Константино-Еленинский монастырь в посёлке Ленинское. Подворье Константино-Еленинского монастыря в пос. Огоньки - Святыни России Константино-Еленинский монастырь и подворья

Новая православная женская обитель находится в поселке Ленинское (фин. Хапполо) Выборгского района, недалеко от курортных поселков Репино и Комарово. В этом селении никогда не было православного храма. Исторически эта территория принадлежала Финляндскому княжеству и население было в основном лютеранского вероисповедания. Ближайший православный храм находился только в Рощино, где жили православие люди. В 1998 году в поселке "Ленинское" была создана православная община. Место, отведенное под строительство храма, было местом, оставшимся от сгоревшего в перестроечные годы клуба. Строительство осуществлялось на средства ктитора Константина Вениаминовича Голощапова.

В июне 1998 года состоялась закладка церкви в честь святых равноапостольных Константина и Елены, в феврале следующего года были установлены купола на храм. В декабре 1999 года на звонницу подняли восемь колоколов. Первая служба в храме состоялась в Рождественский пост в 1999 году, с мая 2000 года богослужения здесь проводятся постоянно. Храм был освещен в 2001 года Святейшим Патриархом Алексием.

Несколько лет храм Константина и Елены действовал как приходский. Но на заседании Священного Синода от 6 октября 2006 года было удовлетворено прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие Константино-Еленинского женского монастыря в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области.

Первые сестры приехали сюда из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. Настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности была назначена монахиня Илариона (Феоктистова).

На территории обители сейчас находятся три храма: во имя святых равноапостольных Константина и Елены, во имя святителя Николая Чудотворца и крестильный храм во имя Рождества Христова. Старший священник Константино-Еленинского храма о. Феоктист.

В Никольском храме хранятся мощи свт. Николая чудотворца, свт. Спиридона Трифунского, вмч. Пантелеймона целителя, св. благоверного князя Александра Невского, прпп. Серафима Саровского, Антония Дымского.

Другой храм построен во имя Рождества Христова. Этот храм называют ещё "баптистерий", он предназначен для крещения. В купелях можно крестить полным погружением не только детей, но и взрослых и для взрослых.

В монастыре более пятидесяти святынь. Там пребывают ковчеги с частицами мощей святых царей Константина и Елены, мощи св. Апостола Варфоломея и св. равноапостольной Марии Магдалины, мучеников первых веков христианства - священномученика Харалампия и великомученика Феодора Стратилата; глава мц. Иулитты, часть мощей муч. Кирика; свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, Феофана Затворника и других святых, а также частица Древа Креста Господня.

Особо почитаются образ Божией материи "Всецарица" афонского письма, икона Нерукотворенного Образа Господня кисти Васнецова, Иверская икона Божией Матери, написанная в Афоне в 2002 году, древний образ святителя Николая Чудотворца - дар В.В. Путина.

На территории монастыря находятся два памятника - дары известных скульпторов. Скульптура святителя Николая Чудотворца, подаренная Зурабом Церетели, установлена у входа в храм святителя Николая.

Напротив храма святых равноапостольных Константина и Елены установлена другая скульптура: коленопреклоненная фигура святого благоверного князя Александра Невского - работа скульптора А.Чаркина. По словам экскурсовода, она выставлялась на конкурс памятника Александру Невскому на одноименной площади у Александро-Невской лавры. Однако конкурс выиграла другая скульптурная работа. Теперь этот памятник находится в Костантино-Еленинском монастыре. Он - часть военного мемориала. Рядом с ним установлены доски с именами жителей посёлка, погибших за Родину в сражениях на Великой Отечественной и последующих войнах. Жителей поселка собираться возле мемориала на праздник 9-го Мая. Здесь служится панихида, и потом посещаются другие захоронения.

При монастыре действует воскресная школа, строится богадельня для престарелых священно- и церковнослужителей. Обитель принимает паломников-инвалидов, детей из церковных воскресных школ, трудниц по благословению приходских священников. Сюда можно приезжать и группами до тридцати человек по предварительной договоренности. Паломников обеспечивают питанием и ночлегом в помещениях с хорошим отоплением и горячей водой.

