Чукотский ао п эгвекинот. Чукотка доставляет

: 66°19′00″ с. ш. 179°07′00″ з. д.  /  66.31667° с. ш. 179.11667° з. д.  / 66.31667; -179.11667 (G) (Я)

Глава администрации

Гришило Оксана Владимировна

Основан ПГТ с Население Национальный состав

русские, украинцы

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО Официальный сайт
К:Населённые пункты, основанные в 1946 году

В административном подчинении находится близлежащий посёлок энергетиков Озёрный .

Происхождение топонима

Существует два варианта происхождения названия посёлка: от чукот. Эрвыкыннот - «острая твёрдая земля» или Эквыкыннот - «высокая твёрдая земля» .

Географическое положение

Связь

Посёлок расположен у подножья высокой горы, которая перекрывает горизонт на южное и юго-западное направление. Из-за этого в посёлке нет прямой видимости ни на один спутник связи и все станции спутниковой связи размещаются только в одном месте в 13 км от населённого пункта. Далее сигнал передаётся в населённый пункт по местным радиорелейным линиям (услуги предоставляет ОАО «Чукоткасвязьинформ»).

См. также

  • Чукотский ИТЛ Дальстроя 1949-1956 (вольфрамовый рудник)

Напишите отзыв о статье "Эгвекинот"

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. Эгвекинот - статья из Большой советской энциклопедии .
  3. Леонтьев В. В. , Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / науч. ред. Г. А. Меновщиков ; ДВО АН СССР . Сев.-Вост. комплекс. НИИ. Лаб. археологии, истории и этнографии. - Магадан: Магад. кн. изд-во , 1989. - С. 71. - 456 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-7581-0044-7 .
  4. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  5. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  6. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  7. . .
  8. . .
  9. . Проверено 26 марта 2015. .
  10. . Проверено 25 ноября 2014. .
  11. . Проверено 31 мая 2014. .
  12. . Проверено 16 ноября 2013. .
  13. . Проверено 2 августа 2014. .
  14. . Проверено 6 августа 2015. .

Ссылки

  • , ruschudo.ru
  • Валерия Хващевская. . Вечерний Челябинск (№208 (11090), 30 октября 2008). Проверено 4 июля 2013. .

Отрывок, характеризующий Эгвекинот

Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого.
В начале зимы с 1805 на 1806 год Пьер получил от Анны Павловны обычную розовую записку с приглашением, в котором было прибавлено: «Vous trouverez chez moi la belle Helene, qu"on ne se lasse jamais de voir». [у меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.]
Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль в одно и то же время и испугала его, как будто на него накладывалось обязательство, которое он не мог сдержать, и вместе понравилась ему, как забавное предположение.
Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый, только новинкой, которою угощала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина и привезший самые свежие подробности о пребывании государя Александра в Потсдаме и о том, как два высочайшие друга поклялись там в неразрывном союзе отстаивать правое дело против врага человеческого рода. Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухого (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. Большой кружок, где были князь Василий и генералы, пользовался дипломатом. Другой кружок был у чайного столика. Пьер хотел присоединиться к первому, но Анна Павловна, находившаяся в раздраженном состоянии полководца на поле битвы, когда приходят тысячи новых блестящих мыслей, которые едва успеваешь приводить в исполнение, Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав.
– Attendez, j"ai des vues sur vous pour ce soir. [У меня есть на вас виды в этот вечер.] Она взглянула на Элен и улыбнулась ей. – Ma bonne Helene, il faut, que vous soyez charitable pour ma рauvre tante, qui a une adoration pour vous. Allez lui tenir compagnie pour 10 minutes. [Моя милая Элен, надо, чтобы вы были сострадательны к моей бедной тетке, которая питает к вам обожание. Побудьте с ней минут 10.] А чтоб вам не очень скучно было, вот вам милый граф, который не откажется за вами следовать.
Красавица направилась к тетушке, но Пьера Анна Павловна еще удержала подле себя, показывая вид, как будто ей надо сделать еще последнее необходимое распоряжение.
– Не правда ли, она восхитительна? – сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. – Et quelle tenue! [И как держит себя!] Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли? Я только хотела знать ваше мнение, – и Анна Павловна отпустила Пьера.
Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне утвердительно на вопрос ее об искусстве Элен держать себя. Ежели он когда нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том не обыкновенном ее спокойном уменьи быть молчаливо достойною в свете.
Тетушка приняла в свой уголок двух молодых людей, но, казалось, желала скрыть свое обожание к Элен и желала более выразить страх перед Анной Павловной. Она взглядывала на племянницу, как бы спрашивая, что ей делать с этими людьми. Отходя от них, Анна Павловна опять тронула пальчиком рукав Пьера и проговорила:
– J"espere, que vous ne direz plus qu"on s"ennuie chez moi, [Надеюсь, вы не скажете другой раз, что у меня скучают,] – и взглянула на Элен.
Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто либо мог видеть ее и не быть восхищенным. Тетушка прокашлялась, проглотила слюни и по французски сказала, что она очень рада видеть Элен; потом обратилась к Пьеру с тем же приветствием и с той же миной. В середине скучливого и спотыкающегося разговора Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем. Пьер так привык к этой улыбке, так мало она выражала для него, что он не обратил на нее никакого внимания. Тетушка говорила в это время о коллекции табакерок, которая была у покойного отца Пьера, графа Безухого, и показала свою табакерку. Княжна Элен попросила посмотреть портрет мужа тетушки, который был сделан на этой табакерке.
– Это, верно, делано Винесом, – сказал Пьер, называя известного миниатюриста, нагибаясь к столу, чтоб взять в руки табакерку, и прислушиваясь к разговору за другим столом.
Он привстал, желая обойти, но тетушка подала табакерку прямо через Элен, позади ее. Элен нагнулась вперед, чтобы дать место, и, улыбаясь, оглянулась. Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру, находился в таком близком расстоянии от его глаз, что он своими близорукими глазами невольно различал живую прелесть ее плеч и шеи, и так близко от его губ, что ему стоило немного нагнуться, чтобы прикоснуться до нее. Он слышал тепло ее тела, запах духов и скрып ее корсета при движении. Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем, он видел и чувствовал всю прелесть ее тела, которое было закрыто только одеждой. И, раз увидав это, он не мог видеть иначе, как мы не можем возвратиться к раз объясненному обману.
«Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? – как будто сказала Элен. – Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже», сказал ее взгляд. И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе.
Он знал это в эту минуту так же верно, как бы он знал это, стоя под венцом с нею. Как это будет? и когда? он не знал; не знал даже, хорошо ли это будет (ему даже чувствовалось, что это нехорошо почему то), но он знал, что это будет.
Пьер опустил глаза, опять поднял их и снова хотел увидеть ее такою дальнею, чужою для себя красавицею, какою он видал ее каждый день прежде; но он не мог уже этого сделать. Не мог, как не может человек, прежде смотревший в тумане на былинку бурьяна и видевший в ней дерево, увидав былинку, снова увидеть в ней дерево. Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли.
– Bon, je vous laisse dans votre petit coin. Je vois, que vous y etes tres bien, [Хорошо, я вас оставлю в вашем уголке. Я вижу, вам там хорошо,] – сказал голос Анны Павловны.
И Пьер, со страхом вспоминая, не сделал ли он чего нибудь предосудительного, краснея, оглянулся вокруг себя. Ему казалось, что все знают, так же как и он, про то, что с ним случилось.
Через несколько времени, когда он подошел к большому кружку, Анна Павловна сказала ему:
– On dit que vous embellissez votre maison de Petersbourg. [Говорят, вы отделываете свой петербургский дом.]

