Топ самых безопасных видов транспорта. Самый безопасный вид транспорта по статистике в мире и в россии. Морской и речной транспорт

Наверное, многие слышали, что путешествовать по воздуху гораздо безопаснее, чем любым наземным или водным способом. И это действительно так, поэтому бояться перелетов не стоит. Однако важно помнить следующее: всецело безопасного вида транспорта не существует! По каждой категории есть свои данные по ЧП и, увы, смертности пассажиров. Однако статистика на протяжении многих лет утверждает, что в авиакатастрофах гибнет в сотни раз меньше людей, чем, например, в результате ДТП. Даже велосипедисты (опять же по статистике) попадают в аварии чаще, чем пассажиры авиалайнеров. Интересно, что примерно 80% людей боятся летать, полностью отказываются от перелетов из-за своего страха 5%, предпочитая «более безопасные» наземные и водные виды транспорта. Давайте разберем, что безопаснее: самолет или поезд?

По данным, собранным за последние 5 лет, самым безопасным видом транспорта признан самолет. Немного отстают поезда и водные суда.

Давайте поразмышляем над тем, почему самолет - самый безопасный вид транспорта. В мире имеется невообразимое количество самолетов. В 2013 году было установлено, что каждые 3 секунды где-нибудь на Земном шаре приземляется один авиалайнер.

Давайте представим, что при таком количестве самолетов шанс попасть в авиакатастрофу составлял бы всего 0.01%, тогда каждый день происходило бы по меньшей мере 13 крушений. Реальная вероятность пассажира стать жертвой авиакатастрофы составляет 1 к 8 000 000 . Даже если летать ежедневно, потребуется 21 000 лет для того, чтобы погибнуть в результате авиакатастрофы. Для сравнения: шанс получить тяжелую травму, просто прогуливаясь пешком, значительно более высокий: 1 к 1 749.

Железнодорожный транспорт по безопасности не сильно отстает от воздушного. Больше всего людей гибнет в результате ДТП.

Умолчать о крушении даже небольшого пассажирского самолета невозможно, поэтому при помощи радио, телевизора и интернета мир узнает о реальном количестве происшествий. Другое дело, что любая авиакатастрофа - это чрезвычайно масштабное происшествие, поэтому новости о крушениях шокируют числом пострадавших, а также кадрами очевидцев и съемочных групп.

Схождение поезда с рельсов - отнюдь не менее масштабное событие, чем крушение самолета. Примечательно, что железнодорожный транспорт занимает второе место по безопасности, так как в случае возникновения аварии пассажир хотя бы частично имеет возможность самому принять участие в собственном спасении. Однако, к примеру, с начала 2016 года в мире уже было зафиксировано 6 масштабных происшествий, а в 2015 году - по меньшей мере 24. Однозначно ответить на вопрос: «Почему самолет безопаснее поезда?» весьма трудно как минимум ввиду того, что в разных странах, а также за различные периоды статистика может сильно меняться. Тем не менее на 100% достоверно одно: больше всего людей в мире разбиваются в автомобилях.

Выживаемость в авиакатастрофах

Многие считают, что если человек окажется на борту самолета, потерпевшего крушение, его шансы на выживание стремятся к нулю. Однако статистика является более оптимистичной. В США были сделаны любопытные подсчеты, в которых учитывалась статистика 568 катастроф, произошедших в период с 1983 по 2001 годы. Погибших оказалось всего 5% от совокупного числа пассажиров на борту. Значительно повышаются шансы на выживание (на целых 50%) в том случае, если самолет совершит экстренное приводнение. Следовательно, маршруты, проходящие через водные участки, являются теоретически наиболее безопасными.

Время прочтения: 7 мин.

Ежедневно из новостной ленты миллионы людей узнают об автомобильных ДТП, сошедших с рельс поездах, разбившихся самолетах и других авариях, которые заканчиваются великим числом погибших. Возникает вопрос, как уберечь себя от неприятностей и какой же вид транспорта является самым безопасным? Чтобы не предаваться страху представляем Вашему вниманию список самого безопасного транспорта в мире, по статистическим сводкам этого года.