С 2007 года в Санкт-Петербурге действует подворье монастыря - .

С недавнего времени у монастыря есть и другое подворье: Свято-Троицкий монастырь в (поселок "Огоньки" Выборгского района). Этот монастырь был построен по благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства помещиков Нероновых. Во время финской войны в 1939 году он был эвакуирован в Финляндию, где и продолжает своё существование.

Однако, сейчас, на историческом месте Линтулы началось возрождение старой обители: ведется проектирование храма и келейного корпуса.

4 августа 2008 года был организован 10-километровый Крестный ход от Константино-Еленинского монастыря до бывшего Линтульского монастыря.

Адрес монастыря:
188839 Ленинградская область, Выборгский район, пос. Ленинское, ул. Советская, д. 44.
Тел.: 343-67-88
Факс: 343-67-89
Проезд: электропоездом с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга (Выборгское направление) до ст. Репино, автобус № 408 пос. Лeнинское.
Проезд автотранспортом: а/д Репино (от ж-д. платформы) - Симагино (А122).
Фотографии сделаны 30 мая 2009 г.



Фото: 2009 год.

Храм св. равноапостольных царей Константина и Елены.
Фото: 2009 год.

Алтарная часть храма.
Фото: 2009 год.

Мозаичное изображение на алтарной стене.
Фото: 2009 год.

С восточной стороны храма отведено место для будущих погребений насельниц монастыря. Фрагмент ограды места для захоронений.
Фото: 2009 год.

Храм св. равноапостольных царей Константина и Елены с юго-западной стороны.
Фото: 2009 год.

Южный фасад храма.
Фото: 2009 год.

Мозаичная икона Божьей Матери над южным входом в храм.
Фото: 2009 год.

Двери южного входа. В храме читается акафист иконе Божьей Матери "Всецарица".
Фото: 2009 год.

Икона над южными дверями. Исцеление расслабленного.
Фото: 2009 год.

Западная часть главного Константино-Еленинского храма. Главный вход и колокольня.
Фото: 2009 год.

Церковь свв. Константина и Елены. Западный фасад.
Фото: 2009 год.

Фрагмент главного входа и колокольни Константино-Еленинского храма и церковь свт. Николая, расположенная с южной стороны.
Фото: 2009 год.

Мозаичная икона Спаса Нерукотворенного, над главным входом в Константино-Еленинский храм.
Фото: 2009 год.

Двери главного входа в храм.
Фото: 2009 год.

Икона над главным входом. Святые Константин и Елена, воздвигающие Крест Христов.
Фото: 2009 год.

Вид с паперти главного входа на церковь свт. Николая и храм Рождества Христова.
Фото: 2009 год.

Крыльцо северного входа в храм.
Фото: 2009 год.

Мозаичная икона св. Константины и Елены над северным входом.
Фото: 2009 год.

Икона, непосредственно над дверями с северной стороны: исцеление жены кровоточивой.
Фото: 2009 год.

Колокольня храма. Ярус звона.
Фото: 2009 год.

Колокола. Белые крапинки - это облетающие лепестки цветов черёмухи.
Фото: 2009 год.

Храм свв. Константина и Елены. Южный фасад. Справа - забор паломниками освящённой воды.
Фото: 2009 год.

Паперть главного входа в Константино-Еленинский храм.
Фото: 2009 год.

Храм свв. равноапостольных царей Константина и Елены. Восточный фасад, алтарная часть.
Фото: 2009 год.

Храм свт. Николая. Справа - фрагмент алтарной стены Константино-Еленинского храма.
Фото: 2009 год.

Храм свт. Николая. Западный фасад, вход в храм.
Фото: 2009 год.

Возле входа в Никольский храм - скульптурное изображение святителя Николая (автор - З. Церетелли).
Фото: 2009 год.

Скульптурное изображение святителя Николая (фрагмент).
Фото: 2009 год.

Храм свт. Николая.
Фото: 2009 год.

Особенностью монастыря стало использование изделий художественной ковки в храмах и помещениях.
Фото: 2009 год.