Самым комфортным местом для жизни на Чукотке является посёлок Эгвекинот. Почему? Здесь как нигде более на Территории органично сплелись воедино три фактора определяющие нашу повседневную жизнь в категории "комфортное проживание".


Первый фактор - это место. Залив Креста, на берегу одной из бухт которого расположен Эгвекинот, одно из самых красивых мест на Чукотке. Наверное Залив был бы и "самым", если не было Провидения.
Посёлок окружают величественные и невероятно живописные, особенно в солнечную погоду сопки. Китайская мудрость - "Утром смотри на горы, вечером на воду", здесь стопроцентно воплощена в действительности.

Не дурна здесь и погода. Посёлок расположен на широте Полярного круга, но близость моря сглаживает резкие колебания отрицательных температур в зимнее время. Иногда, Эгвекинот называют чукотским Сочи, но этот тезис в корне не верен, так как, в том же Провидения, зи мы намного теплее. Но даже несмотря на это в климатическом отношении Эгвекинот входит в тройку самых комфортных поселений Чукотки.

2. Все кусты в посёлке привозные. Программа озеленения Эгвекинота начала реализовываться еще в советское время

3. Одно из старейших зданий Эгвекинота. "В очереди на облицовку". Но как по мне, такие сооржения придают колорит посёлкам Чукотки. Кирпич нынче артефакт далёкого советского прошлого. На Чукотку он больше не завозиться.

4. На Чукотке таких табличек я не видел. Не согласен, но имеет право быть.

5. А это в свою очередь единственная велодорожка в округе. Хоть и маленькая, но главное внимание к велолюбителям

6. "Дембельская сопка выпускников"

7. До середины июля лета в Эгвекиноте не было. Хмарь и туманы.

Фактор второй - "власть". Я не знаю, наверняка, но думаю, что вряд ли где еще в России найдётся руководитель муниципального образования, который управляет районом 25 лет. Иультинским районом, административным центром которого является Эгвекинот, Александр Гоергиевич Максимов, руководит с 1989 года! Это редкий, я даже скажу единичный случай в нашем округе, когда власть на своём месте и занимается управлением, а не царствованием или разведением руками в стороны. Если в других райцентрах жизнь едва налаживается после экономической круговерти и политической лихорадки 1990-х и создаётся ощущение, что населённый пункт участвовал в каком-либо боевом действии и пару лет назад начал восстанавливать хозяйство (Анадырь, конечно же не в счёт), то в Эгвекиноте такого ощущения нет. Прогрессивный, стильный посёлок, с хорошей инфраструктурой и дорогами. Дороги - это отдельная для Чукотки тема. Если для центральных районов страны хорошая дорога - это дорога без выбоин, то на Чукотке, хорошая дорога - это дорога с твёрдым покрытием (бетон), а если она к тому же еще и ровная... Такая же дорога, как в Эгвекиноте, есть только в Анадыре. Но Анадырь - это столица, в которую в "золотую эпоху" Абрамовича были вложены немалые средства.

Власть, в первую очередь, это глава, а во-вторую - команда. Его команда, заместители, тоже люди профессиональные и инициативные. Среди них, особенно выделяется заместитель по социальной политике Наталья Михайловна Зеленская. Профессионал и очень отзывчивый человек. Большинство чиновников в округе это хорошие люди, но профессионализм измеряется делами: школа, больница, Дом спорта, горнолыжная база, Дом культуры, Школа искусств, библиотека, музей - это учреждения входящие в круг компетенции Зеленской и многие из них, по качеству работы одни из лучших в о круге. Обывателя, где бы он не жил, всегда будет волновать в первую очередь вопросы социальные, которые главным образом связаны с детьми: в какой садик будет ходить ребёнок, хорошие ли педагоги в школе, дополнительное образование детей и больница, в которой кроме бинтов и активированного угля, также должны быть хорошие специалисты. Культурная составляющая бытия, это второй порядок приоритетов, впрочем тоже немаловажный для Чукотки, с её закрытой, автономной организацией жизни населения.

В Эгвекиноте пока это удаётся.

