Мечеть Айя София – Собор Святой Софии в Турции. Мечеть айя-софия Мечеть аль софия в стамбуле

Во все времена турецкие правители старались оставить о себе память, возводя величественные религиозные комплексы и мечети. И сегодня, прогуливаясь по туристическому Стамбулу, нужно обязательно посетить эти уникальные строения, чтобы полюбоваться красотой линий и роскошным убранством помещений. Давайте же узнаем сколько мечетей Стамбула, фото и описание также прилагается.

Вконтакте

Голубая мечеть (Султанахмет)

Главная мечеть в Стамбуле является одновременно и его символом. Строительство началось, когда султан Ахмед достиг юношеского возраста и завершилось незадолго до его смерти. Но это здание стало самым величественным в Стамбуле.

Самая большая городская имеет шесть минаретов (хотя по канонам их должно быть 4). Свое необычное название («голубая») она получила за то, что в оформлении использовался изникский фарфор, который имеет насыщенный голубой цвет.

При строительстве использовано более 20 тысяч изразцов белого и голубого цветов, которые великолепно сочетаются с золотом (золотом выписаны некоторые суры из Корана) и красными коврами на полу.

Адрес: Sultan Ahmet Mh., Torun Sokak, 19

Гениальное творение главного стамбульского архитектора Синана – находится на некотором возвышении и просматривается из любой точки города . Огромный комплекс, выстроенный посреди сада, поражает воображение: в комплекс входят больница, школа, караван-сарай, кухня, хамам. Здание выстроено таким образом, что ни разу не пострадало от разрушительных стамбульских землетрясений.

Во внутреннем дворике находятся две знаменитые усыпальницы – самого султана Сулеймана и его любимой жены – Хюррем. Адрес: Am Laleli-Üniversite

Из ее названия вовсе не следует, что она новая, недавно выстроенная. Она была построена в 16 веке. Начинала строительство мать султана Мехмеда III – Валиде Султан Сафие, имевшая огромное влияние на сына. Из-за дворцовых интриг Сафие была удалена от двора после смерти сына, и строительство прервалось, здание постепенно разрушалось.

И лишь спустя 50 лет другая Валиде Султан – Хадидже Турхан – пожертвовала огромные средства на завершение строительства. Полное название – «Ейни Валиде-султан Джами».

Комплекс зданий включал в себя школу, мавзолей, больницу, медресе. Находится в весьма оживленном районе и посетителей здесь очень много. Рядом находится Египетский базар. мы уже писали о нем. Адрес: Rüstem Pasa Mh., 34116 Istanbul

Из-за необычной формы купола ее еще называют «Тюльпановая» , хотя на самом деле она называется так по имени Лалели-баба, святого, который захоронен в этом месте. Весь религиозный комплекс ранее состоял из мечети, школы, кухни, больницы. Часть зданий была разрушена многочисленными стамбульскими землетрясениями, а часть реставрирована в середине 20 века. – это последний имперский комплекс, выстроенный в Стамбуле.

Внутри облицована цветным мрамором, украшена мозаикой и каменной резьбой. Под самой мечетью находится внушительный размеров зал – именно здесь задумывался древний базар. Сейчас вместо базара — огромный торговый центр. Адрес: Kemal Pasa Mh., 34134 Istanbul

Фатих

Была построена во времена Мехмеда Завоевателя. Мечеть пережила не одно землетрясение, но всякий раз она возрождалась и отстраивалась заново. В комплекс входили 8 медресе, караван-сарай, больница, хамам.

К сожалению, в наши дни от этого комплекса остались лишь руины и входные ворота. В мавзолее, который сохранился не полностью, покоится султан Мехмед – завоеватель Константинополя. Адрес: Kirmasti Mh., 34083 Istanbul

Султана Эйюпа

Само здание находится в квартале Эйюп, в самом конце бухты Золотой Рог. Сюда стекаются тысячи паломников в надежде прикоснуться к чуду и ощутить благость этого места – здесь в мавзолее, входящем в комплекс, захоронен султан Эйюп (Абу Айюп аль-Ансари), который являлся сподвижником пророка Мухаммеда. Она является четвертой по значимости в мусульманском мире.

Оформлена в светлых тонах, купол изнутри украшен изразцами, в которых преобладают зеленые и голубые тона. Есть внутри и свое чудо – это «окно молитвы», которое забрано решеткой с арабской вязью. Считается, что молитвы, произнесенные здесь – «ближе всего к Аллаху».

Адрес: Eyüp Sultan Camii. Время работы: каждый день с 9 до 18 часов (кроме времени молитвы).

Преобразована в 16 веке после завоевания Константинополя из православного монастыря Святой Девы (Богородицы Паммакаристы), построенного в конце 13-го века. Несмотря на современный статус, Фетхие содержит еще во внутреннем оформлении большие фрагменты византийской мозаики, изображающей различные сцены христианской истории.

Здесь есть и одноименный музей. Сейчас он на реставрации, при открытии его в 2015 году планируется к показу большая коллекция старинный фресок, датируемых 14 веком. Адрес: Fethiye Cad., Çarşamba Mah.