Храм свт. Николая. Восточный фасад, алтарная часть.
Фото: 2009 год.

Решётка на окне Никольского храма.
Фото: 2009 год.

Никольский храм с северной стороны.
Фото: 2009 год.

Именитые гости монастыря сажают ёлочки на память о своём пребывании здесь.
Фото: 2009 год.

Эта ёлочка посажена Святейшим Патриархом Алексием.
Фото: 2009 год.

Мемориальный комплекс на территории монастыря.
Фото: 2009 год.

Скульптурное изображение св. вел. князя Александра Невского (автор А. Чаркин).
Фото: 2009 год.

Изображение иконы Казанской Божьей Матери, перед которой склонился благоверный князь.
Фото: 2009 год.

Одна из двух мемориальных досок с именами погибших.
Фото: 2009 год.

Крестильный храм во имя Рождества Христова (баптистерий).
Фото: 2009 год.

Храм во имя Рождество Христова. Перед ним - готовящиеся принять таинство крещения.
Фото: 2009 год.

Икона над входом в Рождественский храм.
Фото: 2009 год.

Рождественский храм. К сожаления, купель для взрослых стоит далеко от входа и потому в кадр не попала.
Фото: 2009 год.

Восточная часть Рождественского храма.
Фото: 2009 год.

Рождественский храм, восточная часть. Перед ним - кормление паломников.
Фото: 2009 год.

Трапеза паломников.
Фото: 2009 год.

Желающие могли трапезовать под открытым небом.
Фото: 2009 год.

А кто хотел - мог обосноваться для трапезы в беседке.
Фото: 2009 год.

По видимому, в беседке со временем будет фонтан. Во всяком случае, скульптура в центре наводит на такие размышления.
Фото: 2009 год.

Ель, посаженная нынешним Патриархом Кириллом во время, когда он был митрополитом и посещал Константино-Еленинский монастырь.
Фото: 2009 год.

Сестринский корпус и часовня.
Фото: 2009 год.

Корпус, назначения которого я не знаю.
Фото: 2009 год.

Окраска крыши.
Фото: 2009 год.

Корпус монастыря.
Фото: 2009 год.

Монастырский автобус.
Фото: 2009 год.

Монастырская техника.
Фото: 2009 год.

Двор монастыря замощён и содержится в идеальной чистоте.
Фото: 2009 год.

Газоны расцветают одуванчиками.
Фото: 2009 год.

Монастырский страж. Несмотря на добродушный вид - собака серьёзная.
Фото: 2009 год.

Таким видится храм с дороги.
Фото: 2009 год.

Озеро или пруд у посёлка Ленинское, напротив монастыря.

Дорога к монастырю.
Фото: 2009 год.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