Разумеется есть в посёлке и проблемы. Не идеальна работа ЖКХ, особенно в зимнее время, когда горы мусора не вмещающиеся в мусорные баки, ветер разносит по посёлку и перебои с электричеством иногда случаются (но это вопрос скорее не к местной администрации, а к Чукотэнерго) и ряд других проблем, но по сравнению с другими посёлками эти проблемы не существенные.

8. Администрация Иультинского района

9. Оригинальный уличный декор

10. В Эгвекиноте выходит своя газета "Залив Креста". Что интересно, читать её рекомендуется детям от 12 лет.

11. Офис "Чукотской торговой компании"

12. Мост на объездной дороге

13. На заднем плане - школа

Третий фактор очень условно назовём "Бизнес-фактор". Количество магазинов в Эгвекиноте на душу населения вызывает удивление у впервые приехвашего в посёлок. Чуть ли не в каждом подъезде! Конкуренция - двигатель прогресса и палач высоких цен. Ценники в магазинах, не намного выше анадырских, а то и такие же. Комфортная среда для предпринимателей - это условие созданное властью. По крайней мере в вопросах связанных с арендой. А это в свою очередь, дополнительные налоги, которые пополняют не большой, но всегда дефицитный бюджет.

Но феномен Эгвекинота не малый бизнес. А бизнес большой. И здесь на сцену выходит человек, которого не только хорошо знает, каждый житель Эгвекинота, но и большинство жителей Чукотки - Игорь Павлович Иванов, генеральный директор "Чукотской торговой компании" (ЧТК). "Торговая" в названии компании, относится к началу его деятельности в середине 1990-х. В настоящее время он занимается не только торговлей, но и строительством, и перевозкой топлива по сёлам (компании принадлежит несколько сухогрузов). Для меня удивительно, что поднявшись на "Олимп" элиты чукотского предпринимательства он не "эмигрировал" в Анадырь, а остался верен Эгвекиноту, в котором расположен его трёхэтажный офис. Но еще более удивителен факт его меценатства. Он возводит на собтсвенные средства каменную церковь, построил памятник "Строителям Иультинской трассы", занимался благоустройством посёлка, участвовал во многих социальных и благотоврительных проектах Красного Креста Чукотки, да и просто оказывал финансовую и материальную помощь многим жителям и предпринимателям Эгвекинота.
Это редкий, но весьма эффективный вид сотрудничества "власти" и "бизнеса", на мой взгляд, идеальная модель развития поселений Чукотки.

14. "Домик Иванова"

15. Золотые купола

16. Единственная каменная церковь на Чукотке. Очень органично вписывается в ландшафт бухты Эгвекинот.

17. Памятник строителям Иультинской трассы

18. В народе памятник с юмором, но метко окрестили "Максимов и Иванов трудятся на благо района"

19. Местное кафе. Не очень дорого, не очень вкусно.

20. Афиша

21. В основном магазины в Эгвекиноте названы женскими именами. Это самоё оригинальное название

22. К началу лета продукты в магазинах заканчиваются. Все ждут теплохода. В этом году навигация, из-за ледовой обстановки открылась крайне поздно, 6 июля .

23. Все ждут пароход

Единственная проблема, которая касается всех населённых пунктов Чукотки (за исключением, Анадыря и Певека) - это отсутствие прямого авиасообщения с центральными районами страны. Перевалка через Анадырь пассажиров и грузов, это еще та история. Впрочем, на эту проблему можно было бы закрыть глаза если можно было свободно купить билет до Анадыря и обратно. Но и это тоже настоящая проблема. А во всё остальном Эгвекинот хорош! Ну очень хорош. Приезжайте, убедитесь.

Что-то меня смущало, когда уже будучи в Анадыре просматривал фотографии сделанные в Эгвекиноте. Не сразу, но понял - на большинстве фотографий присутствуют линии электропередач, провода. В Анадыре их уже давно нет. Факт вроде и не примечательный, но очень влияющий на геометрию пространства. Вкупе с ландшафтом: сопки вертикально уходящие в небо и Залив, горизонтально уходящий к горизонту, создается интересная геометрическая визуализация пространства.

И еще один момент воспринимаемый не сразу, но очень влияющий на мироощущение - это почти постоянные сумерки. С календарно-географической точки зрения всё понятно - Эгвекинот, находится в 24 км. от Полярного круга, вдобавок декабрь и январь самое тёмное время года. Но вот с точки зрения психологического восприятия, очень трудно перестроится к жизни в сумраке. Эгвекинот, конечно же не Певек, но и не Анадырь, в котором дефицит солнца чувствуется не так остро. Однако понимаешь это, только когда возвращаешься в столицу.

Доска объявлений. Минимум креатива, максимум информации.

Градостроительная геометрия поселка вполне логична и практична: одни улицы идут перпендикулярно или параллельно заливу или сопке, другие соответственно наоборот. Улица Прокунина идет от сопки к заливу.

С одной стороны - Центр дополнительного образования детей, с другой стороны - Школа искусств.

Управление социальной политики Иультинского района. Аккуратно, красиво, социально.

Иультинские гномы рудокопцы, после закрытия шахт, переехали на ПМЖ в Эгвекинот.

Районное отделение полиции. Это уже другая улица, с романтическим названием - улица Первопроходцев.

В поселке 3 линейки флагштоков. Летом еще здесь висели флаги, но видно пообветшались. Гениальное архитектурное дизайнерское решение. Не забыть бы еще флаги повесить.

Очень симпатичный крохотный домик, в котором расположена обувная мастерская. Домику уже наверное тыщу лет. Наверняка он помнит тех самых первопроходцев на улице которых он и приютился.

А этот чудо дом принадлежит местному магнату, а по совместительству Депутату Думы Чукотского АО. Хорошо иметь домик в деревне.

Как и в большинстве населенных пунктов России, главная улица - улица Ленина.

