Крушение A321: версии причин авиакатастрофы над Синайским полуостровом. Погибший рейс: что известно о причинах крушения A321 спустя год Авиакатастрофе airbus a321 рейс 9268

Самолет Airbus A321 рейса 9268 авиакомпании "Когалымавиа" (бренд Metrojet) разбился, пропав с радаров утром субботы, 31 октября. На борту самолета находилось 224 человека - пассажиры, дети, 7 членов экипажа, все они были россиянами. Лайнер выполнял "туристический" рейс между Шарм-Эль-Шейхом и Санкт-Петербургом.

Последние данные о катастрофе также можно прочесть в твиттере по хэштегу #КогалымАвиа и #7k9268 .

Власти Египта официально подтвердили авиакатастрофу и начали поиск обломков силами армии, турецкие же авиационные власти сообщили о входе лайнера в их воздушное пространство. При этом СМИ ранее заявляли, что лайнер продолжил полет, однако официальная пресса Каира заявляет - авиакатастрофа все-таки произошла, обломки лайнера находятся на Синае.

Красноречивее всего выглядит иллюстрация системы Flightradar, позволяющая отслеживать любые гражданские борты мира, на которых находятся специальные транспондеры. По данным Flightradar видно , что самолет "снижался со скоростью примерно 6000 футов в минуту (110 км/час)перед тем как сигнал был потерян" через 23 минуты после взлета.

Пресса также сообщает, что экипаж лайнера сообщил о неисправностях, некоторые журналисты говорят о том, что КВС и второй пилот запрашивали аварийную посадку - однако эта информация пока не подтверждается.

Отметим, что многие пилоты и авиационные эксперты, говоря об авиакатастрофах, напоминали - отказ двигателя (без разрушения двигателя или самолета) не приводит к падению лайнеров - они могут планировать даже со всеми выключенными двигателями до ближайшего аэродрома (также уже случалось в истории авиации - СМИ вспоминают и аварийную посадку Ту-204, и "планер Гимли").

"Самолет упал в закрытой военной зоне. Там проводятся контртеррористические операции",- сообщает ВГТРК.

Режим ЧС введен в северном синае в Египте в связи с крушением российского самолета, на место крушения выехали премьер-министр Египта, спасатели и военные.

Reuters сообщает, что, возможно, на месте катастрофы «слышны крики выживших пассажиров».

"ЭКИПАЖ РАЗБИВШЕГОСЯ РОССИЙСКОГО АВИАЛАЙНЕРА НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗА НЕДЕЛЮ ЖАЛОВАЛСЯ НА ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЕМ",- передают информагентства.

"Египетские экстренные службы начали вывоз тел погибших при крушении российского A-321 на Синайском полуострове",- сообщает AFP. Место катастрофы оцеплено и охраняется от мародеров.

"Найдены тела пятерых детей, упавший в Синае российский самолет развалился на две части",- заявило AFP.

Президент РФ Владимир Путин выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших в катастрофе самолета компании «Когалымавиа», приказав направить спасателей на место трагедии.

"Общий налет 48-летнего командира упавшего в Египте самолета составил 3682 часа. Из них в качестве командира воздушного судна Валерий Немов пролетал 1100 часов",- заявил Lifenews.ru.

"Как стало известно, до полетов на самолете типа А-321, Валерий Немов управлял ТУ-154. Переучивался пилот в учебном центре AmurAir, расположенном в Турции",- добавляет пресса, называя КВС профессиональным пилотом.

Стало извесно, что как минимум одна из пассажиров рейса выложила фотогрфию самолета и своего мужа с дочкой перед взлетом, написав "мы летим домой ".

"По данным египетской стороны, самолёт пытался зайти на посадку на аэродром Эль-Ариш",- сообщили в посольстве России.

"Как стало известно, из-под обломков российского лайнера, потерпевшего крушение в 100 километрах от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова, вытащили около ста тел пассажиров",- сообщает Egypt Independet.

"Очевидцы говорят, что потерпевший крушение в Египте самолет горел в воздухе",- сообщил Коммерсант FM.

СМИ сообщили, что спасатели нашли на месте трагедии один из бортовых самописцев - черных ящиков.