Данный вид транспорта, оправданно, считают самым опасным в мире. Подтверждает это и статистика — 125 погибших на 1,5 миллиарда километров. Все, кто предпочитает этот вид транспортного средства, серьезно подвергает себя опасности, причем весьма осознанно. Мотоциклисты составляют всего 1% от всеобщего потока на трассе, но пятая часть от всех аварий попадает именно на этот вид транспорта. Автомобилисты не просто так дали мотоциклистам прозвище «хрусты». Поводом тому стал очень низкий процент пассивной безопасности, огромный разгон, огромная скорость движения и связанные с психологией аспекты: любовь к экстриму и выбросы адреналина в организме. Мотоциклисты часто попадают в «слепую зону» для автомобилей, поскольку они очень малогабаритны.

По статистическим сводкам на каждые 1,5 миллиарда километра приходится 35 погибших. Это самый экологически чистый транспорт, но при этом и один из самых небезопасных. Но, по правде говоря, в ДТП больше оказываются виноватыми водители автомобилей, чем сами велосипедисты. Часто случается так, что у машины всего несколько царапин, а вот велосипедист вместе со своим транспорт находится между жизнью и смертью.

Статистика в данном случае приводить цифры в 25 погибших человек на 1,5 миллиарда километров. Самые опасные происшествия, которые случаются в метро – возгорание, давка, столкновения составов. Великое количество людей, в небольшом закрытом пространстве – паника и огромный процент пострадавших. В Российской Федерации лидер по таким происшествиям — Московский метрополитен.

Путешествия по воде всегда были очень рискованными мероприятиями. Конечно, за многие века развития технологий, сейчас водный транспорт стал намного безопаснее, но тем не мене на каждые 1,5 миллиарда километров приходится 20 погибших. Хотя основной причиной смерти остается не столкновения с другими кораблями, а падение пассажиров за борт.

Здесь статистика приводит такие цифры – 7 погибших на 1,5 миллиарда километров. Опасность перелета в космическом пространстве, никак не сравнится с земной – путешествие в Космосе в 17 раз безопаснее, чем поездка на мотоцикле. За все время путешествий в Космосе, на Землю не вернулись лишь три аппарата (единственное, что негативно отражается на статистических сводках – это взрывы при взлетах космических кораблей).

Поездки в маршрутках предполагают 5 смертей на 1,5 миллиарда километров. Это один из самых популярных видов транспорта среди населения. Чтобы обезопасить себя в маршрутном такси лучше всего занимать место посередине. Тут уже сыграет размер машины, устойчивое сцепление и пассивная безопасность. К несчастью, основным поводом аварий остается низкий уровень квалификации водителей.

Здесь статисты приводят такие цифры – 4 погибших на 1,5 миллиарда километров. Развитие технологий коснулось и машин, теперь пассивная и активная безопасность находится совсем на другом уровне. К сожалению, автомобилисты больше всех зависят от других участников дорожного движения. Можно быть самым умелым и осторожным водителем в мире, но это все равно не застрахует от того, что кто-то может в вас врезаться и по итогу вы попадете в клинику или и того хуже.

На третьем месте рейтинга оказались автобусы, статистические данные приводят данные в одного погибшего на 1,5 миллиарда километров. Если вы хотите безопасно путешествовать, то этот транспорт именно для вас. Иногда выходит так, что маршрут автобуса насчитывает не одну тысячу километров (к примеру, в Австралии, автобус, который едет по маршруту Перт-Брисбен, проезжает 5455 километров). Но все равно путешествовать на автобусе вполне безопасно.

Поезд является одним из безопаснейших видов транспорта. Вы вдумайтесь – всего 0,2 погибших на 1,5 миллиарда километров дороги. Железная дорога в Америке и Европе является самой безопасной в мире. В России дела идут немного хуже – 0,7 погибших на тот же кусок дороги. Если просчитать вероятность смерти в поезде она составит 1 в 431800 степени (приблизительно 0,0002%). Ресурс Investopedia приводит данные, которые гласят, что вероятность умереть в автомобильной аварии в 1000 раз больше, чем железнодорожной.