17 марта группа прихожан нашего храма посетила уникальный музей, аналогов которому, пожалуй, нет больше нигде в России. Это Музей христианской культуры, существующий в здании подворья Константино-Еленинского монастыря на Рижском проспекте. Настоятель нашего храма протоиерей Вадим Буренин признался, что давно задумал привести сюда прихожан, потому что собранные в музее сокровища позволяют совершить настоящее паломничество в мир православных святынь и прикоснутся к истории возникновения и развития церковного искусства.
В экспозиции музея находятся бесценные реликвии христианства: это и редчайшие иконы, собранные во всех уголках православного мира, и оклады ювелирной работы, и уникальная коллекция крестов. В ходе экскурсии директор Музея христианской культуры Марина Кришталь не просто показывала экспонаты музея, но и рассказывала об истории формирования христианских образов и символов. Так, например, нам сейчас даже трудно представить, что в первые века христианства крест был равноконечным, а привычную форму этот христианский символ приобрел только к 5 веку. И лишь в 9 веке на кресте появилось изображение Иисуса Христа. И в таком довольно аскетичном виде крест оставался вплоть до 17 века. Но даже в эпоху барокко все вновь появляющиеся детали были наполнены глубоким смыслом: крест, обрамленный узором, символизирует виноградную лозу, а изображение круга в центре креста всегда было обозначением тернового венца Спасителя.
Так же интересен был экскурс в символику икон, при создании которых даже технологии имели глубокий смысл. Например, доска, на которой писалась икона, всегда обрамлялась ковчегом - это символ гроба Господня, положенная сверху паволока - это образ плащаницы, а нанесенный сверху слой клея с белком напоминает нам о печати на гробе Господнем. Церковное искусство пропитано образами и символами, которые мы, современные люди, не всегда умеем понять. И наша задача - снова научиться их читать.
Большой интерес прихожан вызвало посещение зала, где хранятся живописные полотна на библейские темы, написанные такими художниками, как Поленов, Билибин, Брюллов, Кудрявцев.
После экскурсии все отправились в храм преподобномученика Андрея Критского на третьем этаже здания подворья. Храм построен в честь чудесного спасения императора Александра Третьего с императрицей и детьми, среди которых был и будущий страстотерпец Николай Второй. Спасение произошло при крушении поезда, случившегося в Харьковской губернии 17 октября 1888 года в день памяти преподобномученика Андрея Критского. Поэтому церковь решено было освятить в честь этого святого. Здесь мы все вместе помолились и приложились к святыням, среди которых старинные ковчеги с Шипом от Тернового Венца, частицей мощей св.Николая, св.Спиридона Тримифунтского, св.Зосимы и Марии Египетской, св. Иоанна Дамаскина, свв.прав. Захария и Елисаветы, мчц. Татианы и других святых.

Наталья Карима



















Предыдущая новость - Традиционный великопостный концерт прошёл в Александро-Невской лавре.
Следующая новость - В Санкт-Петербурге прошёл международный круглый стол, посвящённый проблемам прав человека, взаимодействия государства и религии.

История связана с событием, случившимся 17 (30) октября 1888 года. На Курско-Харьковско-Азовской железной дороге потерпел крушение поезд, на котором путешествовал Александр III с императрицей и детьми. Государь, спасая семью и приближенных, удерживал на своих плечах часть крыши разбитого вагона. В тот день отмечался праздник Андрея Критского, убитого в годы правления византийского императора Константина Копронима (754 год). Спустя 3 года, в 1891 году, в канцелярию Санкт-Петербургского генерал-губернатора было подано прошение потомственного почетного гражданина Г. В. Егорова о постройке дома для православного благотворительного Общества ревнителей веры и милосердия. В списке учредителей одним из первых поставил свою подпись св. праведный Иоанн Кронштадтский, ставший его почетным членом. Всего на 1 января 1905 года в Обществе состояло 727 человек.

Место для строительства Дома благотворительного Общества ревнителей веры и милосердия было выбрано не случайно. Станция Сергиево своим появлением обязана расположенному по соседству монастырю - Троице-Сергиевой пустыни. Первоначально и станция называлась "Сергиева Пустынь". Здесь паломники из С.-Петербурга пересаживались на конку г-на Цоппи и ехали в монастырь.

Проект дома составил староста Исаакиевского собора, действительный статский советник, архитектор Митрофан Михайлович Долгополов, построивший в те годы немало зданий на территории пос. Сергиево (нынешней Володарки) и Стрельны. На участке земли в 1000 кв. саж., пожертвованной Ольгой Федоровной Андреевой, в слободе Александрово близ станции Сергиево, "в границах Андреевской улицы, части Дмитриевской улицы, части Оболенского проспекта, против Владимирской площади" было построено добротное двухэтажное здание, в котором расположился Дом милосердия. В здании был организован приют для детей-подростков, открыты классы церковно-приходской школы, богадельня. На втором этаже трудами члена благотворительного Общества А. Н. Дорофина был выстроен храм в честь Андрея Критского, освященный 1 (14) июня 1903 года и Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 11 августа 1903 года за N 4739 причисленный к Петергофскому благочинническому округу.