Президент Владимир Путин объявил 1 ноября траур в связи с крушением российского лайнера в Египте,

Тела всех 17 детей обнаружены на месте крушения А-321 в Египте. Сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя гражданской авиации.

Как выяснила «Газета.Ru», туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица.

"Либо пожар в центральной/хвостовой части, либо пожар двигателя с распространением его по всей гондоле с последующем температурным разрушением крыла",- пишут на профессиональном форуме пилотов.

Местное племя бедуинов «Аль Таяха» увидело, как российский лайнер авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на Синайском полуострове. По словам кочевников, Airbus A321 вспыхнул в воздухе, в частности, они увидели, как горит один из двигателей самолета.

"Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности", - представитель египетских спецслужб/Рейтерс

В офисе владельца авиакомпании «Когалымавиа» в Столешниковом переулке Москвы проходят обыски. Сотрудники правоохранительных органов изымают из офиса документы и электронные носители,- сообщают СМИ.

Авиационные власти Египта не исключают, что катастрофа с лайнером российской авиакомпании «Когалымавиа» в Египте произошла из-за теракта, передаёт CBS Extra. "Эта версия маловероятна, так как у террористов в регионе нет соответствующего вооружения - зенитно-ракетных комплексов, ведь самолёт находился на высоте более 6 тысяч метров", - заявляют специалисты.

"С Синая пару месяцев назад реактивными снарядами обстреляли территорию Израиля. В Сирии и Ливии исламисты захватили десятки комплексов С125 и С200. В Йемене перестрелки идут с применением Точек У, а саудиты по всей границе развернули Пэтриоты",- пишут в соцсетях.

"По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее",- сообщают "Известия".

Египетские власти сообщили, что в результате крушения российского самолета никто не выжил - сообщило агентство Рейтер.

Перед вылетом из Шарм-эш-Шейха разбившийся самолет прошел необходимую техническую проверку и какие-либо неисправности выявлены не были, заявил глава египетской компаний по аэропортам Адель Махгуб. "Был произведен технической осмотр самолета и подтверждена его летная годность", - подчеркнул он.

Расследование причин крушения лайнера А321 над Синайским полуостровом, унёсшего жизни 224 человек, продолжается. Эксперты проводят анализ обломков и приступили к расшифровке чёрных ящиков. RT собрал основные на данный момент версии причин трагедии.

Версия: самолёт был сбит террористами

Террористическая группировка «Исламское государство» поспешила взять на себя ответственность за крушение лайнера авиакомпании «Когалымавиа». Однако в качестве основного «доказательства» террористы предоставили видео, в котором интернет-пользователи легко распознали подделку.

Кроме того, экстремисты не сказали, как именно им удалось это сделать. Как отмечают эксперты, у боевиков имеются переносные зенитные комплексы, однако их недостаточно, чтобы сбить самолёт на высоте почти 10 км.

По мнению специалиста по безопасности и бывшего офицера армии Великобритании и контртеррористических подразделений Чарльза Шубриджа, заявления боевиков ИГ - всего лишь попытка спасти свой имидж на фоне успехов авиации РФ в .

Министр гражданской авиации Египта Ваиль аль-Мадави также подтвердил, что террористы были не в состоянии сбить самолёт, так как для этого понадобились бы возможности целого государства. «Требуются радары для поиска, радары для определения местонахождения самолёта, радары для управления огнём. Это есть только у государства, а не у группировок», - сказал аль-Мадави.

Директор национальной разведки Джеймс Клэппер, в свою очередь, заявил, что у нет прямых свидетельств причастности террористов к крушению российского самолёта в Египте.

Версия: взрыв на борту лайнера

Как отметили в Госдепе США, Вашингтон не располагает информацией, что причиной крушения самолёта мог стать теракт, однако, по данным СМИ, американским военным спутникам с помощью инфракрасных датчиков удалось зафиксировать вспышки в момент катастрофы российского самолёта.

По одной из версий, это была бомба на борту лайнера, по другой - взрыв произошёл в топливном баке в результате поломки оборудования. Но, как уточнили в Пентагоне, тепловая вспышка могла быть вообще не связана с авиакатастрофой.

