Теплоход сура. Теплоход "сура" Пройдем и по мелким, и по извилистым рекам

Построен по проекту ПКС-40 на Городецком судоремонтном заводе для нижегородской группы «Гама». Проектные работы «Гама» начала в 2007 году. Утверждение проекта Российским Речным Регистром состоялось в июне 2009 года.

Судно под заводским номером 1 было заложено в октябре 2009 года на Городецкой судоверфи в Нижегородской области в России и спущено на воду 1 ноября 2010 года.
Строительство было завершено в 2011 году. Свой первый рейс теплоход Сура совершил 11 мая 2012 года.

При строительстве теплохода использован колёсный движительно-рулевой комплекс, разработанный нижегородским конструктором Евгением Фальмоновым, что позволило уменьшить осадку до 0,6 м.
Расход топлива в сравнении с энергетической установкой винто-рулевого комплекса мелкосидящего судна сокращается на 40%. Патент на устройство был получен в 2001 году.

Стоимость судна 75 млн рублей. Планируется использование теплохода на кольцевой линии Ока - Волга.

Основные характеристики:

Водоизмещение 130 т

Длина 35,5 м

Ширина 9,8 м

Высота 8,4 м

Осадка 0,6 м

Двигатели дизели марки Deutz

Мощность 2x180 л.с.

Скорость хода 16 км/ч (расчётная 12,5)

Пассажировместимость 40


Первую в своей жизни навигацию сегодня открыл уникальный инновационный теплоход "Сура". Это судно — детище нижегородских инженеров-конструкторов и пока единственный колесный круизный теплоход, построенный в современной России. Свой первый рейс "Сура" совершил по Оке и продемонстрировал собравшимся необыкновенные технические возможности. Коррепондент программы "Вести — Приволжье" оценила речной внедорожник.

"Сура" легко отправляется в плавание по малым рекам России и тут же демонстрирует чудеса маневрирования. Разворот на месте на 180 градусов и возможность причаливать "носом в берег" практически в любом месте. Подобных круизных судов в нашей стране не создавали несколько десятилетий.

Проектировать "Суру" начали в 2007 году, а в 2009 году приступили к строительству. Закончили достаточно быстро. 1 сентября 2011 года теплоход уже совершил первый рейс. Ходовые испытания прошли успешно. Своими обводами "Сура" напоминает старинный пароход, а за интересной формой скрывается современная начинка и необычная конструкция.

Дмитрий Галкин, генеральный директор группы компаний, рассказал: "Основная особенность теплохода — это дизель-электроход с колесно-движительным рулевым комплексом. Рассчитано на то, чтобы ходить по рекам с минимальными глубинами, в том числе по Оке, потому что в летний период на Оке очень низкий меженный уровень. Такая конструкция позволяет работать на этой красивой реке".

Движение и управление судном осуществляется за счет двух гребных колес. Принцип работы схож с гусеничной техникой: у каждого из них есть свой привод. Колеса заменяют привычные ходовые винты. Благодаря такому механизму существенно экономится топливо: потребление, по сравнению с винтовыми теплоходами, почти в 3 раза меньше. Е судно способно само снять себя с мели.

Евгений Фальмонов, инженер-изобретатель, разработчик проекта теплохода "Сура", отметил: "Колеса в виде агрегатов навешаны на корпус на шарнирах. Это обеспечивает возможность задания оптимального заглубления колеса. Если судно оказывается на мели, мы можем колеса опустить на грунт, тем самым снимая часть нагрузки. Судно подвсплывает и в режиме грунтозацепа может снять себя с мели".

Как говорит инженер-изобретатель Евгений Фальмонов, в "Суре" ему удалось соединить и конструкцию, и архитектуру. "Сура" производит впечатление большого судна, хотя его длина составляет не более 36 метров — меньше "Омика". Однако функциональность высокая. На судне 42 пассажирских места со всеми удобствами, ресторан и большая верхняя палуба. За такими судами — будущее речного пассажирского транспорта.

Светлана Потапова, пассажир теплохода "Сура", директор туристической компании, сообщила: "У него очень хорошая вместимость — до 120 человек при довольно больших площадях".