Выстроена султаном Байязидом (сын Мехмеда Завоевателя) в начале 16 века и является одной из старейших султанских храмов Стамбула . Необычные ворота, ведущие во внутренний двор, украшает необычный орнамент в виде сталактитов. Передний двор имеет прямоугольную форму, а а здание всего насчитывает 24 купола, которые покоятся на 20 колоннах из розового гранита.

В здании, которое входит в комплекс и ранее являлось приютом, сегодня расположена библиотека. Рядом находится Стамбульский университет и . Адрес: Beyazıt Mh., 34126 Istanbul

Посвящена дочери султана Сулеймана Великолепного, и является символом средневековой турецкой архитектуры. Есть даже легенда, согласно которой в дочь султана был тайно влюблен архитектор Синан. Но Михримах не отвечала Синану взаимностью, и он стремился увековечить красоту возлюбленной в своих творениях, чтобы девушка наконец-то обратила на него внимание.

Она имеет очень богатую внутреннюю отделку – роспись под бело-зеленый мрамор, двери и окна инкрустированы резной слоновой костью и перламутром. На окнах очень красивые витражи, когда через них льется солнечный свет, у посетителей возникают ассоциации с хрустальным шаром.

В комплекс входили также медресе, больница, караван-сарай и кухня. Но до сегодняшнего дня сохранилось только медресе, в котором сейчас располагается оздоровительный центр. Адрес: Sultantepe Mah Mah. Paşalimanı Cad. No:2, Üsküdar

Выстроена в середине 19 века на берегу залива Босфор по приказу султана Абдул-Меджида. Небольшая состоит из покоев султана («хункяр») и гарема, женской половины. Здание украшают примыкающие по бокам два минарета.

Внутренняя отделка – из розовой мозаики, на стенах висят образцы каллиграфии, которые выполнил сам султан Абдул-Меджид. Молитвенная ниша выполнена из ценных сортов мрамора, ее щедро украшает искусная мозаика. Адрес: Mecidiye Mh., Mecidiye Köprüsü Sk 7, 34347 IstanbulProvince/Istanbul

Шехзаде

Является одним из первых архитектурных творений мастера Синана. Выстроена она была для любимого сына султана Сулеймана и его жены Хюррем – наследника престола Мехмеда, который скончался в весьма юном возрасте (ему было всего 22 года).

Комплекс состоит из пяти строений: самой , усыпальницы самого Шехзаде, усыпальницу Рустем-паши, медресе и здания гостиницы. Адрес: Am Laleli-Üniversite.

Рустем Паша

В отличие от других, она имеет весьма скромные размеры и всего один минарет, была воздвигнута в честь пасынка султана Сулеймана – Рустема Паши. Из-за того, что внутренняя отделка выполнена в светло-голубых тонах (с использованием изникских изразцов), а также из-за большого количества окон кажется, что вся мечеть наполнена светом.

Имеет классическую планировку: центральный купол опирается на 4 полукупола. Особенность также в том, что благодаря специальной планировке во двор практически не проникают звуки базара, который располагается буквально в шаге от здания. Адрес: Hasırcılar Cad., Rüstem Paşa Mah., Eminönü

Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

История постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя! » ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан , войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

История собора периода Византийской империи

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София . Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.

Вы можете узнать о других мечетях в Стамбуле из следующих наших статей: и .

Самой великолепной и восхитительной жемчужиной среди тысяч турецких достопримечательностей в области истории и архитектруры, является несравненный Собор Святой Софии, расположенный в столице страны – городе Стамбуле. Это здание имеет множество названий: местные жители уважительно именуют его мечеть Айя София, иностранцы знают, как Собор Святой Софии Премудрости Божьей или Святой Софии Константинопольской, либо просто Софийский собор. Сейчас архитектурный памятник, с нелегкой судьбой, имеет официальное название «Музей Айя София» – «Ayasofya Müzesi». Совершенно удивительно то, что некогда христианский собор смог стать мечетью, а теперь и музеем. Это один из наиболее часто посещаемых музеев в мире, так как он является аутентичным памятником зодчества Византии и символизирует ее «золотой век». Айя София, расположенная в историческом районе Стамбула – «Султанахмет», находится под охраной ЮНЕСКО.

История здания турецкого Собора Святой Софии

Первое здание Собора Святой Софии Премудрости Божьей – небольшое, крытое деревянной крышей, было возведено в далеком 360 году по указу императора Римской империи Константина, но возводилось оно не на пустыре, а там, где ранее стоял древний акрополь. Но, через семьдесят пять лет, собор был сожжен во время грозных народных волнений, вспыхнувших в Стамбуле в 404 году. Стоявший у власти император Феодосий Второй отдал приказ о реконструкции сооружения. Это было в 415 году. Но возведенная заново базилика, также была покрыта деревянной кровлей, что снова привело к пожару в ходе народного бунта, случившегося в 532 году, при правлении императора Юстиниана. К сожалению, теперь невозможно точно сказать, имена зодчих, возводивших первые два здания собора, но точно известны имена архитекторов, которые начали создавать Собор Святой Софии в 532 году, это были - мастера Анземиос и Исидорос. Софийский собор, тогда еще города Константинополя, как раньше назывался Стамбул, возводился за пять лет, в стройке участвовали десять тысяч подсобных рабочих. Здесь было решено короновать будущих императоров Римской империи. Кстати, именно посетив Софийский собор, и, придя в изумление от такой роскоши и красоты, наш русский князь Владимир – Красное Солнышко решил, что Русь непременно должна принять православие. Но в этих же стенах, в 1054 году, начался и раскол между двумя крупными течениями христианства – православием и католичеством, после того, как предали друг друга анафеме кардинал Гумберт, являвшийся полномочным представителем Папы Римского Льва Девятого, и патриарх Михаил Кируларий.