В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о возможности теракта на борту упавшего в Египте самолёта, заявил, что на данный момент нет никакой новой информации, связанной с этой версией катастрофы.

Версия: технические неполадки

Эксперты также назвали разгерметизацию салона возможной причиной крушения A321 в Египте. По их версии, от резкого перепада давления корпус самолёта мог лопнуть.

Как сообщили представители «Когалымавиа», разбившийся в Египте самолёт Airbus A321 ранее имел повреждение хвостовой части, однако в компании отметили, что был произведён необходимый ремонт и техническое состояние лайнера не вызывало вопросов.

При этом, по словам представителей авиакомпании, ещё перед падением самолёт Airbus A321, скорее всего, получил значительные повреждения конструкций. Кроме того, по их данным, после наступления катастрофической ситуации лайнер находился в неуправляемом полёте.

Также, по данным египетских СМИ, неисправность на борту российского самолёта привела к повреждению правого борта лайнера. Об этом журналисты сообщили со ссылкой на неназванные источники. При этом СМИ не уточняют, чем, по их мнению, было вызвано повреждение - умышленными действиями на борту или техническими неполадками.

Кроме того, по непроверенным данным, в ходе расшифровки чёрных ящиков эксперты обнаружили нехарактерные для штатного полёта звуки, которые появились прямо перед крушением. При этом, как пишет РБК, по записи разговора пилотов с диспетчерами можно заключить, что «за четыре минуты до исчезновения самолёта с радаров ситуация оставалась штатной».

Версия: человеческий фактор

Ещё одна версия, которую нельзя полностью исключать, - ошибка пилотирования, приведшая к катастрофе. Как ранее отмечали представители «Когалымавиа», по их данным, экипаж разбившегося A321 в момент катастрофы полностью потерял контроль над управлением лайнером. Однако причины этого пока неизвестны.

Более подробно эту версию случившегося можно будет рассматривать только после полной расшифровки чёрных ящиков и получения результатов анализа обломков самолёта.

Как подчеркнул бывший пилот American Airlines Марк Вайс, в расследовании обстоятельств трагедии многое пока остаётся неясным.

«Лайнер находился в воздухе около 20 минут. За это время самолёт набирает крейсерскую высоту и попадает в устойчивый воздушный поток. Но на случай, если он войдёт в зону турбулентности, пассажиров могли попросить занять свои места. То, что был включён сигнал «застегнуть ремни» и пассажиры были пристёгнуты, необязательно означает, что самолёт шёл на посадку. Экстренно сажать его в тот момент было негде, - отметил пилот в интервью RT. - Каждый двигатель самолёта был оснащён двумя противопожарными баллонами, которые в случае возгорания вытесняют кислород, и горение прекращается. Но даже если предположить, что оба двигателя отказали, самолёт начал бы планировать, а не разваливаться на части. Он бы не упал вертикально».

В настоящий момент спасатели МЧС продолжают поиск останков жертв крушения Airbus А321 в Египте, где обломки самолёта разбросаны на большой территории.

Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, нельзя исключать ни одну из версий крушения Airbus в Египте. Он подчеркнул, что Владимир Путин получает данные о трагедии в постоянном режиме.

Пёстрая толпа туристов, яркий подводный мир, манящий дайверов со всего света, - все это привлекает путешественников. Россияне рвались туда, как на вторую дачу: хотя бы недельку отдохнуть от работы и пожариться на солнце. Летали целыми семьями, пока авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 не вынудила содрогнуться всю страну.

Трагическое происшествие

Туристическая группа фирмы «Бриско» возвращалась чартерным рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Несмотря на раннее утро (вылет в 5.50 местного времени), пассажиры пребывали в отличном настроении. Они выкладывали снимки удавшегося отдыха в социальные сети. Была суббота, а в понедельник многим предстояло окунуться в кого-то ждала работа, кого-то - учёба.

