями на весь следующий год - это тур «Байкальский лед»!

Даты заездов 2020: 10-15.02, 13-18.02, 16-21.02, 19-24.02, 22-27.02, 25.02-01.03, 28.02-04.03, 02-07.03, 05-10.03, 08-13.03, 11-16.03, 14-19.03, 17-22.03


1 день
Вы увидите: ледяные гроты, прозрачный лед, Вездеход Трекол
Вы попробуете: впервые пройтись по льду Байкала, отдать дань местным духам, полазить по ледовым гротам, традиционную бурятскую кухню
Маршрут: Иркутск, Тажеранские степи, Огой, Малое Море, 8 часов приключений

Питание: обед, ужин

Добро пожаловать на Байкал! Общий сбор группы и выезд назначен на 10:00, поэтому, пожалуйста, приобретайте билеты на рейсы с прибытием в Иркутск до 09:30 по местному времени. В аэропорту вас встретит ваш гид по Байкалу. Посадка в комфортабельный микроавтобус и отправление к заветной цели – озеру Байкал.
По пути вас ждет остановка в бурятском кафе «Юрта» – здесь вы отведаете вкуснейшие блюда сибирской кухни – бурятские позы, бухлер.
После сытного обеда продолжение пути и вот он – долгожданный Байкал. Вас ждет первый выезд на лед на полностью безопасном транспортном средстве – ТРЭКОЛе! Это судно способно передвигаться и по воде, и по суше, и по льду – все полностью безопасно и официально – такого нет ни у кого на Байкале! Помимо своих ходовых качеств, этот транспорт выглядит очень эффектно, а фотографии на его фоне – отдельный вид искусства!
Вечером у вас будет свободное время. Вы сможете погулять по льду пешком или прокатиться на коньках – поверьте, это запоминающееся и впечатляющее ощущение!
После первого насыщенного дня на Байкале вас ждет отдых в теплых и уютных номерах, а также вкусный ужин. Отдохните как следует, завтра начинается самое интересное!


2 день
Вы увидите: нескончаемые красоты ледового Байкала, знаменитый остров Ольхон, ледяные торосы и гроты, ледяные наплески на скалах, Буддистскую ступу Просветления, необитаемый остров Огой
Вы попробуете: испытать новые ощущения, сыграть в гольф на льду Байкала, сфотографироваться со льдом, пройти посвящение в ледовые путешественники, сагудай - традиционное блюдо байкальской кухни из свежей рыбы, рыбу горячего копчения
Маршрут: Хужир, Мыс Саган-Хушун, Мыс Хобой, Малое Море, 10 часов приключений

Питание: завтрак, обед, ужин
После завтрака вас ждет посадка в уже знакомые вам вездеходы, на которых вы отправитесь по байкальскому льду осматривать ледовые чудеса Малого Моря!
Первым делом вас ждет посещение буддистской Ступы просветления на острове Огой.
По пути будут остановки в самых интересных местах для осмотра гротов и наплесков, невероятных пещер с ледяными сталактитами.
Вся наша поездка будет сопровождаться таинственными легендами и мифами о Байкале, его мысах и скалах.
В одном из живописных мест вас ожидает обед-пикник прямо на льду Байкала. А после обеда – ледовые развлечения: катание на коньках, ледовый гольф, фотосессии со льдом, где вы сами для себя станете профессиональным фотографом – а как же ещё, когда вокруг столько вдохновения? - и посвящение в ледовые путешественники.
Ближе к вечеру вы вернетесь на нашу уютную турбазу. А завершится вечер посиделками в уютном теплом общем зале. Будем делиться впечатлениями, отдыхать, ужинать.


3 день
Вы увидите: панораму Байкала, много наплесков и гротов, древние наскальные рисунки, красивые скалистые берега, высокие горы, неповторимый байкальский закат, самый чистый лед
Вы попробуете: расшифровать древние наскальные рисунки, сфотографироваться на фоне Байкала, вкусные пельмени из оленины, залезть в самый глубокий грот, сфотографироваться в торосах, подняться на гору Тан-Хан
Маршрут: Малое Море, Залив Усть-Анга, Мыс Саган-Заба, Бугульдейка, 10 часов приключений

Питание включено: завтрак, обед, ужин
После завтрака на турбазе начинается новый этап вашего путешествия – день исследования Тажеранских степей. Вы будете двигаться в южном направлении, в сторону поселка Бугульдейка. Вас ожидает поездка по самым интересным, красивым и значимым местам.
По пути вы совершите восхождение на обзорную вершину Тан-Хан, откуда открывается шикарная панорама Байкала и вид на Приморский хребет.
Обед-пикник на берегу Байкала, после которого у вас будет время на прогулки и осмотр гротов и наплесков.
Вечером прибытие к поселку Бугульдейка и посещение мраморного карьера – одного из крупнейших месторождений мрамора в России. Размещение в центре охоты и туризма «Таловское», ужин и отдых. По желанию можно заказать баньку.