В тринадцатом веке город осадили воины-крестоносцы, во время захвата они сильно повредили здание базилики. А уже через сто лет, в 1453 году, Константинополь захватил султан Турции Махмед Фитих Завоеватель. Но рушить Собор Святой Софии он не стал, так как был восхищен красотой сооружения и глобальностью его масштабов. Сутан просто отдал приказ переделать христианский храм в мусульманскую мечеть, и переименовать его в «Айя София». По устоявшейся мусульманской традиции, к зданию пристроили четыре стройных минарета. Кроме того, провели ряд восстановительных работ по укреплению сооружения, дополнив его опорами. Чуть позже рядом построили здание медресе – учебного заведения для мусульман, проработавшего вплоть до семнадцатого века. В середине девятнадцатого века древняя стамбульская мечеть Айя София была реконструирована архитекторами братьями Фоссати. Во время этой реконструкции был убран придел для молитв императоров и пристроен михраб. Музеем, турецкий Собор Святой Софии стал в 1935 году, его назвали «Дом-музей Мустафы Ататюрка». А с 1985 года, как уже упоминалось выше, Софийский собор получил официальный статус «исторический памятник Стамбула» и был взят под охрану организации ЮНЕСКО.

Прошли столетия, а гордый Собор Святой Софии, так и является архитектурной достопримечательностью Стамбула, которая с первого взгляда поражает воображение самых бывалых путешественников. Этот символ зодчества Византии и крупнейший храм мира, привлекает туристов своей богатой и захватывающей историей. Купол Айя Софии имеет приличную высоту в пятьдесят пять метров и диаметр – тридцать один метр. Здание отличается внешней привлекательностью и аутентичностью внутренних интерьеров, кроме того, нельзя забывать свидетелем скольких исторических событий оно стало за годы своего долгого существования: видело Византию, Константинополь, Стамбул, массу трагических событий – землетрясений, разрушений, восстаний, пожаров, войн, захватов. Но Собор Святой Софии Премудрости Божьей, не прекращает и теперь радовать своей красотой местных жителей и иностранных гостей Турции. В 2006 году турецкое правительство позволило проводить в этой стамбульской мечети-музее мусульманские религиозные обряды.

Храм Айя София – внушительный и примечательный снаружи, не менее восхищает и внутренними интерьерами с их изысканным декором. Отделка сооружения продолжалась не одно столетие: его стены покрывались чудесными мозаиками, украшались витиеватыми орнаментами арабской вязи, сложными сюжетными сценами. Материалами, которые использовали в отделке интерьера являются мрамор и золото. Вас, наверняка, удивит то, что внутри Айя Софии гармонично сочетаются украшения, связанные с мусульманством и христианством. Здесь медальоны с именами Аллаха и мусульманских святых, соседствуют с фреской, на которой мастерски изображен лик Пресвятой Богородицы. Чтобы рассмотреть помещение лучше, обязательно поднимитесь на второй этаж храма, отсюда откроется вся величественность Айя Софии. Здесь же, вы увидите великолепные ворота из мрамора, ранее скрывавшие императорские комнаты. Особенно привлекательными являются древние мозаики собора, которые были созданы в период девятого-десятого веков. Они были восстановлены во время реставрации 1935 года, и радуют глаз туристов своей первозданной яркостью и свежестью красок. Продолжая тему гармонии элементов мусульманства и православия, которые прослеживаются в Айя Софии, можно привести в пример соседство апсиды с алтарем и ложи султана, где он находился со своими сыновьями-шахзаде и приближенной знатью во время молений. Рядом находится ложа для молитв султанш и других женщин из гарема, приближенных к правителю.

В храме масса очень интересных деталей интерьера, в том числе овеянные легендами. Например, В Соборе Святой Софии есть медная «Плачущая колонна» с небольшим отверстием, если человек вложит туда палец и загадает сокровенное желание, оно сбудется. Не менее интересными являются исламские элементы мечети: михраб, минбар, украшенный резным мрамором, ложа муэдзина, обращенная к Мекке. При посещении Айя Софии путешественники обязательно осматривают здание мусульманской школы, библиотеку, центр помощи беднякам, построенные при османском султане Махмуде Первом в семнадцатом столетии.

Расписание работы Собора Святой Софии в Стамбуле: в летний сезон - с пятнадцатого апреля по первое октября – музей работает с девяти утра до семи вечера, а билеты продаются до шести вечера; в зимний сезон - с девяти утра до пяти вечера, билеты продаются до четырех часов. Храм открыт каждый день без выходных, кроме месяца Рамадан, поэтому уточняйте его наступление, прежде чем запланируете экскурсию туда.