Авиалайнер Airbus A321-231 EI-ETJ, прибывший из Самары, принял на борт 217 пассажиров. Им и семерым членам экипажа к 12 часам дня предстояло оказаться в Северной столице, где многих ожидали в аэропорту родные и близкие. Набрав за 23 минуты заданную высоту в 9400 метров, на скорости 520 км/час воздушное судно внезапно пропало с радаров. В 6.15 (7.15 Москвы) самолёт рухнул в районе Синайского полуострова близ аэропорта Эль-Ариш - самой горячей точки Египта, где правительственным войскам противостояли исламисты Аль-Каиды.

Версии трагедии

Встречающие рейс 9268 в аэропорту Пулково с тревогой следили за табло, на котором высвечивалась информация: «Прибытие задерживается». А к вечеру уже вся страна знала, что обломки пропавшего с радаров воздушного судна обнаружены египетскими властями. Разбросанные на протяжённости 13 километров, с оторвавшейся хвостовой частью, они были показаны по телевидению, что вызвало множество версий специалистов о возможных причинах катастрофы. Наиболее достоверными считались три:

  • Технические неполадки, связанные либо с отказом двигателя, либо с "усталостью" металла. В хвостовой части обнаружили следы ремонта обшивки после того, как в 2001 году воздушное судно при приземлении в аэропорту Каира задело хвостом асфальт. Образовавшаяся микротрещина могла с набором высоты вызвать разрушение самолёта.
  • Авиакатастрофа в Египте - это ошибки экипажа.
  • Террористический акт.

На месте трагедии начала работать комиссия МАК, возглавляемая представителем Египта Айманом аль-Муккадамом. В неё вошли представители России, Франции, Германии, США и Ирландии. После изучения доказательств и расшифровки две первые версии были признаны несостоятельными.

Воздушное судно

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом стала самой крупной в истории Египта и современной России. Аэробус принадлежал компании «Когалымавиа», которая подверглась тщательной проверке. Было выяснено, что после аварийной ситуации 2001 года ремонт воздушного судна проводился во Франции на заводе-изготовителе, после чего были проведены все необходимые испытания. За 18 лет эксплуатации лайнер налетал менее 50% своего ресурса (57428 часов) и находился в исправном состоянии. Об этом свидетельствуют еженедельные технические проверки, последняя из которых была осуществлена 26.10.2015. Бортовые самописцы не обнаружили сбоя в работе систем. До 23-й минуты полёт проходил вполне штатно.

Экипаж

Сорокавосьмилетний командир экипажа Валерий Немов - выпускник СВААУЛШ (ставропольского военного училища). Он один из немногих, кто в сложные 90-е годы переучился на На «Аэробусах» летал с 2008 года, имея 12 тысяч часов налёта, что свидетельствует о его колоссальном опыте. Второй пилот также пришёл из военной авиации, будучи ветераном Чеченской кампании. После ухода на пенсию, Сергей Трухачёв переучился на А321, пройдя подготовку в Чехии. Летал на них более 2 лет. Общий налёт составил 6 тысяч часов. Оба пилота были на хорошем счету в своей авиакомпании. Немова даже преждевременно вызвали из отпуска, чтобы отправить в печально известный рейс 9268.

Официальная версия

Спустя две недели после трагедии версию о теракте официально озвучил руководитель ФСБ во время встречи с президентом РФ. В подтверждение своих слов он привёл следующие доказательства:

  1. Американские спутники зафиксировали тепловую вспышку над Синаем во время катастрофы, что говорит о произошедшем взрыве на борту самолёта.
  2. Фрагмент фюзеляжа имеет пробоину диаметром около одного метра. Её края выгнуты наружу. Это свидетельствует о том, что источник взрыва находился внутри.
  3. При расшифровке самописца, фиксирующего переговоры, перед прерыванием записи слышен посторонний шум, характер которого может быть отнесён к взрывной волне.
  4. Авиакатастрофа в Египте вызвала большой общественный резонанс. Спустя время не только признали ответственность за совершение теракта, но и на страницах журнала Dabig выложили фото самодельного взрывного устройства (СВУ).
  5. У части погибших обнаружены травмы, свидетельствующие о гибели от последствий взрыва (ожоги, разрывы тканей).
  6. Во фрагментах осколков, багаже и на теле жертв найдены следы взрывчатых веществ - молекулы тротила.