Капитан "Суры" Виктор Мухорин ходит по рекам уже 30 лет, но на абсолютно новом теплоходе — впервые в жизни. Самый большой плюс, по словам капитана, — комфортабельность судна. Управлять из этой рубки можно всем, начиная с момента запуска двигателей и заканчивая наблюдением. Количество членов экипажа сократили до 6 человек, вместо привычных для такого судна 11. Весь процесс почти полностью автоматизированный, вахты нет даже в машинном отделении. В помощь прилагаются и установленные здесь камеры видеонаблюдения.

Виктор Мухорин, капитан теплохода "Сура": "За счет камеры появляется дополнительный обзор сзади судна".

Первая навигация "Суры" открыта успешно. Теплоход будет ходить по самым популярным туристическим маршрутам в Нижегородской области. Кстати, уникальным теплоходом уже заинтересовались другие регионы. Первый заказ на строительство такого же судна уже поступил.

Длина ПКС-40 «Сура» 35,5 метров, высота 8,4, ширина 9,8. Благодаря таким небольшим размерам это судно целиком спряталось за дебаркадером фирмы «Гама» и его не удалось сфотографировать «в полный рост»:) Из-за небольшого надводного габарита «Сура» сможет проходить под мостами в центре Москвы.

02.

Круизное судно «Сура» - куда ни ткни, везде что-то новое и необычное для речных туристов.

Пассажировместимость всего 40 человек. Такое количество пассажирских мест выбрано не случайно и соответствует числу мест в экскурсионном автобусе.

Осадка всего 67 сантиметров. «Сура» сможет зайти в такие реки, куда привычные всем круизный суда не пройдут из-за своей осадки.

Высадка пассажиров может осуществляться в необорудованных местах. «Сура» подходит «носом в берег» и по носовой аппарели пассажиры комфортно спустятся на берег. Т.е. «Суре» не нужен оборудованный причал, плата за использование которого зачастую очень высока. Например, отшвартоваться на Валааме стоит 24 000 руб.

В кормовой части «Суры» расположен колесно-движетельный рулевой комплекс. Т.е. 2 гребных колеса. Почти, как у «американцев», только нет рулевого пера и эти 2 колеса могут вращаться с разной скоростью, благодаря чему «Сура» умеет поворачивать. Лопатки гребных колес выполнены из стали 8 мм - легко разрубят попавшее в колесо бревно. По прогнозам создателей в колесно-движетельном рулевом комплексе «Суры» ломаться нечему.

Гребные колеса приводятся в действие электродвигателями. По-сути «Сура» - это дизель-электроход. В машинном отделении судна находятся 2 дизеля, которые могут работать на дизельном топливе и рапсовом масле. Так, что если вы почувствуете запах жареной картошки, то возможно где-то рядом проходит «Сура», работающая на рапсовом масле:)

Благодаря высокой степени автоматизации и совмещению профессий на «Суре» 3 вахты по 2 человека.

Проектирование и постройка этого судна обошлось в 75 000 000 руб.

Зима - не лучшее время для осмотра речного круизного судна, но все же некоторое представление об интерьерах можно получить. Осматривали «Суру» мы вместе с главным конструктором проекта и изобретателем колесно-движетельного рулевого комплекса Евгением Васильевичем Фальмоновым (на фото второй слева). Также на фото видна носовая аппарель «Суры».

03.

При входе на «Суру» попадаем в салон-вестибюль на средней палубе. Всего на судне 3 палубы: нижняя, средняя и солнечная. Линолеум и целлофан постелили специально для защиты поверхностей на зимнее время. Перед открытием навигации это всё снимут и пропылесосят:)

04.

05.

06.

Спускаемся на нижнюю палубу.

07.

Стены оклеены высокопрочными обоями.

08.

На нижней палубе «Суры» расположены двухместные каюты с удобствами. Диван раскладывается и получается двуспальное место от стены до стены.

09.

Шкафа для одежды тут нет. Для одежды предусмотрен мешок.

10.

Санузел в каюте.

11.

12.

Попасть в пассажирскую каюту и воспользоваться электроэнергией можно только благодаря специальной карточке.

13.