Цена билета в Айя Софию: взрослый билет - тридцать лир, детский билет для лиц до двенадцати лет - бесплатно.

Как доехать до Собора Святой Софии в Стамбуле:
- На автобусе, идущем по маршруту «Т4», на трамвае «TR1» до остановки «Султанахмет».
- Из аэропорта «Ататюрка» - на метро «Havalimani-Aksaray», доехать до станции «Zeytinburnu» и перейти на трамвай «TR1».
- Из района Сисли - сесть на метро до станции «Taksim».

Айя-София - уникальный храм, в котором чудесным образом сочетаются две разные, иногда даже противоречивые религии: христианство и ислам. В этом соборе сосредоточилась обширная история нынешнего турецкого города Стамбула, а некогда Константинополя, крупного православного центра Византии. Что же такого примечательного в этом популярном туристическом месте?

Особенности названия

У главной достопримечательности Стамбула несколько названий, которые непрестанно сменяли друг друга с приходом той или иной власти. В христианский период его величали Софийским собором, собором Святой Софии Константинопольской, собором Святой Софии Премудрости Божией. Значение женского имени, в честь которого был назван храм, очень обширно и разнообразно. Его можно толковать как «мудрость», «разум», «знание» и т. д.

С приходом мусульман на эти земли храм стали называть на арабский манер Айя- София, что в переводе также означает Святая София.

Предшественники

Святая София была возведена на холме, где в прежние времена возвышались иные храмы с идентичным названием. Первоначально императором Константином I была заложена каменная базилика с деревянной крышей. Однако позже здание сильно пострадало в результате народного восстания 404 года. Следующий император, Феодосий II реконструировал базилику. Но новые общественные волнения не пощадили восстановленную святыню и уничтожили ее. Чуть позже на этом месте началось возведение третьей Софии, которой удалось выстоять и пережить все последующие катаклизмы, в том числе завоевание города османами, землетрясения и пожары.

Чудесный сон

История Айя-Софии начинается полтора тысячелетия назад. Существует мистическая легенда о создании этого собора. Согласно ей, в одну из ночей византийскому императору Юстиниану приснился дивный сон, в котором он увидел облик будущего храма. Некоторые источники указывают на то, что ему явился ангел с планом грандиозного сооружения. На следующее утро император срочно начал искать людей, способных превратить божественный замысел в действительность. За ближайшие пять лет практически все доходы империи были потрачены на строительство собора Айя-Софии. При возведении были использованы только самые лучшие материалы, тщательно подобранные, привезенные со всей страны и из-за границы. В какой-то момент Юстиниан перестал выплачивать жалование чиновникам и значительно увеличил налоги. Наконец, в 537 году на свет появился монументальный собор Святой Софии Премудрости Божией, на протяжении тысячелетия считавшийся самым монументальным и крупным храмом всего христианского мира. Потомки до сих пор восхищаются его размерами и величием. Действительно, огромные усилия заслуженных архитекторов своего времени Анфемиоса Траллетского и Исидора Милетского, византийских зодчих и налогоплательщиков стоят того.

Образец истинного христианства

В эпоху становления различных религий перед многими странами стояла трудноразрешимая проблема: какому именно вероисповеданию последовать? Именно с таким вопросом русские послы прибыли в Византию. Монументальность и роскошь Айя-Софии поразили их. Побывав в этом храме, они прониклись могуществом православного христианства. Находясь под впечатлением от увиденного, послы посоветовали князю Владимиру обратиться именно в это вероисповедание.

Раскол церкви

Храм Айя-София стал центром всего христианского мира. Здесь законно принимали власть от патриарха новые правители Византии. Долгое время в соборе хранилась наиважнейшая христианская реликвия - Туринская плащаница, ткань, в которую было завернуто тело распятого Иисуса Христа. В 1054 году на этом месте случилось наиважнейшее событие в истории христианства. Тогда кардинал Гумберд передал Михаилу Керуларию, Константинопольскому патриарху, официальный документ об отлучении. Так некогда цельная христианская церковь раскололась на две части: католическую и православную, что породило много споров, противоречий и столкновений.

Смена веры

В середине XV века Константинополь пал под натиском все разраставшейся Османской империи. С приходом к власти султана Мехмеда II для города началась эра новой религии, которая длится и по сей день. По легенде, завоеватель был настолько поражен Софийским собором, что у него не хватило духа уничтожить его. Было принято решение переделать христианский храм в мечеть. К нему были пристроены четыре минарета, а на роскошные мозаики и иконы нанесли толстый слой побелки, после чего их завесили верблюжьими кожами, на которых золотой вязью были написаны изречения из Корана. Крест, венчавший купол храма, был заменен на полумесяц. Так собор Святой Софии Премудрости Божией превратился в мечеть Айя-София, ставшей после Каабы второй по важности святыней ислама.

Четыре минарета были пристроены не в одно время, что заметно по их внешнему виду. Первый минарет был деревянным, затем последующие правители возвели еще три. В XVI веке к мечети пристроили несколько новых зданий: библиотеку, медресе (начальную школу), прекрасный шадырван (фонтан для омовений), служебные помещения, дом имамов и, наконец, усыпальницу правителей Оттоманской династий.