Престол в храме был облицован 5-ю мраморными досками; антиминс - с мощами св. мученика Иакова Персиянина. Иконостас в церкви дубовый, резной, о 15-ти иконах, писаных на полотне по золотому фону, под стеклом - Спасителя и Божией Матери, Михаила и Гавриила в диаконских дверях, преподобномученика Андрея Критского и прп. Сергия Радонежского - боковые, Благовещение и четыре евангелиста в царских вратах, Тайная Вечеря, свв. Феодосия Черниговского и Димитрия Ростовского, свв. Митрофана и Тихона Воронежских.

В советское время Дом милосердия с храмом постигла та же участь, что и многие тысячи православных храмов: он был закрыт в 1929 году, клир и служащие разогнаны, были уничтожены все иконы, росписи и иконостасы. Храм открывался лишь ненадолго в Великую Отечественную войну в период оккупации. Церковь серьезно пострадала от бомбометания во время контрнаступления наших войск. После войны заново отстроенное здание использовалось под различные нужды. В 1959 году здание отдали под Дом культуры поселка.

Приход в честь св. прмч. Андрея Критского был возрожден в 1992 году. В этом же году общине верующих было возвращено принадлежавшее Обществу полуразрушенное обезображенное здание часовни в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" у железнодорожной платформы Володарская. С благословения Владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского часовня была реконструирована под церковь. Здание церкви является памятником архитектуры, реставрационно-восстановительные работы которого были закончены в 1999 году. Титанический труд проделали зодчие. Не имея ни чертежей разбитой часовни, ни ее планов, они попытались восстановить здание в прежнем виде. При помощи дореволюционной фотографии, по сохраненной дуге купола архитекторам это удалось. Первая Божественная литургия в храме после долгого перерыва совершена 23 января 1994 года, в праздник свт. Григория Нисского. Внутри церковь отделана дубовыми досками, стены и маковки покрасили, к небу вознеслись позолоченные кресты. Художники-иконописцы заново создали иконостас для храма, причем работа была выполнена в духе мастеров времён Симона Ушакова. С 1997 года богослужения в церкви "Всех Скорбящих Радосте" проводятся регулярно.

В декабре 1994 года решением Санкт-Петербургской мэрии общине был возвращен ее главный храм в честь святого Андрея Критского и ряд помещений Дома милосердия. Первая служба во вновь переданном храме совершилась на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1995 года. Окончательная передача Русской Православной Церкви здания, также находящегося под охраной государства как памятник архитектуры начала XX века, состоялась в конце 2002 года. В здании произведена реконструкция и восстановлены объемы помещения храма, который был заново обустроен: установлен резной дубовый иконостас; написаны иконы; в проеме алтарного окна установлена двухстороняя икона Воскресения Христова и Господа Вседержителя с предстоящими фигурами преподобного Сергия Радонежского и преподобномученика Андрея Критского; есть резное Распятие, писаная Плащаница с золотым шитьем по бархату. В храме находятся частицы мощей евангелиста Марка, апостола Фомы, свщмч. Иллариона, вмч. Георгия, прп. Даниила Переяславского, прп. Иова Почаевского, св. кн. Василия Ярославского, прав. Симеона Верхотурского, прмцц. Елизаветы и Варвары, св. Тихона Патриарха Московского, частицы гробов и облачений более 20 святых. Над зданием возведен небольшой луковичный куполок. При возрожденном храме прмч. Андрея Критского открылась Покровская богадельня, принявшая в феврале 1996 года первых шесть насельниц.

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Игумения Илариона (Феоктистова)

Константино-Еленинский женский монастырь

Санкт-Петербургской епархии

Русской Православной Церкви,

Санкт-Петербург, Россия

В своем сообщении я кратко расскажу об организации паломнической деятельности нашей обители и о том, какие особенности присущи этой деятельности в условиях небольшого вновь созданного монастыря.

Паломническая деятельность монастыря началась с момента его возникновения. Константино-Еленинский монастырь образован в 2006 году на месте приходского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области, в 50 км от Санкт-Петербурга. Первые насельницы в количестве 5 человек переехали сюда из Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, где они начинали свою монашескую жизнь.

Наш монастырь имеет несколько характерных особенностей:

1. Совершенно новый монастырь. Исторически в поселке Ленинское никогда не было не только монастыря, но даже православного храма, так как до 1939 года это была территория Финляндии (место называлось Хаппала – Осиновое). Отсутствовала какая-либо церковная традиция в жизни народа.