Как ни парадоксально для многих, самолеты – самый безопасный транспорт в мире. Вероятность того, что вы погибнете во время перелета на самолете 1: 8000000. Проблема заключается в том, что хотя самолеты падают очень редко, но всегда это влечет большое количество жертв. Поэтому СМИ всегда освещает подобные происшествия и психологически люди начинают бояться перелетов на самолете. На 1,5 миллиарда километров приходится 0,5 смертей. Агентство «Безопасность полетов» утверждает, что человек погибнет в автокатастрофе с вероятностью 1 к 8-ми миллионам. А охваченным саморазрушением личностям, нужно брать билет каждый день на случайный рейс, в течение 21 тысячи лет, чтобы свершить свои замыслы.

Сравнительная характеристика видов транспорта по безопасности.

Многие пассажиры при выборе транспорта ориентируются на собственные предпочтения. Причем каждый второй ошибается в относительной безопасности того или иного вида транспорта. Многие при выборе транспорта ориентируются на безопасность. При этом существует мнение, что самым безопасным является поезд. В данной статье мы развеем все мифы относительно безопасности перемещения.

Самый небезопасный и опасный вид транспорта в мире: статистика

Как ни странно, но самым опасным видом транспорта можно считать мотоцикл. Всего на 100 мл миль погибает 42 человека. Это огромное количество, так как за год получается несколько тысяч человек.

На втором месте автомобили, маршрутки и автобусы. Вы и сами достаточно часто становитесь свидетелями автомобильных катастроф. За год погибает 1,2 мл человек в автокатастрофах. Только вдумайтесь в эти цифры.

В рейтинге не учтены необычные виды транспорта. То есть, нет собачьих упряжек и космических кораблей. Иначе самым безопасным можно было считать космический корабль. Но так как пока межгалактических ежедневных рейсов никто не совершает, статистика говорит в пользу самолета.

Многие считают что самолет – самый небезопасный вид транспорта и совершенно напрасно. В мире принято подсчитывать опасность перемещения как количество жертв на 100 миллионов миль. В итоге получается, что смертность от самолета составляет всего 0,6 человек. За 2016 год произошло 21 авиакатастрофа, при этом суммарное количество погибших составило около тысячи человек. Вы подумаете, что это очень много. Но на самом деле в мире за год погибает больше велосипедистов.



Несмотря на заблуждение многих, на первом месте среди безопасного транспорта находится самолет. Смертность очень невысока. Возможно это связано с большей скоростью движения чем у поезда. Соответственно получается, что самолет эти 160 мл километров пролетает гораздо быстрее, чем поезд. Поэтому и статистика смертности ниже. В принципе смертность напрямую зависит от скорости транспорта. В среднем на 100 мл миль при перемещении поезда погибает 0,9 человек, а в самолете только 0,6. То есть, смертность в поездах превышает смертности в самолетах в полтора раза.



Сейчас у многих людей возникло множество фобий относительно перемещения в самолетах. Это связано с тем, что практически ежегодно происходит колоссальные аварии, о которых говорят все СМИ. Но это вовсе не означает, что летать в самолетах очень опасно. На самом деле от автокатастроф погибает гораздо больше людей. Самое интересное, что большинство людей считает, что после авиакатастрофы нет выживших. На самом деле это не так. Из всех пассажиров погибает треть. В то время как при автокатастрофе половина.

В пользу самолетов говорит и статистика страховых копаний. При автокатастрофе выплаты небольшие, а при авиакатастрофе просто огромные. Поэтому можно согласиться, что никто бы не платил огромные деньги, если бы авиакатастрофы случались очень часто.

Согласно статистическим оценкам, которые отталкивались от количества пострадавших в авиакатастрофах, самым безопасным видом транспорта получилась авиация. Второе и третье место принадлежит водному и железнодорожному транспорту, соответственно.

Самое интересное, что пассажиры наоборот считают самолет самым опасным видом транспорта. Это связано с тем, что СМИ предают огласке любую авиакатастрофу. В то же время мало кто говорит про аварии на поездах. Если прибегнуть к статистике, при ежедневном перемещении на самолете, вероятность наступления смерти очень низкая. При ежедневном пользовании авиатранспортом вы можете попасть в авиакатастрофу через 21 столетие.



Существует определенная статистика самых надежных видов транспорта. Это подтверждают и страховые компании. Больше всего денег дают при страховании водного и воздушного транспорта.