Султаны очень заботились о сохранности мечети, она периодически реконструировалась и укреплялась. В XIX веке для этого были вызваны ведущие итальянские реставраторы, которые спасли святыню от полного разрушения.

Современный храм

В 1934 году Кемаль Ататюрк, президент Турции, превратил храм в музей, который открыт для посещения и в наше время. С тех пор здесь проводятся не мусульманские обряды, а реставрационные работы. Толстый слой штукатурки снимается, и перед посетителями предстают одухотворенные лики христианских святых, обрамленные витиеватыми сурами ислама. Относительно недавно эта поразительная достопримечательность была занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внешний облик собора

Айя-София в Стамбуле заметна издалека, однако снаружи храм выглядит достаточно аскетично и сливается с мечетями поблизости. В первую очередь в этом сооружении поражает его монументальность, массивность. Площадь здания составляет более 5000 квадратных метров, высота - 51 метр. Все это мощное великолепие венчает внушительный купол диаметром 31 метр.

В храм можно войти с девяти ворот (священное у мусульман число). С противоположной стороны от главного входа в музей расположены гробницы османских султанов. Их можно посмотреть бесплатно. Здесь также находится интересный мавзолей Мехмеда III, в народе именуемого борцом за справедливость.

Внутреннее убранство

Парадный вход - одно из примечательных мест храма. Более тысячелетия назад отсюда выходили императоры. Проем украшает интересная мозаика. На ней изображены Богоматерь с младенцем на руках и два правителя - императоры Константин и Юстиниан. Основатель города держит в руках план Константинополя, а основатель собора - план храма.

Вся роскошь Айя-Софии спрятана внутри. Поражают размеры бывшей мечети. Мощные и толстые колонны, поддерживающие свод, кажутся изящными и утонченными. Их высота - около 25 метров. Все они выглядят по-разному, так как были привезены из разных древних святынь Ливана и Эфеса. В самом куполе проделано множество небольших окошек, которые наполняют здание светом. Создается ощущение, будто сооружение парит в воздухе. Своды храма украшены изречениями из Корана, которые соседствуют с фресками и лепниной, в том числе с изображением Матери Божьей.

Стены собора выложены золотыми мозаиками. На них отображена удивительная история византийского искусства. Поначалу соборы украшались орнаментальной мозаикой. Затем декор усложнялся, обретал определенные формы и сюжет. При помощи мозаики начали изображать почитаемых святых, а впоследствии и библейские сюжеты. К сожалению, они сохранились не полностью. Однако и по фрагментам можно наблюдать эволюцию византийской иконописи, когда мастера от плоских изображений переходили к объемным и глубоким. В музее Айя-София можно обозреть большое собрание икон и иных предметов, относящихся к христианству.

Пол выложен белым мрамором, что зрительно еще больше увеличивает пространство. На нем можно найти омфалион - цветную вставку в мраморном полу, обозначающую место традиционной коронации императоров, которое находится от алтаря справа, ровно под центром купола.

Очень много предметов декора свидетельствуют о мусульманском периоде храма. Интересно, что минбар (то есть кафедра), с которого мулла проводил богослужение, был построен не на месте бывшего алтаря, а юго-восточнее. Заветы ислама требуют, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. По этой причине мусульмане молились не посередине храма, а чуть в стороне. Сегодня на стенах рядом с христианскими святыми можно увидеть панно с витиеватой каллиграфией османского периода.

Что посмотреть внутри

В соборе Айя-София в Стамбуле есть пара примечательных и популярных у туристов мест. Во-первых, стоит обязательно подняться на второй уровень храма, ведь оттуда открывается прекрасный вид на внутреннее великолепие. Во-вторых, если времени достаточно, можно постоять в очереди к «плачущей» колонне. Считается, что она исполняет желания. Раньше на этом месте была икона Григория Чудотворца. К ней стремились притронуться сотни паломников в надежде исцелиться от недугов. Легенда также гласит, что случайное прикосновение к ней избавило императора Юстиниана от мучившей его головной боли.

Когда храм превратили в мечеть, икону убрали, после чего здесь осталось небольшое углубление. Сейчас это отверстие сияет, ведь каждый посетитель стремится прокрутить в нем палец по часовой стрелке, загадывая при этом свое заветное желание. Если палец стал влажным - оно обязательно исполнится.

Внутри храма есть необычное «холодное» окно, откуда всегда веет прохладой даже в знойный и безветренный день.

Литературный образ

Великолепный собор был возвеличен и в поэзии, например в стихотворении И. А. Бунина «Айя-София». Вот его полный текст:

Светильники горели, непонятный

Звучал язык, - великий шейх читал

Святой Коран, - и купол необъятный

В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,

Шейх поднял лик, закрыл глаза - и страх

Царил в толпе, и мертвою, слепою

Она лежала на коврах...

А утром храм был светел. Все молчало

В смиренной и священной тишине,

И солнце ярко купол озаряло

В непостижимой вышине.

И голуби в нем, рея, ворковали,

И с вышины, из каждого окна,

Простор небес и воздух сладко звали

К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Справочная информация

Айя-София в Стамбуле расположена в историческом районе города (Султанахмет). Местоположение очень удобно, ведь именно здесь сосредоточены основные достопримечательности столицы Турции.