2. В монастыре собрано большое количество святынь: это частицы мощей древних святых, иконы старого русского письма и новонаписанные на Святой Горе Афон, в том числе точный список иконы Всецарица, уже горячо почитаемый нашими прихожанами. Эти святыни доставлены из Западной Европы ктитором (основателем, попечителем) монастыря Голощаповым К.В. В монастыре находятся частицы мощей свв. равноапп. царей Константина и Елены, свт. Николая, свт. Спиридона, вмч. Пантелеимона, свв.бесср. Космы и Дамиана Римских, св.равноапп. Марии Магдалины и многих других святых, чтимая икона Божией Матери «Иверская». На Санкт-Петербургском подворье: мч.Вонифатия, мц.Христины, вмч.Георгия Победоносца, блж.Матроны Московской, мцц. Веры, Надежды, Любови, чтимая иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение»

3. Такое сочетание новизны и древности создает особое духовное напряжение в жизни обители. Историческую перспективу для монастыря создают два его подворья – Линтульское Свято-Троицкое в поселке Огоньки Выборгского района Л.О., в 10 км от монастыря, и Санкт-Петербургское на Рижском пр.,9, - храм прмч. Андрея Критского. Подворья с монастырем объединяет царская тема: и храм прмч.Андрея Критского, и Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле были построены в 90-е годы Х1Х века после чудесного спасения царской семьи императора Александра Ш в при крушении поезда в Борках. И тот, и другой храм освящал св.прав. отец Иоанн Кронштадтский, и тут, и там преобладала миссионерская направленность: сщмч. Философ Орнатский в течение более 20-ти лет был настоятелем храма прмч. Андрея Критского и возглавлял всероссийское Общество духовно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, и Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле, находясь среди финского населения, своей жизнью свидетельствовал о православной вере, а также содержал школу-приют для местных детей.

4. Близость нашего монастыря к Санкт-Петербургу создает возможность однодневных поездок в монастырь, чтобы за краткое время приезжающие могли выйти из рутинного потока городской жизни. Внутренняя связь монастыря и его подворий позволяет видеть монастырскую жизнь с разных сторон.

Константино-Еленинский монастырь в организации паломнической деятельности изначально избрал для себя приоритет духовной пользы как для насельниц (возможность послужить ближним ко спасению), так и для паломников (возможность вхождения в полноту церковной жизни), что соответствует «Рекомендациям по развитию паломнической деятельности», разработанными Синодальным отделом по монастырям и монашеству РПЦ.

Паломническая деятельность Константино-Еленинского монастыря осуществляется в трех направлениях:

  1. Прием паломников в монастыре группами и индивидуально. Это направление поддерживается силами насельниц обители и включает следующие послушания: предварительная запись групп, экскурсии на территории монастыря, организация трапезы, ночлега, трудов для паломников-трудников, аналитическая работа. Послушания: экскурсоводов, гостиничной, келарская служба, киоск «Монастырские блины». Всем этим занимаются сестры: экскурсоводы, гостиничная и келарская службы, дежурные в киоске «Монастырские блины». Принимаем 290-350 групп в год от 10 до 50 человек в группе.

Содержание экскурсий на территории монастыря предполагает:

1.1. Для паломников: участие в богослужениях, знакомство с историей и святынями монастыря, ответы на вопросы, информация о возможности приехать в монастырь в качестве паломника-трудника.

1.2. Для туристов: свидетельство о существовании монастырей в современных условиях, присутствие людей, решившихся на монашество, знакомство с храмами монастыря, элементарными сведениями о церковной жизни, рассказ об иконах, мощах, святых угодниках Божиих, о Таинствах Церкви.