Статистика безопасности:

  1. Самолет
  2. Поезд
  3. Автобус
  4. Автомобиль
  5. Маршрутное такси
  6. Корабль
  7. Метро
  8. Велосипед
  9. Мотоцикл

Согласно статистике можете смело пользоваться авиатранспортом, он действительно самый надежный.





Как видите, мнение людей и статистика полностью отличаются. Многие люди испытывают страх перед самолетом, хотя на самом деле этот вид транспорта самый безопасный.

ВИДЕО: Безопасный вид транспорта

Деловые командировки или путешествия на отдых регулярно совершает каждый человек. Но при выборе способа передвижения мало кто ориентируется именно на защищенность собственной жизни вовремя поездки. Большинство ориентируется на скорость, комфорт и престиж. И зря, ведь человеческая жизнь и здоровье должны быть на первом месте. Поэтому рассмотрим все возможности перемещения и определим самый безопасный вид транспорта.

Определять самый безопасный вид транспорта в мире можно по нескольким критериям:

  1. по количеству аварий среди общего числа рейсов;
  2. по количеству пострадавших из количества пассажиров или тех, кто попал в зону аварии и стал потерпевшим;
  3. по количеству погибших из-за аварии или несчастного случая на 160 млн. километров пути.

Мнение мировых статистов сходится на том, что наиболее безопасно путешествовать на самолете. Такой вывод они сделали из ничтожно малой доли аварий в небе относительно общего количества совершенных полетов. На 100 млн. миль приходится всего лишь 0,6 погибших. При этом около 30 млн. рейсов отправляется ежегодно, из которых около 20 попадают в катастрофу. Не стоит забывать и о том, что половина этих воздушных суден грузовые, и только 10 – пассажирские.

Трудно не согласиться с точной математикой, однако шансы выжить при крушении авиалайнера практически сводятся к нулю. Таким образом, можно сделать вывод, что вероятность попасть в авиакатастрофу не высока, но уж если такая участь настигла – смерти не избежать. Хотя из этого правила тоже бывают исключения. Современная прогрессивная техника рассчитана на случай аварийной посадки на воду.

Статистика безопасности видов транспорта в России

Как показывает практика, внутренние исследования конкретной страны могут давать данные, которые отличаются от международных. Так, самый безопасный вид транспорта в России – поезд. По официальной статистике Госкомстата за 2017 год — 0 погибших из числа тех, кто ехал в поезде, хотя при этом 1626 сбитых поездом пешеходов насмерть. Получается, что передвижение по железной дороге внутри состава ничем не угрожает. Чего нельзя сказать о тех, кто любит прогулки по путям. Наиболее притягательными такие места являются для подростков.

Кроме смертей по собственной неосторожности, случались и те, которые последовали за авариями.

Наиболее распространенные причины катастроф на железной дороге:

  • схождение состава с путей;
  • пренебрежение техникой безопасности;
  • столкновение составов;
  • наезд движущихся вагонов на утерянные запчасти локомотива.

К сожалению, далеко не все поезда в хорошем техническом состоянии. Даже кропотливая робота инженеров не может компенсировать изношенность деталей. На данный момент в Российской Федерации запущен проект, нацеленный на улучшение безопасности такой отрасли, как железнодорожный транспорт.

Самолет

К сожалению, статистика смертности пассажиров самолета не так радует, как на железной дороге. Россия входит в тройку так называемых лидеров по количеству погибших вследствие крушений воздушных суден. Кроме того, в это число входят так же США и Канада. За период в 30 лет разбилось 307 отечественных авиалайнеров, на борту которых скончалась 7061 жертва.

Аварии в небе никогда не случаются только из-за одной определенной причины.

Для того чтобы полностью утратить управление самолетом, нужно стечение ряда обстоятельств:

  • ошибка человека;
  • внешние погодные условия;
  • отказ техники.

Достаточно непредсказуемые последствия может вызвать просчет диспетчера, ведь в воздушном пространстве, как и на дорогах, существуют четкие маршруты. Неблагоприятными для полетов также признаны осадки, туман, ветер. Но наиболее опасна неисправность авиалайнера. Хоть инженеры предусматривают аварийные ситуации и на этот случай разрабатывают запасные системы управления, стечение всех трех факторов крайне рискованно.