Справа коттедж, который был моим домом почти месяц. Вокруг 6 очень комфортабельных домиков объединенных в единый гостиничный комплекс, принадлежащий "Чукотской торговой компании".
Задача для второгодников:
1 местный коттедж стоит 2500 рублей.
Место в двухместном коттедже стоит 2000 рублей.
Вопрос: сколько стоит место в трехместном коттедже?
Ответ: 3000 рублей. Отключи логику, она здесь лишняя.

Впереди бережно сохраненный администрацией и коммунальщиками "банер" советского периода.



С противоположной стороны ещё один. И у прошлых и у современных "настенных рисунков"/банеров цель одна - славить восхитительное настоящее, но вот идеологическая подоплёка разная.

Почта России, эгвекинотский вариант.

Прожектор перестройки есть и в Эгвекиноте.

Поселковая баня.

И на Полярном круге, когда-то цвели хризантемы и розы.

Один из самых узнаваемых символов ХХ века. Радует, что не замазали и не залепили сайдингом.

А находится в этой невзрачной двухэтажке, как ни странно "ЧукотЖилСервис". Как говорится сапожник без сапог.

Эгвекинотский краеведческий музей - самый лучший на Чукотке.

Красавец храм. Как увидел его в 2011 году, так и влюбился. Дай Бог, чтобы достроили. Без капли иронии считаю, что это будет одно из рукотворных чудес, не только Эгвекинота, но и Чукотки в целом.

Встретив рассвет, отправился в каюту спать. В девятом часу утра проснулись от заведенных двигателей. Завтракать не стали, ведь через пару часов нас уже ждал домашний завтрак, душ и поездка в сопки. Спать категорически нельзя. Иначе Московское время не отпустит:) К концу этого дня я был как зомби.

Погода была сказочная и, собрав вещи, мы пошли на мостик. Не знал, что капитан не несет вахты. Он занимается более сложными вещами, например, швартовкой, вместе со старпомом. Второй помощник в это время находится на корме, а третий на носу.

Швартовались с помощью портового крана. На крюк накидывали швартовочные канаты, корабль подтаскивали к берегу и закрепляли на кнехтах. Просто удивительно как все слаженно и быстро происходило.

Капитан периодически выходил на мостик и требовал информации от помощников. Из-за того, что на мостике крутились наши девушки ему приходилось подбирать выражения помягче. И, чтобы не мешать ему работать в полную силу, мы решили удалиться:)


Залив Креста. Вода голубая и прозрачная, не то что в Анадыре.

А к кораблю уже спешат полицейский и пограничник, чтобы проверить документы, которые, кстати, хранятся у второго помощника в течение всего путешествия.

Эгвекинот это административный центр Иультинского района. Как говорит Википедия существует два варианта происхождения названия посёлка: от чукотского Эрвыкыннот - «острая твёрдая земля» или Эквыкыннот - «высокая твёрдая земля». Всего в 30 километрах проходит полярный круг, а сам поселок окружен высокими сопками.


В поселке живет почти 3000 человек. Это довольно крупный поселок по чукотским меркам. Я даже слышал, что его называют чукотской Швейцарией из-за того, что тут есть горнолыжная трасса.


В Эгвекиноте есть очень-очень хороший этнографический музей, с интереснейшими экскурсоводами. Мы так сглупили, что откладывали его посещение на самые последние дни. В итоге, из-за срочного отъезда, мы галопом пробежали по экспозиции за полчаса перед самым отплытием. Могу сказать одно: Эгвекинотский музей интересней Анадырского в разы.

Поселок основан в 46-м году. В связи с открытием Иультинского месторождения олова, вольфрама и молибдена (одного из крупнейших в мире) возникла проблема с транспортировкой металла. Силами заключенных в кратчайшие сроки был построен Эгвекинот, Озерный и Иультин, а также трасса Эгвекинот - Иультин протяженностью 270 километров. Условия были тяжелейшими. По некоторым данным с 47-го по 57-й год через «Чукотлаг» прошло 40 000 заключенных. Сейчас на этой трассе установлено множество крестов на местах гибели целых отрядов. Многие просто не доходили до укрытий и замерзали. Можно увидеть землянки зеков (в одной из них, восстановленной, я ночевал) и каменные домики конвоя. Но об этом в другой раз.

Экскурсовод в музее рассказала, что первый пароход с 1 500 заключенными оставил их на берегу без всего. Спали практически на голой земле, укрываясь брезентами. Только через пару дней пришел пароход с лесом и стройматериалами. С помощью которых еще предстояло построить бараки.

Сейчас поселок выглядит так. А еще несколько лет назад это были закопченые, от дыма маленьких котельных, дома. Топят на Чукотке круглый год. Местные жители рассказывают, что коптило так, что снег в поселке был черный. И дети на вопрос: «Какого цвета снег? » - говорили: «Черный».

На торцах многих домов рисунки родом из Советского Союза. На одном можно увидеть Халка:) На улицах стоят искусственные деревья-сакуры с подсветкой.

Кстати, это единственное настоящее дерево во всем поселке.


Контейнеры можно увидеть в любом дворе. С ними приезжают, с ними же и уезжают. Вообще, удобная штука. Что-то хранить можно или, например, построить что-то . Многие превращают их в гараж или сарайчик.

Есть несколько канадских домиков на сваях. Кстати, у уличных фонарей даже ножки светятся.

Стоят вот на таких регулируемых ножках. Говорят, когда дует сильный ветер, ощущение, что это домик Элли из сказки Оз:)


В распадке памятник погибшим в 42-м году летчикам «АлСиба», перегонявшим самолеты с Аляски в Сибирь во время войны.

Здание со стеклянной пристройкой - гостиница. Говорят там даже бассейн есть:) Просто роскошь. Да и вообще, я читал, что это чуть ли не самая хорошая гостиница на Чукотке. Если не брать в расчет Анадырь.


Американское ведро

Когда на Чукотке говорят «американское ведро» имеют в виду 20-литровое пластиковое ведро из-под мороженного. В таких ведрах его привозили из Америки. Можно сказать, что это устоявшаяся мера объема на Чукотке.