1.3. Прием паломников-трудников осуществляется по специально разработанным Правилам внутреннего распорядка. За годы существования монастыря через трудничество прошли 875 человек, многие приезжают на помощь постоянно, некоторые вошли в число сестер. За 2015 год – 130 человек, приехавших потрудиться в монастырь впервые. Индивидуальные паломники-трудники имеют возможность пожить в условиях монастырского распорядка дня, включающего богослужение и труд, удаление от суеты (излишней информации и развлечений). Паломники могут подробно исповедоваться и получить совет духовно опытных людей, общаться с верующими и воцерковленными людьми, видеть пример сестер. В нашей обители все живут на равных условиях в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Желающих пожить в монастыре, как в светской гостинице, не принимаем.

  1. Организация поездок для мирян от монастыря и в монастырь. Этим занимается Паломническая служба обители в лице Замешайловой С.Г. Организуются паломнические поездки два раза в месяц по нестандартным маршрутам как по России, так и зарубеж. Особый маршрут: начиная с Санкт-Петербургского подворья (храм и музей), продолжая в монастыре и заканчивая на Линтульском подворье – для одного дня огромное количество впечатлений, погружение в разностороннюю жизнь нашего монастыря.
  2. Школа православного экскурсовода в воскресной школе-центре для взрослых «Училище благочестия» на Санкт-Петербургском подворье монастыря при храме прмч. Андрея Критского. Школа готовит организаторов паломнических поездок, обучение включает подробное знакомство со святыми и культурно значимыми местами Северо-Запада России, что позволяет называть такие поездки Интеллектуальным паломничеством. Организуются учебные поездки по Ленинградской области. Деятельностью ШПЭ руководит Жервэ Н.Н.
  3. Паломничество сестер монастыря (группами от трех до 10 человек) важно для внутренней жизни монастыря: происходит осознание сестринского единства в общецерковном и межмонастырском общении. Сестры ездят в г.Бари к мощам свт.Николая, в Троице-Сергиеву лавру, на Соловки, в Оптину пустынь, другие обители России. Игумения Илариона совершила восхождение на г.Арарат в Турции 31 августа - 3 сентября 2012 года. (см. статью «Восхождение на библейскую гору Арарат» в 3-м номере альманаха «Линтула»). Гора Арарат в библейском понимании – символ единства современной человеческой цивилизации, незыблемости семейных ценностей и обретения спасения в духовном ковчеге – Церкви Христовой.
  4. Особый вид паломничества – ежегодный Крестный ход из монастыря в пос.Ленинское к Линтульскому подворью в пос.Огоньки. Расстояние пути – 10 км. Начало – в 8 часов утра у главного храма обители, затем с молебным пением движение по проезжей части дороги местного значения в сопровождении автомашин ГИБДД. Прибытие в Линтулу к 10 часам. Литургия в Свято-Троицком храме Линтульского подворья. Трапеза, общение. Участвуют священнослужители, сестры, прихожане монастыря и гости обители (в 2015 г. – около 400 чел).

Особенности паломнической деятельности монастыря.

1. Личностный подход в работе всех направлений. Это относится и к организаторам паломничеств, и к участникам поездок. В отношении организаторов: авторские маршруты, авторская программа подготовки гидов. В отношении самих паломников и туристов: максимум внимания и к каждому человеку, и к группе в целом, чему способствует и небольшое количество групп. И группа, и индивидуальный паломник может почувствовать себя в ограде монастыря удаленным от мирской суеты. Есть возможность задать все интересующие вопросы и получить ответы, которые помогут понять реальную жизнь обители и избавиться от навязанных извне стереотипов восприятия монастырской жизни и отношения к ней.

2. Цель пребывания индивидуальных паломников в монастыре – духовная польза. Этим определяется и продолжительность проживания, и единый для всех образ жизни, учитывающий индивидуальные особенности и силы каждого, и распределение послушаний. Создается возможность полноценного воцерковления, участия в Таинствах. В гостинице существует библиотека духовной литературы для общего пользования.

Прием паломников в монастыре.