Мощность взрыва оценивалась в 1 килограмм Предположительное местонахождение СВУ - хвостовая часть самолёта. Ибо взрывная волна продвигалась вперёд, но разлом фюзеляжа воспрепятствовал её дальнейшему продвижению.

Авиакатастрофа в Египте: кто виноват?

После появления российской версии стало известно, что в аэропорту Египта задержано 17 служащих. Главным вопросом стал один: "Как СВУ попало на борт лайнера?" ФСБ начало изучать биографии 34-х пассажиров (11-ти мужчин и 23-х женщин), на теле которых оказались молекулы тротила. Но официальный Египет вскоре заявил, что нет доказательств для однозначного утверждения о теракте на борту самолёта. Никто из служащих не был реально арестован. Российские власти объявили о вознаграждении в 50 миллионов долларов за любые сведения о террористах.

Лишь в феврале 2016-го от президента Египта прозвучало официальное признание теракта. Было выяснено, что бомба была изготовлена из пластита, используемого для создания боевых снарядов. Она приведена в действие часовым механизмом. Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 показала, что система безопасности в аэропорту не отвечает международным стандартам. СВУ могло попасть на борт с фирмой, поставляющей продукты, через сотрудников, имеющих доступ на взлётную полосу, а также через ручную кладь во время проверки багажа. Последние данные таковы, что находилось в салоне в непосредственной близости от места 31А. Все эти факты привели к запрету продажи туров на отдых в Египте.

Пассажиры рейса

EI-ETJ - последние цифры номера аэробуса. По ним авиаторы называли между собой борт «Джульеттой», ласково - «Джулькой». В то трагичное утро она разбила три авиационных брака и погубила молоденького стюарда, вышедшего на замену вместо уволившегося из-за страшного сна коллегу. А ещё унесла с собой жизни 217-ти пассажиров, 25 из которых - дети. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - это целые семьи, десятки разрушенных любовных историй, младенцы, которым никогда не суждено стать взрослыми. Этим рейсом с родителями летела десятимесячная Дарина Громова. Её фотографию мама выложила в социальную сеть перед вылетом. Девочка стоит в аэропорту лицом к взлётной полосе, а внизу подпись: «Главный пассажир». Эта картинка стала символом трагического рейса, из которого никто не сумел вернуться.

Почти все пассажиры - россияне, 4 человека - граждане Украины, 1 - Белоруссии. Большинство - жители Санкт-Петербурга, хотя есть и представители других областей: Псковской, Новгородской, Ульяновской. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - люди различных профессий. Ещё пока родственники занимались опознанием тел, неравнодушные люди формировали коллективный портрет пассажиров, по крупицам собирая сведения о них. Была создана замечательная галерея, где о каждом нашлось много хороших слов.

Почти год спустя

31 июля Москва и Петербург провели акцию в память о погибших над Синаем. Прошло 9 месяцев: многие родственники получили компенсации, опознали и похоронили своих близких, но не утихла боль. 5.08.2016 пришло сообщение, что сорок пять боевиков во главе с Абу Дуа аль-Ансари, по чьей вине произошла авиакатастрофа в Египте, уничтожены в ходе боевой операции под Эль-Ариш. Так хочется верить, что подобное больше не повторится никогда!

До сих пор нет ни одного достоверного видео или хотя бы фото с места крушения российского самолёта в Египте. Лайнер рухнул в особой зоне, доступ в которую ограничен властями из-за тлеющего конфликта с местными вооружёнными группировками.

"Аэробус А-321" перевозчика "Метроджет" - это компания "Когалымавиа" - выполнял рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Самолёт пропал с экранов радаров через 23 минуты после взлёта. В первые часы поступали противоречивые данные о судьбе лайнера, но теперь известно точно - аэробус разбился, выживших нет. На борту были 224 человека - это семеро членов экипажа и 217 пассажиров. Такого количество жертв в истории российской гражданской авиации ещё не было.

"Аэробус" рейса 9268 летел всего 23 минуты. Гораздо дольше - несколько часов после того, как он исчез с радаров - приходила противоречивая информация о судьбе лайнера. Составить более-менее понятную картину происшедшего в небе над Синаем стало возможно не сразу.