Эгвекинотский
краеведческий музей

В.Т. Переладов
1998г.

Автодорога
Эгвекинот - Иультин.

Часть III

1 марта 1946г. начальник Дальстроя И.Ф. Никишов подписал приказ об организации управления «Чукотстрой» в заливе Креста. В задачи управления входило:
1. Строительство Иультинского горно-обогатительного комбината.
2. Строительство автодороги с жильём для дорожников.
3. Строительство морского порта.
4. Строительство аэродрома.
5. Строительства электростанции и ЛЭП до Иультина.
6. Строительство автобазы с филиалами на берегу р. Амгуэмы (87км.) и в п. Иультин.
7. Строительство складов продовольствия, техники.

16 апреля 1946 г. проектно-изыскательский отдел Дальстроя, которому было поручено проектирование всего комплекса Иультинского горно-рудного комбината, организовал экспедицию под руководством инженера Б.С. Беляева для проведения изысканий автодороги залив Креста - Иультин. Все полевые работы закончены через год. Проекты на отдельные участки выдавались на месте.


Начальником «Чукотстроя» был назначен Борис Николаевич Ленков, парторгом - Егоров Николай Денисович
(Письмо жены Б.Н. Ленкова - Нины Николаевны Ленковой)
Б.Н. Ленков до 1946г. работал в п. Адыгалах на должности начальника управления дорожного строительства. В 1946г. был вызван начальником Дальстроя Никишовым в Главк и назначен начальником «Чукотстроя». Получив назначение, стал заниматься организацией хозяйства. В скором времени на пароходе «Советская Латвия» было погружено продовольствие, техника, оборудование, многочисленные коллектив вольнонаёмных сотрудников, работников НКВД и 1200 заключённых. В плане намечалось получение сборных домиков для служащих и заключённых на базе о. Сахалин. Но когда по пути зашли на базу о. Сахалин, чтобы получить там дома, то в наличии их не оказалось.

Во время плавания на пароходе были сформированы строительные конторы:
Стройконтора № 1 - Руководитель Перплётчиков К.К. Задача - строительство жилого посёлка, морского порта и аэропорта.
Стройконтора № 2. Руководитель капитан НКВД Скорых И.Д., главный инженер А.И. Лоповок. Задача - строительство автодороги с жилыми посёлками для дорожников, базировалась на 87 км.

Стройконтора № 3. Задача - строительство Иультинского горно-обогатительного комбината, посёлка Иультин.
В качестве рабочей силы «Чукотстроч» были задолжены заключённые. Для этого на северной части конуса выноса ручья Изыскательский был организован «Чукотстройлаг».
16 июля 1946 г. пароход «Советская Латвия» подошёл близко к берегу, туман, который плотной завесой висел над заливом, рассеялся, уподножия сопок пассажиры увидели стадо оленей. Увидев пароход, пастухи отогнали стадо подальше, а трое сели в байдару и поплыли навстречу. Матросы опустили трап, помогли гостям подняться на борт. Вскоре началась разгрузка судна. Грузы перегружали на кунгасы и подтаскивали их насколько возможно к берегу. Далее перетаскивали груз вброд на себе, на берег.



На первом же пароходе прибыло около десятка автомашин ГАЗ-51 и ГАЗ-2, колёсный вездеход ГАЗ-42, тракторы ЧТЗ.
На конусе выноса ручья Изыскательского стояла яранга чукчи Кавранарта, которого выселили с приходом парохода. Сразу же началось строительство спецлагеря и жилого посёлка. Бульдозером рыли глубокие траншеи глубиной 2,5 метра. Эти траншеи изнутри обшивали досками, наверх ставили стропила, покрывали их палатками и затем засыпали их землёй. (район улицы Первопрохлдцев Н.Б.). В землянках жило по 200-300 человек.
Начальником автобазы был назначен Графов С.Н., начальником морпорта - Главацкий, начальником аэропорта - пилот Каретников А.И.
Управление «Чукотстроя» с геологоразведочным отделом разместилось в трёх палатках, далее - палатка политотдела. В палатках же разместились столовая, пекарня, парткабинет, жилые палатки для ИТР и служащих. Всё это занимало территорию нынешней улицы Рынтыргина. Палатки и землянки для заключённых располагались в районе нынешней улицы Попова, Рабочего переулка.

По прибытию на берег залива Креста началось строительство автодороги в направлении посёлка Иультин.
3 октября 1946 года в залив Креста пришёл второй пароход «Тобол» с очередным этапом заключённых (около 1500 человек).
Строительство дороги было разбито на дорожные дистанции, называемые командировками: 5-й км., 14-й км., 24, 32, 47, 57, 68, 87 (п. Дорожный база стройконторы №2) 93км., 105, 121, 132, 145, 157, 174, 180, 190км.

На каждой командировке были построены лагерные зоны, включающие жилые бараки, столовую, пекарню, кузнецу, карцер, жилые помещения для лагерной охраны, продовольственные и материально-технические склады.
Периметр жилой зоны командировки окружал забор из колючей проволоки, по углам размещались вышки со стрелками охраны.
В бараках землянках, вмещавших 100-200 человек, располагалась одна печка буржуйка, на которую выдавалось одно ведро угля на сутки. Освещался барак коптилкой - баночкой с фитилём, заправляемой соляркой.

Строительство дороги велось в основном, вручную. Ломами и кайлами долбили многолетнемёрзлый грунт и на тачках везли к полотну будущей дороги. Зимой использовали для доставки грунта волокуши, изготавливаемые в кузницах командировок из бочек из-под горючего. Из этих же бочек изготавливали лопаты, скребки.
Кроме того, для доставки грунта использовались тачки. Зимой под колесо тачки укреплялась лыжа, изготовленная из бочкового железа.
Плотный снег вырубали до земли и в образовавшуюся траншею засыпали гравий, щебень.
Питание (затируха без хлеба) заключённые получали пропорционально выполнению норм выработки. Рабочий день продолжался десять часов.