За пассажирскими каютами на нижней палубе располагаются каюты экипажа. Далее идет небольшая кают-компания с окном выдачи пищи из камбуза.

14.

Еще ближе к корме нижней палубы расположен камбуз.

15.

16.

17.

18.

Ещё ближе к корме располагается машинное отделение.

19.

20.

21.

22.

23.

На средней палубе расположены четырех и двухместные каюты с удобствами. Тут уже есть шкаф для одежды.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Приготовленная на камбузе еда приезжает на лифте на среднюю палубу.

32.

И попадает в ресторан.

33.

34.

На «Суре» повсюду установлены камеры видеонаблюдения.

35.

Рулевая рубка.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

Генеральный директор группы компаний «Гама» Дмитрий Николаевич Галкин (на фото третий слева).

44.

За рулевой рубкой располагается свободная солнечная палуба. Сюда, к барной стойке, выведен камбузный лифт.

45.

46.

По правому и левому борту по спасательному плоту.

47.

Также предусмотрено место для спасательной шлюпки. Ещё на фото видны гребные колеса, которые закрыты защитными кожухами.

48.

49.

А это уже круглый стол по актуальным вопросам пассажирского флота - 2012 с участием генерального директора группы компаний «Гама» Дмитрия Николаевича Галкина. На ноутбуке видна фотография «Суры».

50.

Немного тезисов с круглого стола:

Проект еще одного колесника ПКС-200 «Золотое кольцо» пока заморожен. Нет денег.

Появилось предварительное расписание «Суры» на навигацию 2012 года. «Сура» будет в Москве на ЮРВ в июле и августе. Правда цены на такой круиз ни то, что кусаются, а сжираю речного туриста чуть менее, чем совсем. Круиз Нижний Новгород - Москва ЮРВ - Нижний Новгород 11 дней/10 ночей в июле, августе при четырехместном размещении на средней палубе с трехразовым питанием обойдется туристу в 64 750 руб. Двухразовое питание позволит сэкономить только 3 850 руб.

«Гама» планирует построить «круизную баржу». Т.е. на барже размещаются каюты и помещения для туристов. К барже цепляется толкач (примерно такой, как на фото)

51.

И весь этот толкаемый состав катает туристов по рекам. Хоть это и позволит при относительно низких затратах создать еще одну единицу круизного флота и задействовать толкач на прочих работах при закрытии круизной навигации, но у меня в голове следующее: теплоход должен быть белым и ах, но никак не зеленой и баржей. Не исключено, что идея и возможное воплощение «круизной баржи» найдет своих поклонников в среде речных туристов.

А это максимум, как мне удалось заснять «Суру» снаружи.

52.

В 19 веке и первой половине двадцатого столетия наши реки бороздили колесные пассажирские и буксирные суда. Этим летом в первый рейс по Волге отправится современный колесник. Однако это вовсе не дань моде на ретро. Небольшой по размерам и водоизмещению колесный теплоход «Сура» своим появлением может ознаменовать качественное обновление речного флота, которого мы так заждались.

Пройдем и по мелким, и по извилистым рекам

Уникальный колесник появился благодаря усилиям трех сторон: нижегородского инженера-изобретателя Евгения Фальмонова, туристической компании «ГАМА» и Городецкого судоремонтного завода (ГСРЗ).

В России 100 тысяч километров водных путей, но из них используется только половина, - говорит Дмитрий Галкин, генеральный директор туристической компании «ГАМА». - Например, в Нижегородской области протекают такие живописные реки, как Сура, Унжа, Керженец, Ветлуга, которые являются несудоходными. Между тем, люди хотели бы отправиться в круиз по ним. Однако существующим флотом эти реки не пройти.

Идея создать соответствующее пассажирское судно родилась в 2007 году, когда инженер-изобретатель, кораблестроитель и судовой архитектор Евгений Фальмонов представил Галкину свою разработку — уникальный движительно-рулевой комплекс, на который у него был получен патент. Было решено проектировать пассажирское судно с рабочим названием «Сура».