Автобус

Передвижение на автобусах подразумевает, что человек всецело доверяет собственную жизнь водителю. Если говорить об общей аварийной статистике на дорогах, в которую входят все виды наземного транспорта, то она говорит об 194 тысячах пострадавших и 17,2 тысячах жертв со смертельным исходом за 2017 год. Такое высокое число связано с человеческим фактором и неисправностью транспортных средств.

В последнее время возросло число катастроф с участием пассажирских автобусов. Несколько раз в месяц случаются серьезные происшествия, иногда с летальным исходом. По статистике именно в летнее время подобные случаи учащаются и снижаются ближе к зиме. Около 5 тысяч аварий случились при участии автобусов, погибло 290 человек и 7700 получили ранения. В 2016 году такой показатель был несколько ниже и насчитывал 214 смертей. Из-за тенденции роста негативного коэффициента ситуацию прокомментировал начальник ГИБДД Михаил Черников и обещал взять ситуацию под собственный контроль.

Автомобиль

В 2013 году в России была принята программа по сокращению автомобильных аварий в три раза. Из бюджета было выделено 35 млрд. рублей для проведения необходимых мероприятий. Но на сегодняшний день решить проблему не удалось. Состоянием на 2017 год произошло 153 тысячи серьезных дорожно-транспортных происшествий. Из-за этого 194,3 тысячи человек получили телесные повреждения и 17 185 погибли. Несмотря на такие устрашающие характеристики, все-таки они немного снизились относительно 2015 и 2016 годов.

Причинами ДТП на дорогах чаще всего становятся:

  • вождение в нетрезвом виде;
  • неисправность транспортного средства;
  • незнание или невыполнение правил дорожного движения;
  • превышение скорости;
  • несоблюдение дистанции;
  • невнимательное вождение;
  • несоблюдение норм обгона.

Для сокращения числа аварий каждый водитель обязан ответственно относится к вождению, так как от него зависит не только собственная жизнь, а и других людей.

Космические корабли

Казалось бы, что ничего безопаснее, чем космические корабли быть не может. Они построены из сверхплотных материалов и проходят тщательную инженерную проверку, но 100%-ой надежности шаттлы, увы, дать не могут. Аварии на спутниках периодически происходят и чаще всего они уже не подлежат ремонту. Что же касается самих космических кораблей, то за время осуществления полетов во всем мире погибло 16 человек, из них 4 – советских.

Чаще всего причинами катастроф становились:

  • неудачный запуск или посадка;
  • разрушение шаттла в воздухе при входе в плотные слои атмосферы;
  • неправильные расчеты;
  • техническая неисправность.

На этапе космического туризма важно учитывать все аспекты и опасности подобных путешествий, но высокая стоимость полета не по карману большинству населения.

Водный пассажирский транспорт

По опросам социальных организаций, половина людей считает водный транспорт опасным для передвижения. Такое мнение не оправдано статистикой. Морские и речные судна занимают второе место по безопасности в России. Особенностью такого вида путешествия заключается в том, что львиная доля пассажиров погибает именно из-за человеческого фактора.

Сегодня корабли обустроены спасательными шлюпками, которых достаточно для всех находящихся на корабле. Еще одна характерная черта водных суден – высокая скорость. Часть пассажиров не тонут, как считают многие, а погибают от сильного толчка с препятствием.

Самой крупной водной аварией в Российской Федерации за последние годы считается крушение корабля «Булгария» 10 июля 2011 года. Происшествие случилось в Куйбышевском водохранилище, республика Татарстан, и повлекло за собой 122 смерти.

Мопеды и мотоциклы

Наибольшая доля смертей приходится на ДТП с участием мопедов и мотоциклов.

Такая ситуация обусловлена минимальной защитой пассажиров от ударов и повреждений. В лучшем случае гонщик будет одет в специальный костюм и шлем, но и они не всегда спасают. В 29 раз чаще в аварии попадают водители именно этого транспортного средства, чем, к примеру, автомобилист.

Для некоторых такой вид передвижения также и забава, подобная русской рулетке. Но здравый смысл говорит о довольно высокой вероятности погибнуть за рулем байка: для тех, кто преодолевает ежедневно 24 километра, это — 1/860. Если рассматривать происшествия в одной области, то за год случается около 6-7 тысяч автокатастроф, 250-350 человек погибают и 7-9 тысяч получают серьезные повреждения.