Музей работает каждый день с 9 до 19 часов в летний период (с 15 апреля по 30 октября) и с 9 до 17 часов в зимнее время. Необходимо учесть, что храм закрыт в такие важные мусульманские праздники, как Рамадан и Курбан-Байрам.

Стоимость входа составляет 40 турецких лир (590 рублей).

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство - это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга - одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части - византийский, османский, современный.

Византийская Святая София - Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία - большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии - Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус - здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий - Младший -(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα - Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы - патриции и плебеи. Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены. Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора - Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы - пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же - по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь - из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни - ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений - Проконес славился белоснежным, Ясос - красно-белым, Каристос - светло-зеленым, а Фригия - розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова - она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени - через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора - купольную систему храма - я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им - величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов. Например, «паруса» - сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол - чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг - 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок - 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» - как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет - эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов - результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Для подробного ознакомления с архитектурой византийских (и не только) храмов можно почитать «Историю архитектуры» Огюста Шуази (Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture).

Безусловно, не последнюю роль в восприятии играет внутреннее убранство собора - его облицовка, мозаики, аксессуары. Об этом подробнее.

Мозаики

Мозаики собора можно разглядывать бесконечно. Самыми удивительными по красоте и мастерству считаются «Богоматерь с младенцем» и «Архангел Гавриил» - они украшаюют апсиду (место в храме, где находится алтарная часть) и виму (возвышение, трибуна, примыкающая к алтарю). Мозаики отличаются особым стилем исполнения - мягкостью лепки, игрой полутонов, отсутствием жестких линий, несмотря на то, что относятся они к самому раннему периоду становления македонской монументальной живописи (второй половине X века).

С точки зрения иконографии интересны мозаики периода правления императора Льва VI (конец IX-начало X века), когда фигурные композиции заменили изображение креста, украшавшее восточную стену нарфика в эпоху Юстиниана (нарфик или нартекса -входное помещение, которое примыкает к западной стороне храма).

Это изображения Иисуса Христа, полуфигуры Богоматери (слева), архангела Михаила (справа) и императора ЛьваVI, припадающего к ногам Вседержителя

Искусствоведы говорят, что на эту мозаику нужно смотреть снизу и на большом расстоянии - только так можно получить прямой угол со взглядом зрителя и достичь необходимого визуального эффекта.

Мозаики южного вестибюл я отличает более зрелый стиль, обусловленный, конечно же, более поздним периодом их создания, хотя разница в «возрасте» с их предшественницами составляет всего пятьдесят лет.

На мозаике люнеты (часть стены, выраженная аркой и располагающаяся над дверью или окном) над дверью из южного вестибюля в нарфик изображена Богоматерь с младенцем и два великих византийских императора - Константин и Юстиниан (вторая половина Х века).

На мозаике южной галереи - Христос на троне, а Константин Мономах и императрица Зоя подносят дары

Эту работу относят к началу ХI века.

В южной галерее также находятся две мозаичные иконы XII века, которые являются единственными представителями эпохи Комнинов, сохранившихся на территории Константинополя.

Это портрет императорской четы - Иоанна II Комнина и императрицы Ирины, расположенных по обе стороны от Богоматери и подносящих ей свои дары.

И Деисус, от первоначального облика которого, к сожалению, осталось лишь меньше половины.

Но даже по этим фрагментам можно увидеть уровень мастерства авторов. Специалисты сравнивают изображение с самыми совершенными образцами византийской живописи того времени - иконами Владимирской Богоматери и фресками Дмитриевского собора во Владимире.

Если вам интересны художественные, исторические, иконографические подробности, профессиональный взгляд, цифры, факты, исследования, можно почитать об этом в «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева.

Еще есть интересное исследование про реставрацию мозаик, правда, на английском языке: Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute, Natalia B. Teteriatnikov.

Другие достопримечательности собора, оставшиеся с византийских времен

Находясь на нижнем уровне храма, обратите внимание на омфалион - место коронации императоров Византии.

Чтобы его найти, встаньте под центром купола и посмотрите направо. Это большой квадрат, выложенный цветным камнем, в центре его - круг, на который ставили трон для вновь провозглашенного императора.

По широкому проходу поднимитесь на второй ярус, который использовали церковные синоды и где совершали богослужение женщины. Обратите внимание на интересный наклон дороги - он был рассчитан специально для того, чтобы добиться максимальной плавности при движении, когда императрицу несли на паланкине (носилках на двух жердях).

С верхнего этажа вы сможете получше разглядеть мозаики, посмотреть на нижний уровень с двадцатиметровой высоты, обратить внимание на разницу в восприятии огромного пространства снизу и сверху.

Прогуляйтесь по верхним галереям и найдите Ложу императрицы , расположенную в центре западной галереи.

Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями.

Проходя по северной галерее, подойдите к перилам и попробуйте найти на них «граффити» (в переводе с итальянского это слово обозначает «царапины»). Это вовсе не «хулиганство» наших современников, это скандинавские руны - следы, которые в IX веке оставили варяжские воины, видимо, хотели увековечить память о себе.