Оно уникально благодаря своему движительно-рулевому комплексу, который позволяет судну работать на минимальных глубинах, а эта проблема с учетом обмеления судоходных рек, в частности, Волги становится с каждым годом все актуальнее, - рассказывает Евгений Фальмонов. - «Сура» пройдет по рекам с ограниченными глубинами и извилистым фарватером, даст пассажирам возможность выхода на необорудованный берег по носовой аппарели. А если судно сядет на мель, то с помощью тяги опущенных на дно колес оно сможет вытащить себя самостоятельно.

И двигается, и рулит

В движительно-рулевом комплексе, запатентованном Фальмоновым, совмещено сразу две функции — движения и управления. На традиционных судах движитель (водомет или колесо) и орган управления (как правило, перо руля) существуют по отдельности. Колесный движительно-рулевой комплекс Фальмонова представляет собой два прочных сварных колеса с раздельно управляемым приводом. Это хорошо сразу с двух сторон: удешевляется стоимость изготовления и возрастает надежность. Логика проста: два устройства — это всегда менее надежно, чем одно.

Применение колесного движительно-рулевого комплекса с электромеханическим приводом колес позволило снизить потребную мощность, исключить валовую линию и винты - главный источник шума и вибрации на судне, исключить традиционные рули, повреждения которых на речном судне частое явление, - рассказывает Фальмонов. - Уменьшение запасов топлива, максимальное использование внутренних объемов, облегченная конструкция надстройки с использованием строительных материалов — все это позволило создать экономичное судно с необычной архитектурой.

Экономика речного круиза зависит от двух показателей: удельного водоизмещения на одного пассажира и мощности, необходимой для перевозки одного пассажира, - продолжает Дмитрий Галкин. - Показатели «Суры» по сравнению с существующими судами — в 2-3 раза ниже.

«Сура» - первое подобное судно. Дальнейшие теплоходы этой серии планируется строить под заказ. Интерес уже проявили компании из Великого Новгорода, Республики Коми, Ростова-на-Дону, Астрахани.

Если наш теплоход мы строили полтора года, то с каждым последующим планируем уложиться в 12 месяцев. По нашим оценкам, потребности российских судоходных компаний, специализирующихся на речном туризме, в судах подобного типа — около ста единиц, - подсчитывает Дмитрий Галкин. - К судну уже сейчас ощущается огромный интерес. Первые круизы на «Суре» уже распроданы.

Строили «Суру» полтора года на Городецком судоремонтном заводе (ГСРЗ). Кораблестроители собрали и окрасили металлический корпус и надстройки, изготовили и монтировали движительно-рулевой комплекс и ряд других систем. Это уже не первая серьезная работа городецких корабелов. В 2009 году ГСРЗ заключил первый в истории предприятия контракт с голландской компанией, а в июле прошлого года танкер-химовоз «Идуна» грузоподъемностью более семи тысяч тонн был спущен на воду. Кстати, голландцы признали это судно одним из лучших по качеству работ.

Евгений Фальмонов занимается проектированием судов всю сознательную жизнь.

Я отношусь к счастливчикам, для кого работа больше, чем хобби, - рассказывает Евгений Васильевич. - Судьба подарила мне встречи с интересными и увлеченными людьми. Лекции в институте по судовой архитектуре нам читал Владимир Викторович Сергеевич, который создал суда, которые ходят до сих пор. Затем 17 лет он был моим начальником. Вместе мы мечтали, фантазировали, побеждали в конкурсе 1989 года на проектирование пассажирского судна для кольцевой линии по Оке-Волге.

В 1993 году Фальмонов познакомился с главным инженером Красноярской судоверфи Иваном Буллером, который откликнулся на его предложения по созданию колесников нового типа. Вскоре на Енисей вышли заднеколесные паромы.

В 2004 году Евгений Васильевич представил видео испытаний Красноярских колесных паромов на конференции любителей речного флота. Его доклад вызвал большой интерес. А в августе 2005 года произошла судьбоносная встреча изобретателя с бизнесменом Дмитрием Галкиным.

Однако Фальмонов далек от того, чтобы почивать на лаврах. Он увлечен проектами новых судов.