Конечно, ритм современной жизни невозможен без передвижений на дальние дистанции, и полностью оградить себя от них никак не получится. Но возможно соблюдение элементарных правил самосохранения, которые в разы увеличивают шансы на спасение и сохранение здоровья в экстремальной ситуации. А для полного спокойствия можно выбрать самый безопасный вид транспорта по статистике — поезд.

Национальный союз страховщиков ответственности составил рейтинг аварийности пассажирского транспорта в России. Для анализа использовалась статистика обязательного страхования ответственности перевозчиков, которое действует в нашей стране уже пять лет. Подробности в интервью "РГ" рассказала вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар.

"Боинг-737" авиакомпании Aloha Airlines в 1988 году смог приземлиться после того, как на высоте больше 7 километров у него оторвало часть обшивки. Тогда погиб только один человек из находившихся на борту. Фото: Архив AP

Светлана Викторовна, какой вид транспорта в России сегодня наиболее опасен для пассажиров, если ориентироваться на данные вашей статистики и каким образом вы делали расчеты?

Светлана Гусар: За время работы закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков нам удалось накопить большой объем данных. Он позволяет достаточно уверенно говорить о многих показателях. Для того чтобы оценить такой параметр, как аварийность, мы посчитали количество потерпевших из 10 миллионов перевезенных пассажиров каждым видом транспорта. На первом месте пока водный транспорт. При сравнительно небольшом количестве пассажиров, перевозимых этим видом транспорта, число потерпевших самое внушительное - 120 человек на 10 миллионов. Такой показатель - результат нескольких крупных происшествий, которые в последнее время происходили на воде. Они оказали серьезное влияние на статистику.

На втором месте в этом рейтинге воздушный транспорт. Здесь нужно сделать уточнение, что речь преимущественно идет о вертолетах. Самолеты в основном выполняют рейсы не только внутри страны, но и за ее пределами, поэтому авиакомпании освобождаются от необходимости страховать своих пассажиров в рамках российского закона об ответственности перевозчиков. Им разрешается покупать международный полис, который соответствует требованиям международного законодательства. Так вот, в сегменте вертолетных перевозок на 10 миллионов перевезенных пассажиров приходится 30 пострадавших.

Если смотреть число погибших, а не раненых, то картина получается несколько иная. На первом месте будет воздушный транспорт, где самый высокий показатель погибших - 23 человека на 10 миллионов пассажиров. Водный - на втором. За ними идут автомобильные пассажирские перевозки, причем именно в сегменте междугородных, а не городских перевозок.

Чем это можно объяснить?

Светлана Гусар: Думаю, в основном высокими скоростями: в условиях города сильно не погоняешь. Причем здесь имеет место и сезонный фактор. Летом аварий с пострадавшими на автотранспорте больше. Казалось бы, должно быть наоборот: зимой хуже и погодные условия, и дорога. Но аварий больше летом: водители расслабляются, чаще нарушают скоростной режим. К тому же интенсивность перевозок с началом отпусков резко увеличивается, а более высокие скорости движения в летний период, которые обеспечиваются хорошими дорожными условиями, к сожалению, приводят и к более тяжелым авариям.

Самое большое количество потерпевших пассажиров - на водном транспорте. На втором месте вертолеты

Мы еще мониторим такой показатель, как среднее число потерпевших в одной аварии. И здесь лидирует пока тоже внутренний водный транспорт. На втором месте междугородние автобусные перевозки. На водном транспорте среднее количество потерпевших в одной аварии - 11 человек, в сегменте межгорода - 2,5 человека.

Светлана Гусар: Трамваи и пригородные электрички - это две основные категории, где на 10 миллионов пассажиров самые низкие показатели по погибшим и раненым.

Какова средняя выплата пассажирам, пострадавшим при аварии на том или ином виде транспорта?

Светлана Гусар: Основная часть выплат по этому виду страхования осуществляется за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Выплата за погибшего составляет 2 миллиона 25 тысяч рублей. По здоровью, если смотреть в целом по всем видам транспорта, средняя выплата, как мы говорим, "с синяками" (мелкие ушибы, за которые по закону полагается минимальная компенсация в 1 тысячу рублей. - Прим. ред.) составляет порядка 183,5 тысячи рублей. Без "синяков" средняя выплата составляет около 246 тысяч рублей.