Количественные показатели

Год

Кол-во групп:

абсолют/% к прошлому году

Кол-во паломников в группах, чел.;

абсолют/% к прошлому году

Кол-во индивидуальных паломников-трудников, приехавших в К.-Е. монастырь впервые

1160

2008

136

4207

2009

163; 119,9%

4605, 109,4%

2010

247; 151,0%

6691, 145,0%

2011

299; 121,0%

7510; 112,24%

108

2012

279; 93,2%

6649; 88,5%

2013

349; 125 %

7926; 120,4%

109

2014

328; 94%

7826; 96,5%

121; 104,3%

2015

290; 88,4%

6916; 88,3%

133; 109,9%

Всего

2142

53490

875

Количество паломников увеличивалось до 2013 года. В 2014 и 2015 количество групп уменьшилось в связи с общей экономической ситуацией. Количество индивидуальных паломников неизменно увеличивается от года к году. Большинство индивидуальных паломников после первого посещения приезжают в монастырь неоднократно.

Качественный анализ

Соотношение местных и удаленных маршрутов

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

СПб

125

138

180

193

291

Область

дальние

136

163

247

299

279

338

Большую часть составляют паломники из Санкт-Петербурга и области, что позволяет поддерживать отношения с организаторами поездок на постоянной основе и вести более целенаправленную просветительскую деятельность.

География паломнических групп:

Россия: Москва, Московская область, Великий Новгород, Псков, Ярославль, Череповец, Боровичи, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Луганск, Воронеж, Курск, Саратов, Старый Оскол, Иван-Город.

Белоруссия: Минск, Брест.

Украина: Оскания-Нова.

Латвия: Рига.

Эстония: Таллинн, Нарва, Кохтла-Ярви.

Финляндия. Франция.

Соотношение паломнических и туристических групп

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Паломники

101

108

153

113

139

115

Туристы

2,0%

25,7%

33,7%

38,1%

186

62,2%

140

50,2%

223

66,0%

Всего

136

163

247

299

279

338

Паломники : паломнические службы, приходы, монастыри, воскресные школы, церковные благотворительные и просветительские организации.

Туристы : турфирмы, отделы социального обеспечения районов Санкт-Петербурга, учебные заведения, санатории, официальные светские делегации.

Возрастание процентного участия светских организаций является хорошей возможностью миссионерства. Прием церковных паломнических групп укрепляет молитвенное единство и соборность верующих.

В процессе паломнической деятельности мы столкнулись со следующей проблемой. Все приезжающие имеют возможность воцерковиться и получить духовную пользу, но страдающие тяжелыми зависимостями требуют особых условий. Монастырь не может удержать человека в своих стенах принудительно, так как вход и выход за ограду свободный. Также почти не ограничена возможность общения, как личного со всеми находящимися на территории монастыря, так и по телефону, интернету и с помощью других средств коммуникации. Ошибочно думать, что монастырские условия сработают автоматически, без желания самого страждущего и детальной духовной работы над собой, а также без усилий близких и родственников зависимого человека. Обычно проявляется целый «куст» проблем, в том числе проблема потребительского отношения к Церкви - «там должны помочь» без личного участия нуждающихся. Решение проблемы возможно при взаимодействии с профильными церковными организациями, занимающимися социально-благотворительной деятельностью.

Будущее паломнического служения монастыря, расширение его возможностей и обогащение внутренним содержанием, мы связываем со строительством нового монастырского храма Похвалы Пресвятой Богородицы, а также с развитием богослужебной, просветительской и хозяйственной деятельности на Санкт-Петербургском и Линтульском подворьях монастыря.

Монастыри Русской Православной Церкви хранят и чтут церковные святыни (мощи святых, чудотворные иконы и другие реликвии) как свидетельство истинности нашей веры в Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа. Монастыри самим своим существованием хранят и живое церковное предание как совокупность внутреннего духовного делания и внешнего благочестия. Внутри ограды монастыря находится то сакральное пространство, попадая в которое человек начинает соразмерять свою жизнь с непреходящими евангельскими ценностями, которые для России являются одновременно и фундаментом, и целью национальной жизни. Соприкасаясь с монастырской жизнью, человек одновременно укореняется в традиции и находит путь к решению современных проблем. В связи с этим значение паломничества и религиозного туризма может быть оценено как весьма важное для сохранения национальной идентичности, а реализация такого рода проектов как сфера деятельности, требующая высокого профессионализма и творческого вдохновения.