- «Сура» - это только начало, - считает Евгений Васильевич. - Географические особенности страны - мелеющие и замерзающие на полгода реки, шельф северных морей - требуют инновационных решений для продленной или круглогодичной навигации флота. Таким решением может явиться колесный ледокол, который сможет двигаться носом и кормой вперед, маневрировать во льду и шуге. Причем, при движении колесами вперед эффективность ледокольной работы резко возрастет. Гребные колеса, представляющие по форме две косозубые фрезы, вращаясь со скоростью 10-30 об/мин, разрушают лед с использованием деформации сдвига по линии приложения силы кромкой плицы, а не изгиба, что характерно для традиционных ледоколов. А известно, что прочность льда на срез в пять раз ниже, чем на изгиб.

Кроме того, гребные колеса, имеющие ширину большую, чем корпус, а площадь гидравлического сечения почти равную площади поперечного сечения погруженной части корпуса, захватывают большую массу воды вместе с кусками льда и разгоняют их, благодаря винтовой форме плиц, в стороны под кромку проложенного канала, - продолжает инженер. - В канале практически не будет битого льда, а на корпусе судна не станет образовываться ледовая чаша. Таким образом, ледокол сможет двигаться в чистом канале, не испытывая ледового сопротивления трения, обычно составляющего около 15% общего сопротивления движению во льдах.

Расчеты Фальмонова показывают, что применение специальных гребных колес в качестве ледоразрушающего и ледоочищающего устройства может дать примерно двукратное снижение энергозатрат, водоизмещения и осадки в сравнении с традиционным ледоколом равной ледопроходимости.

После двадцатилетнего спада в России наблюдается заметный подъем судоходства и судостроения. Но настоящий бум судоходства на реках только грядет в связи с планируемым созданием международных транспортных коридоров, включающих водные пути России, - заглядывает в будущее Евгений Васильевич. - С приходом иностранных судоходных компаний на наши реки выживание российского флота будет зависеть от эксплуатационных и экономических характеристик транспортных судов. Суда советской постройки морально и физически устарели. Предстоит создать новый конкурентоспособный флот. Каким он будет, зависит от качества новых идей и от готовности заказчиков воспринять их.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Сура
Сура
Флаг Россия Россия
Класс и тип судна речной круизный теплоход
Порт приписки Нижний Новгород
Оператор «Гама»
Изготовитель Городецкая судоверфь Городец Россия Россия
Спущен на воду 1 ноября 2010
Введён в эксплуатацию 2012
Статус В действии
Основные характеристики
Водоизмещение 130 т
Длина 35,5 м
Ширина 9,8 м
Высота 8,4 м
Осадка 0,6 м
Двигатели дизели марки Deutz
Мощность 2x180 л.с.
Скорость хода 16 км/ч
(расчётная 12,5 )
Экипаж 11
Пассажировместимость 40

История

Построен по проекту ПКС-40 на Городецком судоремонтном заводе для нижегородской группы «Гама». Проектные работы «Гама» начала в 2007 году. Утверждение проекта Российским Речным Регистром состоялось в июне 2009 года.

Судно под заводским номером 1 было заложено в октябре 2009 года на Городецкой судоверфи в Нижегородской области в России и спущено на воду 1 ноября 2010 года . Строительство было завершено в 2011 году . Свой первый рейс теплоход Сура совершил 11 мая 2012 года .

Описание и характеристики

В конструкции теплохода использован колёсный движительно -рулевой комплекс (КДРК), разработанный нижегородским конструктором Евгением Фальмоновым (патент на устройство был получен в 2001 году ), что позволило уменьшить осадку до 0,6 м . Имеет электромеханический привод гребных колес. Расход топлива в сравнении с энергетической установкой винто-рулевого комплекса мелкосидящего судна сокращается на 40 %. .

Стоимость судна 75 млн рублей.

Планируется использование теплохода на кольцевой линии Ока - Волга .

Напишите отзыв о статье "Сура (теплоход)"

Ссылки

  • // wheelships.ru
  • , описание на сайте оператора
  • // Взгляд , 13 мая 2012

Примечания

Отрывок, характеризующий Сура (теплоход)

Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.
– Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки.
Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.
– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием…
Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами.
– Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.
Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
– Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.
– Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет.
Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб.
– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.
– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?…
– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо…
Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.
– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.
– Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
– Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
– Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
– Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.
Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.
– Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c"est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d"honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?