Показатель довольно сильно отличается в зависимости от вида транспорта. Самые большие выплаты за вред, причиненный здоровью, на воздушном транспорте - для пассажиров такие аварии всегда оборачиваются наиболее серьезными повреждениями, а зачастую вообще приводят к гибели.

Все ли пассажиры сегодня застрахованы?

Светлана Гусар: Страхование по закону об обязательной ответственности перевозчика покрывает практически все виды пассажирского транспорта. Исключение составляет на сегодняшний день лишь легковое такси. Особый статус у метрополитена. Он не обязан страховать свою ответственность перед пассажирами, но в связи с тем, что предприятия платежеспособны - их всего семь по стране, граждане, пострадавшие при аварии в метро, имеют право на получение компенсации непосредственно от самого метрополитена в том же объеме, что и пассажиры других видов транспорта. В целом охват по всем сегментам перевозок варьируется от 85 до 90 процентов. Это позволяет говорить о высокой степени защищенности пассажиров. Пятилетний анализ работы закона показал, что это реально работающий вид страхования, в рамках которого уже было выплачено 4,3 миллиарда рублей.

Самые низкие показатели по погибшим и раненым пассажирам - у трамваев и пригородных электричек

Это еще и определенная веха в российском законодательстве, так как впервые в истории России на уровне обязательного страхования были введены фиксированные суммы страховых выплат за вред здоровью потерпевших, которые определяются не фактически понесенными человеком расходами на лечение, а лишь степенью причиненного вреда. Данные выплаты, как правило, гораздо выше. Также важно отметить, что и база для расчета таких выплат с самого начала зафиксирована на очень высокой планке - 2 миллиона рублей. Например, если сравнивать с возможными выплатами пострадавшему в рамках ОСАГО, то выплаты для пассажиров выше в четыре раза. Представьте, за одну и ту же травму человек, будучи пассажиром автобуса или пешеходом, получит две разные выплаты, величина которых отличается в четыре раза!

Возможно, стоило бы привести выплаты по всем видам страхования к единому знаменателю.

Светлана Гусар: Мы знаем, что в планах у министерства финансов есть унификация. Но любое поднятие лимитов выплат упирается в увеличение стоимости страхования. И если сейчас просто поднять лимит до 2 миллионов по ОСАГО, это абсолютно точно существенно отразится на тарифной политике. Это сейчас является сдерживающим фактором. Поэтому государство принимает очень осторожные поступательные шаги в части увеличения лимитов.

Кстати, еще один плюс закона об ответственности перевозчиков в том, что выплаты по нему не имеют срока исковой давности. Даже если человек не воспользовался своим правом на получение компенсации сразу после аварии, он может позже обратиться за выплатой. У нас есть события, которые заявляются спустя три, четыре года, просто по причине того, что люди либо не знали, либо занимались восстановлением своего здоровья, и им было не до побегов к страховым компаниям. Их не очень много, но тем не менее они есть.

Средний срок со дня происшествия до дня подачи заявления на выплату компенсации сейчас составляет 148 дней. С даты события до даты выплаты - 178 дней - сюда входит срок на предоставление недостающих документов и решение других вопросов, которые возникают в процессе урегулирования убытка.

Стоит помнить, что ЧП на транспорте, в результате которого пассажир травмировался, должно быть задокументировано - это необходимо для получения компенсации. Так как большинство происшествий на пассажирском транспорте - это ДТП с участием автобусов, то основными документами, подтверждающими факт и обстоятельства причиненного вреда являются документы ГИБДД. Также таким документом на любом виде транспорта может быть акт, который в соответствии с недавним приказом Минтранса России после каждого происшествия обязан составить сам перевозчик.

Если страховая компания лишилась лицензии, кто выплачивает компенсацию пострадавшим в аварии пассажирам?

Светлана Гусар: Для этого есть НССО и компенсационный фонд - обязательный атрибут всех законов об обязательном страховании ответственности. Он формируется из отчислений страховых компаний. По закону об обязательном страховании ответственности перевозчиков три рубля с каждой сотни рублей идут в компенсационный фонд.