Аэропорт Шарм-эль-Шейх, 5 часов 51 минута по местному времени (6.51 по Москве). Аэробус "Когалымавиа" - это чартерная авиакомпания, известная под брендом "Метроджет" - взлетел и берет курс на Санкт-Петербург. Свободных мест почти не оставалось. Опытный командир экипажа - 12 тысяч часов налета, из них треть - как раз на "Аэробусе-321". Практически сразу после взлета он обнаружил какие-то неполадки на борту, связался с землей, сообщил о неисправностях, попросил разрешить посадку на ближайшем аэродроме. На этом сеанс закончился, и больше "аэробус" на связь не выходил. К 7 часам 14 минутам по московскому времени лайнер потеряли радары.

"В 7.14 должен был выйти на сеанс связи с Ларнакой, республика Кипр. Радиосвязь не состоялась с самолетом, она потеряна. Так же исчезла отметка с радиорадаров диспетчерских служб. На борту самолета находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, в основном это граждане России", - сообщил пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский.

По уточненным данным последних часов, также на борту были трое граждан Украины и один - Белоруссии. Судя по данным интернет-ресурса "Флайтрадар", последнее, что зафиксировала земля - за минуту до того, как исчезнуть с экранов, самолет сбросил около двух километров высоты. Резко падала и скорость: с почти 750 километров в час сначала до 350, а затем - до 170 километров в час! Это последнее, что передал транспондер, и эти цифры - за гранью критических. Большой лайнер на столь малой скорости просто не удержится в воздухе. Причем, со слов свидетелей, наблюдавших падение "аэробуса", у него вроде бы горел двигатель.

Самолет уже разбился - он упал на севере Синайского полуострова, в 35 километрах от города Эль-Ариш, а пресса и информагентства продолжали сыпать противоречащими друг другу сообщениями. Кто-то с ходу объявил самолет разбившимся. Потом пришли данные, что он якобы вновь вышел на связь. Потом появились все запутавшие ссылки на египетских диспетчеров, которые будто бы утверждали, что передали "аэробус" турецким коллегам. Но и эта информация не подтвердилась.

Ближе к полудню стало ясно - воздушное пространство Египта самолет не покидал. Премьер-министр этой страны отменил все поездки, созвал экстренное совещание и объявил, что самолет все-таки разбился. На Синае ввели режим чрезвычайной ситуации. И вот, наконец, после полудня уже официально объявили: обломки найдены.

"Мы отправили на место катастрофы рабочую группу Министерства гражданской авиации. Она будет проводить расследование, это стандартная процедура. Разумеется, мы поддерживаем постоянный контакт с российским послом", - сообщил премьер-министр Египта Шериф Исмаил.

Те, кто первым увидел место крушения своими глазами, передали известия, окончательно похоронившие надежду: лайнер полностью разрушен, шансов найти выживших нет. Еще через полчаса спасатели начали извлекать из-под обломков тела погибших. Их доставят в Каир, а оттуда переправят в Россию. Поисковые работы осложняет гористая местность и то, что упавший лайнер буквально разметало по округе.

Офицер сил безопасности Египта описал агентству "Рейтер" страшную картину: "Я наблюдаю трагическую сцену. На земле лежит множество тел погибших, многие из них пристегнуты ремнями безопасности в своих креслах. Самолет расколот на две части. Первая – небольшая хвостовая часть - сгорела, вторая - большая передняя часть - врезалась в скалу. Мы извлекли уже 100 тел, остальные все еще под обломками. Мы услышали, как зазвонили десятки телефонов, которые принадлежали погибшим, наши офицеры собрали их в мешок".

Разбившийся "Аэробус-321" эксплуатировался около 19 лет - это вполне допустимо в гражданской авиации, другой вопрос, как обслуживался самолет. Данный конкретный борт несколько лет прослужил в авиакомпаниях стран ближневосточного региона: в Ливане, Турции, Саудовской Аравии, Сирии. Российская "Когалымавиа" приобрела его в 2012 году.