По воспоминаниям П. Сидоренко, прибывшего в первом этапе на пароходе «Советская Латвия», часть этапа отправили на Иультин. Никто из тех не выжил. Он же начал работать на девятом километре в бесконвойной бригаде. Днём вели дорогу, а ночью грузили лес на трактора. В августе их отправили на 45 км. копать траншеи под бараки. Выкопают траншею, а им говорят, что ошиблись в проекте и нужно копать в двух шагах левее. Старую траншею засыпают, копают новую - и опять ошибка в проекте на два шага.
В конце концов, один старший лейтенант сказал им, что привезли их не работать, а под сопку всех. Перед обедом комвзвода проводил профилактические мероприятия - бил по очерёдности палкой до тех пор, пока сам не упреет. В сентябре, когда выпал снег, дали резиновые калоши, телогрейку, нательную рубаху, а позднее - бурки на ноги и плетёные рукавицы. Вши съедали до корост. Выжаривали их из белья по очереди об трубу печки буржуйки. Наступил декабрь. Пурга продолжалась 13 дней без перерыва. Первую неделю кормили два раза в день, три следующих дня - один раз, и трое последних суток не кормили вообще. После пурги начались сильные морозы, а у заключённых вся одежда мокрая, сами они голодные. И их погнали на 24 км.

Через 500 метров остался на снегу первый человек. Добрели до 32 километра, где находился штрафной лагерь («смерч» - так называли это место заключённые). В этом лагере больных не оставляли в зоне. Заболел - голым поставят под вышку, пока чифирят - человек отойдёт в мир иной. Не заходя в этот лагерь, погнали дальше. На 24 км. прорабом был прекрасный человек Петров. Он кормил один раз в 10 дней хлебом и давал курево. За это его чуть было не сгноили вместе с остальными заключёнными.

В декабре 1946 г. на Иультине сложилась катастрофическая ситуация: сгорел жилой домик, в пожаре погиб начальник разведрайона Щербаков, совершенно не было продовольствия и топлива. Жители посёлка были вынуждены подать в эфир сигнал «SOS». Из Магадана прибыл самолёт Ли-2, который в Эгвекиноте загрузили продуктами «на сброс». Первый полёт оказался неудачным, лётчики не смогли найти Иультин. Только во второй раз груз был сброшен по назначению. В последующее время все тракторы были заняты на доставке грузов в Иультине. В тяжёлых зимних условиях при отсутствии ремонтных баз тракторы часто выходили из строя, тонули в наледях, доставка грузов осложнялась.
В январе 1947 года пурга была весь месяц. В апреле П. Сидоренко свалила цинга. Ходить он не мог и ползал на работу на четвереньках, насыпая грунт в короба, изготовленные из бочек. Его напарник немец Гринель, тоже больной цингой, не выдержал, заполз в столярную мастерскую и отрубил себе пальцы.

Однажды на дистанцию 24км. подошёл трактор с замаскированными сеном санями. Там находились трупы заключённых из Иультина.
О героической работе транспортников в этот период свидетельствует радиограмма генерал-лейтенанта Никишова:
«Залив Креста.
Товарищу Скорых тчк
Вы и ваши люди зпт сделали большое дело тчк
Объявляю Вам благодарность тчк
Буду просить министра чтобы он наградил Вас и Ваших людей своим приказом тчк 03.01.1947 год. Начальник Дальстроя Никишов».

К лету 1947 г. из первого этапа осталось менее 500 человек. В мае начали строить пирс морского порта. Камня было много, большие штабеля. Таскали его носилками по 45 минут и в это время играет духовой оркестр. 15 минут перекур - играет другой духовой оркестр. И так по 12 часов в сутки. В августе 1947г. П. Сидоренко отправили на Иультин. После того, как чудом попал в больницу на первый километр, пройдя за двое суток с Иультина, выжил лишь благодаря хирургу Калицкому Трофиму Кондратьевичу. С его помощью попал работать на 13 км.

С 15 по 25 сентября 1947г. Управлением и политотделом «Чукотстроя» объявлен декадник ударной работы по завершению временного проезда до рудника Иультин. По нему намечалось 26 сентября отправить первые автомобили с оборудованием, продовольствием и материалами. К концу декады строители Иультинской конторы должны закончить отрезок проезда с другой стороны реки Амгуэмы (Б.Ч. 5 от 14.09.47 - здесь и далее - газета «Большевик Чукотки», номер газеты и дата выпуска).
Машинодорожный отряд работал на самом трудном прижиме проезда. Бульдозеры часто проваливались в плывунах. При выгребании гальки со дна реки для дорожной насыпи часто попадают в илистые провалы, увязая по самую трубу. Строительный участок прораба Миронова отсыпает дорожное полотно с плохим качеством. Местами по дороге можно только пешком ходить (Б.Ч. №2 от 07.09.47г.).
Прорабство Петрова А.Н. стабильно выполняет нормы выработки на 125%, качество дороги хорошее, техническая скорость движения автомобилей на участке строительства достигает 30 км./час.

Прорабство Погиба перебазировалось на новый участок. Прорабство Королёва И.А. не может приступить к строительству мостов из-за отсутствия лесоматериалов. Отстают от графика работ прорабство Лебедева С.А., Мехедова (Б.Ч. № 4 14.09.47г.)
Для реализации ударного декадника в ночь на 17 сентября вся группа строителей, добралась к первому прижиму. Прораб Алексеенко сюда же накануне перенёс свою командировку.
Прижим был наполовину отработан группой строителей, идущих на Иультин, и 17 сентября был полностью отработан.
Вновь прибывшие выставлены во второй половине дня. Всего работает несколько сот человек.