4 день
Вы увидите: знаменитую бухту Песчаная, ходульные деревья, конгломераты, чистейший лед Байкала, Чертов мост, дно Байкала сквозь лед, места, которым поставили миллион лайков
Вы попробуете: залезть на ходульное дерево, прокатиться на хивусе, сделать необычное фото на льду, увидеть байкальскую рыбу сквозь лед
Питание: завтрак, обед
Маршрут: Бугульдейка, Бухта Песчаная, пос. Никола, 8 часов приключений
После сытного и по-домашнему вкусного завтрака посадка в автомобиль и трансфер до Бугульдейки. Здесь вы смените транспорт - вам предстоит проехать на катере на воздушной подушке «Хивус» по маршруту пос. Бугульдейка - пос. Листвянка.
По пути посещение знаменитых мест Байкала: мыс Арка, бухта Песчаная, утёс Скрипер и, если природа окажется благосклонна, вы увидите те самые пузыри во льду! Эти места славятся своим красивейшим чистейшим льдом, отсюда вы сможете увезти кадры невероятной красоты!
По пути будет обед. Но это еще не все: есть отличный способ взбодриться и выплеснуть все то, что копится в вас месяцами – забава «байкальский антистресс». Заинтригованы? Приезжайте к нам и узнайте, что это такое!
Вечером вы прибудете в отель у самого истока реки Ангара. Здесь вы остановитесь до конца путешествия.


5 день
Вы увидите: шикарный вид на Байкал, знаменитую байкальскую нерпу, Байкал с воды, самый широкий исток в мире, сибирских собак
Вы попробуете: сфотографировать нерпу вблизи, узнать об уникальности Байкала, сплавиться на льдине, посетить настоящую сибирскую баню, попариться в бане с пихтовыми веничками, искупаться в проруби, испытать невероятные эмоции, прокатиться на кресельном подъемнике, сделать самое лучшее селфи с самой милой собакой
Маршрут: пос Никола, Камень Черского, Музей Байкала, Сплав по Ангаре, пос. Никола, 10 часов приключений

Питание: завтрак, обед
После завтрака посещение смотровой площадки «Камень Черского». Подъём проходит на кресельном подъёмнике, а сверху открывается шикарный вид на Байкал и исток Ангары.
После вас ждёт познавательная экскурсия в Байкальском музее, а так же знакомство со всеми обитателями Байкала (в том числе с байкальским тюленем) в огромных аквариумах музея.
После обеда в ресторане - отправление к истоку Ангары, откуда начинается сплав на льдине. Это мероприятие абсолютно безопасно, наша компания проводит его уже 9 лет! Здесь вас ждет знакомство с замечательными сибирскими собаками – они станут вашими спутниками на ближайший час. Буря положительных эмоций и красивейшие фотографии вам обеспечены!
Сплав на льдине занимает от 1 до 1,5 часов.Во время сплава для вас будут подготовлены закуски, а также сюрпризы!
После сплава вас ждёт настоящая сибирская баня с купанием в проруби.
После бани возвращение в отель.


6 день
Питание: завтрак
Отъезд домой.
Завтрак. Вот и пришло время прощаться с Байкалом! Вас ждет трансфер в аэропорт города Иркутска. До новых встреч на Байкале!

Стоимость тура на 1 человека в рублях: 97 700 рублей

В стоимость включено: встреча в аэропорту; трансфер в аэропорт; аренда вездеходов на шинах низкого давления «ТРЭКОЛ», 3 дня, 2 единицы посадка по 6 человек; аренда катера на воздушной подушке «Хивус»; размещение на турбазе «Хадарта", Малое Море, в двухместных номерах, 2 ночи; услуги профессионального гида по Байкалу на протяжении всего маршрута; питание по программе; пикники во время дневных переездов; размещение в центре охоты и туризма «Таловское», п. Бугульдейка, в 2- и 3-местных стандартных номерах, туалет и душ на этаже, 1 ночь; экскурсия в Байкальский музей; экскурсия на смотровую площадку; прогулка с сибирскими ездовыми аляскинскими маламутами/хаски; сплав на льдине в сопровождении СВП "Хивус"; баня, 3 часа; проживание в отеле "Никола», п. Листвянка (Никола), в 2-хместных стандартных номерах,туалет и душ в номере, 2 ночи; впечатления и эмоции на всю жизнь!

В стоимость не включено: авиабилеты до Иркутска и из Иркутска; алкогольная и табачная продукция; ужины в посёлке Листвянка, услуги фотографа (предоставляется отдельно, стоимость - по запросу).

Эта программа не требует никакой специальной подготовки! В туре можно участвовать с детьми от 6 лет.

Единственное, что вам необходимо сделать, это подготовить хорошую теплую одежду и обувь.