В причинах трагедии разбираются специалисты, а от людей остались фотографии. Снимки тех, кто улетал из Египта, возвращался с отдыха рейсом 9268. И перед взлетом успел оставить публикации в соцсетях с такой, например, надписью: "Привет, Питер, прощай, Египет. Мы летим домой".

Самолет Airbus А321 разрушился еще в воздухе, а пилоты не передавали сигнал SOS на землю, следует из заявлений МАКf и властей Египта. Основной версией остается поломка. Возможность теракта чиновники обеих стран опровергли

Место крушения российского самолета Airbus A321 (Фото: Максим Григорьев/ТАСС)

На месте крушения российского лайнера Airbus А321 найдены бортовые самописцы. Все они получили лишь небольшие повреждения, заявил глава российского Минтранса Максим Соколов. Место, где будут вскрываться и изучаться данные с бортовых самописцев разбившегося лайнера А321, определят позже, но у Египта есть приоритетное право в определении страны вскрытия, сообщил глава Росавиации Александр Нерадько. Вскрытие и изучение ящиков будут производиться совместно российскими и египетскими специалистами.

Самолет российской авиакомпании «Когалымавиа» (работает под маркой Metrojet) разбился в центре Синайского полуострова, в 100 км от египетского города Эль-Ариш, утром 31 октября. Авиакатастрофа стала крупнейшей в истории российской авиации. На борту самолета находились 224 человека, включая 24 ребенка и семь членов экипажа. Все они погибли, объявили в субботу вечером египетские власти. В воскресенье вечером в Россию отправили 130 из найденных и осмотренных тел погибших.

Разрушился в воздухе

Самолет, выполнявший рейс Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, вылетел в 06:51 мск и уже в 07:14 пропал с радаров, рассказал утром 31 октября представитель Росавиации. Его прибытие в аэропорт Пулково ожидалось в 12:10 мск. Чуть позже египетская сторона подтвердила крушение самолета, сказав, что он упал в гористой местности и доступ к нему затруднен.

Как следует из данных портала Flightradar24.com, в 07:11 мск самолет набрал высоту 10 210 м и скорость 404 узла (748 км/ч). В 07:13 мск скорость самолета неожиданно упала до 184 узлов (341 км/ч), затем — до 93 узлов (172 км/ч). Высота полета снизилась до 8649 м. На этом трек полета заканчивается — по всей вероятности, транспондер A321 перестал передавать данные о параметрах полета. По данным Flightradar24.com, перед исчезновением с радаров самолет снижался со скоростью около 1,8 км в минуту, то есть падал практически вертикально.

Исполнительный директор МАК Виктор Сороченко заявил в воскресенье вечером, что лайнер разрушился еще в воздухе. По его словам, фрагменты самолета разбросаны на площади около 20 кв. км. Делать выводы о причинах катастрофы пока рано, подчеркнул он. Источники ТАСС сообщили, что, вероятно, самолет загорелся в воздухе.


Загадочная техника

Версия технической неисправности А321 рассматривается как основная причина крушения лайнера, рассказал источник Интерфакса, знакомый с ситуацией. Более конкретных заявлений о возможных причинах неисправности еще не появилось.

Отказ или возгорание двигателя не могли быть достаточной причиной для потери высоты самолетом, считают в «Когалымавиа». По словам представителя перевозчика, отказ двигателя является «серьезной ситуацией», но «не приводит к катастрофе». Такие ситуации раз в шесть месяцев отрабатываются на тренажерах, пояснил он. «Существует версия, что был отказ двигателя, пожар в двигателе, опять-таки хочу сказать, что из-за этого самолеты с эшелона не падают», — заявил представитель «Когалымавиа» в эфире телеканала «Россия 24».

Крушение самолета из-за технических неисправностей во время полета — большая редкость, рассказывает РБК директор научного Центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного НИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Чаще причинами катастроф становится человеческий фактор. Редкость и то, что катастрофа произошла на эшелоне: как правило, крушение происходит при взлете или посадке. Технические неполадки могли случиться с электросистемой, что вызвало пожар, предполагает эксперт. Нельзя исключать и возможность взрыва в багажном отделении, говорит эксперт.