В южной галерее вы увидите массивную мраморную дверь , которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний

Османская Айя-София - мечеть

1453 год был последним годом существования христианского Собора Святой Софии. По описаниям историков 29 мая 1453 года в нем состоялась последняя служба, во время которой в храм ворвались османы и разграбили его, не пощадив молящихся. Уже 30 мая Мехмед II приказал переделать Собор Святой Софии в мечеть.

На протяжение следующих пяти веков мечеть, получившая название Айя-София, так же, как и когда была христианским храмом, продолжала претерпевать изменения - ее восстанавливали после разрушений, реконструировали, добавляли одни и убирали другие элементы декора.

В первую очередь к собору пристроили минареты (сначала два наспех при Мехмеде II, затем еще два - при Селиме II и Беязиде II) и заштукатурили мозаики и фрески, в юго-восточную часть храма поместили михраб.

Заменили серебряные канделябры на железные, а позже, при Ахмете III, повесили огромную люстру, которая освещает собор по сей день.

Существенно изменился внешний вид уже в 16 веке, когда здание мечети было решено укрепить массивными контрфорсами.

В середине 19 века была произведена серьезная реставрация храма, которой занимались швейцарские архитекторы - братья Гаспар и Джузеппе Фоссати.

В 1935 году, под правлением Ататюрка, когда Турецкая республика была провозглашена светской, Айя-София обрела статус музея.

Ей возвратили фрески и мозаики, с которых были счищены многовековые слои штукатурки, а для мусульманских обрядов, проводимых сотрудниками музея, выделили небольшое пространство.

Достопримечательности османских времен

С момента превращения христианского собора в мечеть и на протяжение последующих пятисот лет почти каждый османский султан привносил в интерьер Айя-Софии что-то свое.

Каллиграфические надписи

Первое, что бросается в глаза - огромные круги и прямоугольные свитки с каллиграфическими надписями на фоне православной тематики.

Это крупнейшие каллиграфические панели в исламском мире, на них написаны имена пророков и первых халифов. Сделаны они из ослиной кожи.

Мраморные вазы

На первом ярусе у боковых нефов вы увидите огромные вазы, высеченные из цельного куска мрамора.

Они были привезены в Собор из в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды - около 1250 литров в каждой.

Библиотека Махмуда I

В 1739 году по инициативе Махмуда II в соборе была построена библиотека. Эта комната, расположенная на первом ярусе в южной галерее, была богато и со вкусом украшена мрамором и изникской плиткой. Библиотека имела читальный зал, соединенный коридором с книгохранилищем. В его шкафах, сделанных из розового дерева, насчитывалось более 5000 книг. В наше время они все хранятся в библиотеке мечети Сулеймание под названием «Специальная коллекция Святой Софии».

На восточной стене библиотеки висит «тугра» - каллиграфическая подпись Махмуда I, который проявлял большой интерес к Святой Софии - помимо библиотеки он приказал отремонтировать собор, во дворе установить фонтан для омовений, на территории организовать столовую для бедных.

Ложа султана

Маленькая «комнатка», в которой султан мог участвовать в ритуалах, не будучи замеченным публикой. Высокие резные решетки укрывали его не только от глаз простого народа, но и от недоброжелателей - обеспечивали безопасность.

Ложа и правда напоминает золотую клетку - красивая резная шестигранная коробочка, водруженная на устойчивые подпорки. Нижняя часть ложи - мраморная ажурная панель, а верхняя - деревянная, покрытая золотом.

Решетки выполнены в турецком стиле, а несущие колонны - византийские.

Ранее ложа находилась на апсиде, имела другой внешний вид, но в 1847 году при реставрации храма братья Фоссати декорировали ее и перенесли туда, где она находится по сей день.

Загадочное холодное окно

У входа, предназначенного для султанов, было прорезано небольшое окошко. Удивление вызывает особый микроклимат, который образовался рядом с ним - в любую погоду, даже в самый жаркий и безветренный день, здесь всегда прохладно.

Плачущая колонна

Эта колонна имеет особенность - стены ее всегда влажные. Когда она начала «плакать», и когда ее стали так называть, доподлинно неизвестно, но сегодня она стала настоящим туристическим «аттракционом» - ведь люди во все времена верят в то, что, исполнив некий ритуал, они станут здоровее, богаче, счастливее.

История «волшебства» берет начало с византийских времен, когда на колонне висела икона Николая Чудотворца, к которой христиане приходили просить об исцелении.

После того, как храм был захвачен османами, икону сорвали, а на ее месте оказалось отверстие. Мусульмане придумали собственный ритуал - в это отверстие нужно вставить большой палец, остальными четырьмя очертить круг и загадать желание. Если палец станет влажным, желание сбудется. Ритуал актуален и сегодня. Вот такая история.

Где она находится? Вам не составит труда ее найти - где очередь, там и колонна.