К счастью, у нас все-таки не так много компаний прекращают работу. И все последние случаи ухода с рынка идут с передачей страхового портфеля. В этом случае договоры, заключенные уходящим с рынка страховщиком, передаются на обслуживание другой страховой компании и никуда не пропадают. Новый страховщик принимает на себя ответственность и производит выплаты в соответствии с условиями принятого договора страхования, не используя средства компенсационного фонда.

Круизный суперлайнер MSC Splendida прибыл на морской вокзал Владивостока. На борту 4 тысячи человек. По международному законодательству все они должны быть застрахованы. Фото: РИА Новости

Если же портфель не передавался, то по всем обязательствам таких нерадивых страховщиков перед потерпевшими отвечает НССО, осуществляя компенсационные выплаты.

Страхование ответственности перевозчиков собираются распространить на такси. Какой может быть стоимость страховки для таксистов?

Светлана Гусар: Госдума может рассмотреть законопроект о страховании пассажиров такси во время осенней сессии 2018 года. Поправки в любом случае предусматривают переходный период сроком в один год. За это время будут разработаны тарифы, а сами таксисты смогут подготовиться к новым правилам. Так что законопроект вступит в силу не ранее конца 2019 года.

По предварительным оценкам стоимость договора страхования для одной машины может составить порядка 3-5 тысяч рублей в год. Это прибавит не больше 3 рублей к стоимости одной поездки.

Но таксисты и сейчас жалуются, что у них есть трудности с заключением договоров по ОСАГО со спецметкой. Якобы из-за высокой аварийности этого вида транспорта страховщики не хотят работать с таксистами. Не возникнет ли эта проблема и в рамках закона об ответственности перевозчиков?

Светлана Гусар: Проблема доступности ОСАГО существует не только у такси. Обуславливается она единственным фактором - тарифообразованием. По статистике, частота ДТП в сегменте такси действительно в три раза выше, чем в случае с обычными автомобилями. Но на самом деле это ни о чем не говорит. Объясню, почему. Обычный человек передвигается на своем автомобиле час с утра и час вечером. Таксисты ездят фактически 20 часов - именно столько составляет среднее время эксплуатации машины такси в сутки. Они в 10 раз больше ездят, но при этом аварийность у них всего в три раза выше, чем у обычных автомобилистов. Понятно, что эта высокая степень аварийности обусловлена лишь интенсивностью использования автомобиля. Если бы вы были страховщиком и понимали, что выплаты по такси у вас превышают сборы, вы бы тоже пытались как-то ограничить к себе приток клиентов-таксистов. Только этим обуславливается проблема с заключением договоров по ОСАГО.

Что касается доступности страхования ответственности перевозчиков, то я ни разу не слышала, чтобы кто-то не мог купить страховку - у нас таких жалоб в объединении нет. Дело все в том, что по ОСАГО 90 процентов выплат, если не больше, - это выплаты "за железо". По закону об ответственности перевозчиков 97 процентов выплат - это компенсации за вред жизни и здоровью. При этом, к счастью, аварий с погибшими и ранеными значительно меньше, чем фактов причинения вреда "железу". Кроме того, расходы на восстановление автомобиля зависят от инфляции, от курса доллара. "Железо" привязано, к сожалению, к необходимости покупки запчастей, стоимость которых тоже очень сильно зависит от упомянутых факторов. Выплаты по закону о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами существуют вне этой зависимости. Поэтому проблем с заключением договоров по этому виду страхования нет, и в перспективе они тоже вряд ли возникнут.

Справка "РГ"

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами за вред жизни, здоровью и имуществу действует в России с 2013 года. Его требования распространяются практически на все виды транспорта, включая автобусные и троллейбусные перевозки. Такси в закон на этапе его разработки и утверждения не вошли из-за того, что этот рынок на тот момент не был отрегулирован.

Максимальная выплата за причинение ущерба жизни и здоровью по закону об ответственности перевозчиков достигает двух миллионов рублей. Также предусмотрена компенсация вреда, нанесенного багажу, в пределах 23 тысяч рублей. Защита пассажиров легковых такси сейчас обеспечивается в рамках ОСАГО со специальной отметкой, по которому максимальная выплата за вред жизни и здоровью не превышает 500 тысяч рублей.