Рассматриваются и иные версии авиакатастрофы: человеческий фактор и неблагоприятные метеоусловия вкупе со сложным гористым рельефом местности, сообщил источник Интерфакса.

Перед вылетом в Египет самолет заправлялся в Самаре, где следователям поручили изъять и организовать проверку образцов топлива. Эксперты проверили качество топлива и обнаружили, что оно соответствовало всем требованиям, заявила позже представитель Приволжской транспортной прокуратуры Майя Иванова.

Командир разбившегося A321 Валерий Немов имел более 12 тыс. часов налета, рассказала представитель «Когалымавиа», утверждая, что ошибка пилота полностью исключена. Иванова также заявила, что экипаж прошел медицинский осмотр и был в хорошем состоянии.

Сейчас Следственный комитет России (СКР) и Ространснадзор проводят проверку «Когалымавиа». СКР допросил 146 сотрудников авиакомпании, работавших с экипажем, сообщил в воскресенье официальный представитель СКР Владимир Маркин. Внеплановую проверку компании по безопасности полетов начал Ространснадзор.

Сигнал SOS не поступал

Перед вылетом из Шарм-эль-Шейха российский самолет прошел необходимую техническую проверку, какие-либо неисправности выявлены не были. Об этом заявил глава египетской госкомпании, управляющей аэропортами, Адель Махгуб. Самолет имел все разрешения и сертификацию на полет, уточнил глава российского Минтранса Максим Соколов. Перед вылетом происходит запуск и опробование двигателей, объясняет РБК Фридлянд. «В процессе опробования автоматика сигнализирует о различных параметрах. Если что-то не так, экипаж не взлетает. Они же не самоубийцы», — говорит эксперт.

Пилот перед катастрофой запросил изменение маршрута и посадку в аэропорту Каира по причине технической неисправности, сообщал в субботу источник РИА Новости в аэропорту Шарм-эль-Шейх. Министр гражданской авиации Египта Хусам Камаль в воскресенье опроверг эту информацию. По его словам, сигнала SOS вплоть до самого крушения от пилотов не поступало.

Бывшая супруга второго пилота Сергея Трухачева Наталья рассказала НТВ о его жалобах на состояние лайнера незадолго до вылета. По ее словам, супруг говорил о состоянии лайнера в телефонном разговоре с дочерью. Предположение, что экипаж неоднократно жаловался на состояние борта и все равно летел им, маловероятно, говорит Фридлянд: «Я в это не верю». При сообщении о неполадках самолет должен пройти все необходимые проверки и не выходить в работу, уверяет он.

Нестарый самолет

A321 — крупнейший самолет в своем семействе. В эксплуатацию он введен в 1993 году. Всего было произведено более 900 таких самолетов.

Возраст разбившегося самолета — 18 лет и пять месяцев, следует из данных на Flightradar и Jetphotos.net. 18 лет — не самый высокий возраст для авиалайнера. Cредний возраст российского самолета составляет 21 год, оценил в субботу первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев.

Авиакомпании «Когалымавиа» самолет принадлежит с марта 2012 года. В парке Metrojet было семь лайнеров Airbus A321 возрастом от 14 до 17 лет, два 11-летних A320 и один Challenger-850 для бизнес-рейсов, свидетельствуют данные отраслевого портала Samolets.com. По данным портала Airfleets.net, первый полет лайнера Airbus А321 датирован 9 мая 1997 года.

Громкие заявления

Египетское отделение «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России) взяло на себя ответственность за крушение российского самолета на Синайском полуострове, сообщил в субботу AFP. Заявление от имени группировки появилось в мессенджере Telegram и в социальных сетях сторонников террористов, уточняет BBC. Министр транспорта России Максим Соколов, комментируя эту информацию, сообщил, что она не может считаться достоверной. Официальный представитель Вооруженных сил Египта Мохаммед Самир заявил The Guardian, что «на данный момент нет никаких доказательств, что террористы ответственны за эту авиакатастрофу».

После заявления ИГ немецкая авиакомпания Lufthansa и французская Air France, а также компания Объединенных Арабских Эмиратов Emirates приняли решение избегать полетов над Синайским полуостровом в качестве меры предосторожности, сообщила AFP.