Егоров Н.Д. с Лоповок, Алексеенко и Петровым (прорабы дорожного строительства) дошли до основного прижима и выяснили, что кроме двух прижимов придётся срабатывать ещё два протяжённостью до полутора километров каждый. Бригады работали по ударному. Машины с грузом начали пропускать уже со второй половины дня 19 сентября 1947 года. Возникла необходимость организовать перевалбазу на ближайшем прижиме. Машины начали ходить туда из Эгвекинота с 20 сентября. Выработка на одного рабочего во время декадника составила от 130 до 170% на отработке прижимов. Руководство «Чукотстроя» издало приказ о выдаче премиальных посылок. Темпы строительства на участке прижимов составили с 17 по 23 сентября 40 километров. При этом отработанно 5 прижимов вместо ожидаемых двух. Наиболее отличились бригады прораба Петрова, систематически выполнявшие 170-180 % норм. Петров - энергичный, волевой знающий дело работник. Он постоянно изучает трассу, утром до начало работы проверяет наличие инструмента, планирует фронт работы для каждой бригады (Б.Ч. № 7 от 28.09.47г.) Утром, расставив людей на работу, сам шёл вперёд, выбирая оптимальный вариант трассы, определяя необходимые объёмы предстоящих работ, выбирал площадку для новой стоянки. Вслед за уходом рабочих имущество стана грузили на машины и перемещались на новую стоянку (Б.Ч. № 10 от 05.10.47г.).

25 сентября 1947 года колонна из 13 автомобилей ЗИС-5 вышла с перевалбазы (87км.) в сторону Иультина по временному проезду. Скорость движения составила 3-4 км./час. У командировки 145 км. автомашины переправили через реку Амгуэму буксируя трактором при глубине брода 1,2м. На другом берегу пришлось сливать воду с двигателей, сушить трамблёры. Далее колонна в сопровождении трактора прошла 30 км. по заболоченной тундре и добралась до устья реки Якитики. Здесь не было подготовленной базы. Не было столовой, палатки для отдыха водителей. Даже хлеба не было. Уголь пришлось разгружать, не имея лопат.

В октябре 1947 года коллектив стройконторы № 2 взял обязательство содержать всю автотрассу в хорошем состоянии и обеспечить техническую скорость продвижения автомобилей 20 км./час. Лучшим водителем «Чукотстроя» установлен премиальный фонд промтоваров в сумме 500 рублей. На перевалбазах трассы организуются ремонтные пункты (Б.Ч. № 10 от 05.10.1947г.). Из-за сильных снежных заносов пришлось организовывать автоколонны во главе с тракторами (Б.Ч. № 11 от 12.10.1947г.).

В связи с поздним приходом пароходов 16 октября 1947г. был издан приказ по «Чукотстрою» о мобилизации всего коллектива «Чукотстроя» для разгрузки пароходов. Этим приказом предписывалось начальнику стройконторы № 2 Скорику доставить с прорабства 68 км. к 16 часам на разгрузку в порт 200 человек рабсилы со всем руководящим составом во главе с прорабом Петровым. Для перевозки рабсилы Скорику и начальнику эксплуатации Обрезкову приказано использовать транзитные автомашины (Б.Ч. № 13 от 16.10.1947г.)

За первый год было отсыпано 87 километров полотна дороги. Оттуда грузы, доставляемые из залива креста (так вначале назывался посёлок Эгвекинот) на автомобилях, сплавляли на плотах до устья реки Якитики (июль-август). Сплавом грузов по Амгуэме руководил инженер А.Н. Обелец. Помощником у него был Громов. Далее грузы транспортировали через Силаевский перевал на Иультин. Зимой грузы доставлялись по временному проезду и автозимнику на автомашинах и тракторах НАТИ.

Руководители строительной конторы № 2 начальник Скорик И.Д. и главный инженер А.И. Лоповок часто нарушали проект: грунт для отсыпки полотна по их распоряжению брали в непосредственно близости от дороги, а не в карьерах, рекомендованных проектом и расположенных в 50-100 метрах от трассы. Нарушение растительного покрова в зонах, прилегающих к дороге, вызывало активную оттайку льдонасыщенных грунтов, и там появились термокарстовые воронки глубиной до 3-х метров. На ремонтные работы затрачивалось много времени и средств, так как растительность приходилось восстанавливать не только у самого полотна дороги, но и выводить за пределы откоса насыпи. В связи с отсутствием материалов наблюдений за ледоходом и водным режимом реки Амгуэмы и её притоков мосты строили по наитию. Внезапно начавшийся ледоход разрушил несколько мостовых опор и через Амгуэму, и через ручей Скалистый.


К 1948 году в Иультин проложена временная автодорога, что позволило улучшить снабжение рудника и резко повысить темпы геологоразведочных работ. Весной 1948г. по этой временной дороге, были доставлены новые передвижные компрессоры «Чикаго пневматик» и новый этап заключённых. (По устному сообщению Рындина А.Н. эти компрессоры и в настоящее время работают на прииске Ленинградском).
Дорогу через Иультинский перевал строил бульдозерист Николай Жадан, осуждённый по ст. 193. Полотно дороги на скальных участках строилось с помощью взрывчатки. Начальником буровзрывных работ «Чукотстроя» работал Иванов Сергей Алексеевич с 29 марта 1948г., начальником автодорожного отдела «Чукотстроя» был майор НКВД Лужник В.В.

В 1949 году заключённые переправили письмо Сталину с матросами, с которыми разгружали корабли. После этого прежний конвой убрали и заменили его частью из регулярной армии. В лагере ввели хозрасчёт и отчётность. Всё нашлось: продукты, одежда и т.п.
По проекту геолога Березняка В.Я. был построен понтонный мост через реку Амгуэму ниже устья реки Якитики в районе Силаевского перевала. В качестве понтонов использовались американские металлические бочки из-под ГСМ.

В 1949-50 г.г. на Эгвекинотскую автобазу пароходами доставлены автомобили ЗИС-150.
Сдана дорога в эксплуатацию в августе 1950г., однако в проектном объёме была она закончена лишь в конце 1953 года с паромной переправой через реку Амгуэму в районе 174 км.
В 1951г. на пароходе «КИМ» Прибыла группа новых квалифицированных специалистов: главный инженер «Чукотстроя» Вителе Э.С., главный инженер строительной конторы № 1 Малахаев Н.И., Архангельский, Волчинский, Поддубный.