Некоторые цифры

Часто наше впечатление от визуального восприятия помогают дополнить цифры и факты. Вот некоторые измерения и подсчеты:

  • площадь собора - 7570 кв.м;
  • высота от пола до вершины купола 55,6 м;
  • колонны: всего 104, в нижней галерее 40, в верхней 64;
  • диаметр купола: 31,87 метр - с севера на юг, 30,87 - с востока на запад;
  • количество окон в куполе - 40;
  • вместительность 100 000 человек;
  • диаметр каждого круга с каллиграфическими надписями -7,5 метров.

Было в византийские времена:

  • 6000 огромных канделябров;
  • 6000 переносных подсвечников;
  • каждый переносной подсвечник весил 45 кг.

Современная Святая София - Айя София - музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II - произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Как добраться

Музей Айя-София находится в самом сердце исторической части города - в районе Султанахмет.

Сюда можно доехать на трамвае ветки Т1, которая проложена практически через весь центр и соединяет район Зейтинбурну и Кабаташ.

Вам нужна остановка «Sultanahmet. Blue Mosque» - название еще одной знаменитости, Голубой мечети.

Выйдя из трамвая, вы окажетесь точно напротив мечети, а слева от нее примерно в пятистах метрах находится Айя-София. Ее трудно не заметить.

Время работы

Музей работает:

  • с 15 апреля по 25 октября с 9.00 до 19.00, кассы и вход в музей закрываются в 18.00;
  • с 25 октября по 15 апреля с 9.00 до 17.00, кассы и вход в музей закрываются в 16.00.

Учитывайте, что практически всегда в музей есть очередь как минимум на 15 минут, в туристический сезон можно простоять и час. Рассчитывайте свое время, не откладывайте визит на вечер.

Также имейте в виду, что:

  • с мая 2016 года музей закрыт по понедельникам;
  • вы не сможете посетить музей в первый день Рамадана и в дни проведения Фестивалей Жертвоприношений (Sacrifice Festivals).

Стоимость билетов и способ их покупки

Обычный полный билет стоит около 12 евро или 14 долларов (40 TL).

Студентам льгот нет.

Бесплатно могут пройти:

  • турецкие дети до 18 лет;
  • дети иностранных граждан до 12 лет;
  • граждане Турецкой Республики старше 65 лет;
  • инвалиды и один сопровождающий;
  • солдаты и сержанты;
  • владельцы карт COMOS, UNESCO, ICOM;
  • студенты, обучающиеся в Турции по программам обмена (например, Erasmus) при предъявлении контракта.

Купить билет можно:

Вход на территорию захоронений султанов свободный.

Что посмотреть рядом

Рядом, конечно же, много всего интересного - и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.

Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.

Собор Святой Ирины

Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.

Это один из старейших храмов Константинополя - Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.

Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.

Кучук Айя-София (Малая Святая София)

Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.

В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».

Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,

вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.

Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».

А потом пройдите внутрь.

Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.

Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.

Музей мозаики

И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.

Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история...

После музея

Лично я не люблю смешивать впечатления и сваливать их в одну кучу, поэтому после Святой Софии и близлежащих (в первую очередь, тематически) достопримечательностей рекомендую просто неспешно прогуляться.

Если ваша «экскурсия» закончилась у Кучук Айя-Софии, то можно спуститься к морю, пройтись по набережной и заглянуть в один из рыбных ресторанов на пристани Кумкапы. Здесь очень спокойно, народу немного, всегда свежая и вкусная еда, очень приятное обслуживание - независимо от того, закажете ли вы полный обед или просто выпьете чашку кофе, вам уделят одинаково достойное внимание. Цены немного ниже, чем в туристическом центре города.

Если же вы остались около Айя-Софии, то прогуляйтесь вдоль трамвайных путей в сторону Эминёню. Здесь можно поглазеть на витрины маленьких магазинчиков, за 0.9 евро или 3 TL «отвоевать» мороженое (дондурму) у веселого продавца

посмотреть, как готовят манты и гёзлеме турецкие женщины в ресторане Han и соседнем Ela Sofia.

Конечно, вы можете их тут же и отведать. Мы заходили в этот ресторанчик ради интереса. Вкусно? да. Дорого? Да.

Нужно сказать, что здесь поесть бюджетно будет более проблематично, чем у моря, поэтому, если вы голодны, но не хотите тратить много денег и времени, дойдите до пристани Эминёню.

Любители рыбы могут попробовать знаменитый «балык экмек» - рыба в хлебе. Свежевыловленную сардинку обжаривают при вас и кладут в хрустящий хлеб, щедро добавив зеленый салат и лук 0.9 евро (3 TL), а рядом можно купить стаканчик с маринованными овощами за ту же цену.

Если вы не едите рыбу, то вам подойдут любимые стамбульцами «тефтельные» (или «котлетные»?). Здесь все быстро, вкусно, недорого. Такие заведения называются «köftecisi», они бывают подороже, такие, например, как на фото ниже.

Есть и попроще, туда в основном ходят местные жители. Качество еды везде одинаково хорошее.

Если же вы не голодны, замечательным завершением прогулки будет парк Гюльхане. Вход в него (бесплатный) находится сразу за чередой магазинчиков и кафе, мимо которых вы проходили вдоль трамвайных путей.

а можно просто погулять, помечтать, усвоить новые впечатления,

подняться на возвышенность и полюбоваться городом.

Желаю удачи в путешествии!

Есть что добавить?