В связи с реконструкцией Иультинского горно-обогатительного комбината на базе оловянно-вольфрамового месторождения Светлый, во второй половине восьмидесятых годов резко возросли объёмы грузоперевозок по автодороге из морского порта «Эгвекинот» в п. Иультин. От посёлка Иультин до рудника Светлый построена круглогодичная дорога для вывоза руды на обогатительную фабрику. По оборудованному зимнику ежегодно перевозились большие объёмы народно-хозяйственных грузов на Мыс Шмидта, горно-обогатительный комбинат Полярный, прииск Ленинградский, прииск Восточный.
Расширение горной промышленности Чукотки потребовало создания Объединенного Чукотского Энергетического Узла (ОЧЭУ) на базе Амгуэмской ГЭС. 5 июня 1985 г. комиссия специалистов гидроэнергетиков пришла к выводу о необходимости составления рабочего проекта гидроузла. Параллельно инженерно-изыскательским работам в створе проектируемой ГЭС начались проектно-изыскательские работы по реконструкции автодороги от морского порта «Эгвекинот» до 174 км.
Возражения экологов отодвинули перспективу сооружения Амгуэмской ГЭС на неопределённое время.
В 1993 году разразилась экономическая катастрофа в Иультинском районе - был законсервирован Иультинский горно-обогатительный комбинат в связи с резким падением международных цен на олово, закрытием предприятий ВПК, использующих вольфрам.
Объёмы грузоперевозок по дороге Эгвекинот - Иультин снизились практически до нуля. В июне 1994 г. весенним паводком разрушен мост через реку Амгуэма. Небольшое количество грузов перевозится из морского порта «Эгвекинот» на Мыс Шмидта, посёлки Полярный и Ленинградский по автозимникам.
В 1995 г. сдан в эксплуатацию новый мостовой переход через реку Нырвакинот.
В настоящее время автодорога Эгвекинот - Иультин обслуживается только до посёлка Амгуэма. Посёлок Транзитный на 123км. разграблен.

Для обслуживания дороги около командировок построены дома из бутового камня на 24, 32, 57, 105, 132, 145, 157, 174, 190 километрах.
На 87 км. на правом берегу реки Амгуэмы был возведён небольшой посёлок, названный Дорожным, являющийся базой стройконторы № 2, а на 123км. - посёлок Транзитный.
В 1951 году закончилось строительство пирса морского порта.
Эгвекинотская автобаза насчитывала уже более 300 машин.
После окончания строительства дороги отдельный лагерный пункт (ОЛП) дорожной строительной конторы № 2 перевели на Иультин.
В 1952г. на реке Амгуэме начаты инженерно-геологические изыскания для составления технико-экономического доклада по гидротехническому использованию этой реки.
В период 1954-1960 годов автодорога Эгвекинот - Иультин реконструировалось несколько раз, и особенно на снегозаносимых участках и перевалах (Ф-18).
Постоянный мост через реку Амгуэму в районе 174 км. был построен в августе 1965 года.

Этот мост являлся одним из самых длинных деревянных мостов в мире. Состоял из 16 пролётов общей длиной 552 метра. За его досрочный ввод были премированы 18 человек строителей, в том числе, начальник Иультинского автодорожного управления Н.И. Капита и главный инженер А.А. Горобец.
(10 июня 1994г. мост разрушен весенним паводком.)
В конце 1949 года образована стройконтора 33 под руководством К.К. Переплётчикова и главного инженера И.Н. Архангельского. В задачи конторы входило строительство Иультинского рудника, обогатительной фабрики, электростанции, жилого посёлка. О масштабах работ в Иультине и объёмах перевозок материалов, оборудования и т.д. в какой-то мере могут свидетельствовать объёмы работ выполненных только на строительстве одной лишь обогатительной фабрики:

1. Более 1 миллиона м. куб. земляных работ.
2. 145000 м. куб. каменной кладки.
3. 25000 м. куб. бетонных и железобетонных работ.
4. 8000 м. куб. сборного железобетона.
5. 10000 тонн. Металлоконструкций.

В 60-х годах в Иультинском районе развивается золотодобывающая промышленность. На побережье Чукотского моря геологи открыли россыпные месторождения золота. Началось строительство Полярного горно-добывающего комбината. От Иультина до Полярного 250 км. В марте 1963г. колонна из десяти ЗиЛов, гружённых самым необходимым, вышла, из ворот автобазы и взяла курс на Мыс Шмидта. В Эгвекинот колонна возвратилась через 14 суток. Так было положено начало движения автотранспорта от берегов Тихого к берегам Ледовитого океана. Вдоль зимника были обустроены дорожные дистанции для отдыха водителей.
В 1968 году началось освоение золотоносной россыпи на ручье Пеньельхин и строительство прииска Восточного. От 123 км. автодороги Эгвекинот - Иультин был проложен зимник.
До 1966 года в основном эксплуатировались автомобили ЗИЛ и среднетехническая скорость по трассе составляла 15,5 км./час. С появлением автомобилей «УРАЛ» скорость возросла до 24,6 км. /час.
В начале шестидесятых годов проводились изыскания под строительство Амгуэмской ГЭС в т.н. - «районе скал» красноярскими изыскателями. В 1966 году ими был составлен Технико-экономический доклад по Амгуэмской ГЭС.
Все прошедшие годы постоянно улучшалось полотно автодороги силами дорожного управления, перестраивались мостовые переходы через ручьи и речки, спрямлялись опасные участки поворотов. За счёт спрямления отдельных участков протяжённость дороги от Эгвекинота до Иультина сократилась с 207км. до 201км. и в последние годы до 200 км.

посёлок Эгвекинот 2013 год

Конец