Ширина жд колеи в разных странах. Рф переходит на колею кнр. Как переобувают поезда

Колея Стефенсона в 1435 мм до наших дней наиболее распространённая в мире (60 % всех железных дорог планеты). Её называют «европейской», хотя она преобладает и в странах Северной Америки, в Китае и Корее, Венесуэле, Перу, Уругвае и Парагвае, в Турции, Иране и в большинстве стран Ближнего Востока, в Либерии и Габоне, а вот в Европе как раз проложена не по всем странам (исключения - не только Россия и страны бывшего СССР, но и Финляндия, Ирландия, Испания и Португалия). При этом стоит отметить, что и в самой Англии стандарт Стефенсона прижился не сразу и одна из первых британских железнодорожных компаний использовала сверхширокую колею аж в 2140 мм (в 1866 году протяжённость дорог с такой колеёй подбиралась к 1000 км!).

Русская колея

Вокруг отличия ширины железнодорожной колеи в бывшей Российской империи, доставшейся по наследству и СССР с Финляндией и странам, возникшим на обломках бывшего СССР, а также соседним Афганистану с Монголией существует много мифов и даже исторических анекдотов. Мол, когда американские инженеры предложили Николаю I проект железнодорожного полотна, они спросили: - Строим как в Европе или шире? - На ​*** шире, - ответил царь. Американцы поняли его буквально и проложили железнодорожную колею шире на скромные 89 миллиметров.

Существует и более распространённая версия - мол, это для того было сделано, чтобы вторгшийся в Россию враг не мог перебрасывать войска по нашим железным дорогам. На самом деле всё куда прозаичнее: в работах по строительству дороги Санкт-Петербург - Москва действительно принимали участие американцы и они применили свой стандарт колеи - ровно 5 футов. Такие дороги в середине XIX века активно прокладывали в США, и лишь позже их «перешили» на европейский стандарт. Что же касается переброски вражеских войск, то во-первых железнодорожные войска могут перешивать ширину колеи со скоростью 20-50 км в сутки, а во-вторых уже не одно десятилетие существуют системы перевода состава с одной колеи на другую даже во время движения поезда. Наконец, ширина колеи в России могла бы быть и ещё большей - 6 футов или 1829 мм, именно такой она была на самой первой железнодорожной линии между Санкт-Петербургом и Царским Селом, но дальше решили всё-таки так широко не размахиваться - ведь чем шире колея, тем шире, а значит - дороже пришлось бы строить те же мосты.

Ширина железнодорожной колеи в разных странах мира, selfmade , 2006 год

Индийская и Иберийская колея

В Индии, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке, а также в далёких от них Аргентине и Чили тоже своя особая железнодорожная колея, ещё более широкая, чем в России - 1676 мм или 5½ футов. Понятно, что раз такие круглые показатели в футах - значит, дорогу прокладывали британцы, чьей колонией была Индия и отделившиеся от неё страны. Впервые железную дорогу с такой колеей проложили в Шотландии, а потом она была популярна и в США. Сегодня там всё уже, конечно же, перешито на 1435 мм, а вот в Южной Азии и на юге Латинской Америки так и осталось. Индийская колея очень близка иберийской колее шириной 1668 мм, по которой катаются поезда Испании и Португалии. Разница в 8 мм невелика и делает испанские поезда и вагоны пригодными и для Чили с Аргентиной. Наконец, во многих странах основные железнодорожные системы по нашим меркам - самые настоящие «узкоколейки». Это так называемая «Капская колея» шириной в 1067 мм (Южная и Центральная Африка, Индонезия, Япония, Тайвань, Филиппины, Новая Зеландия, частично Австралия, доставшаяся России по наследству от Японии Сахалинская железная дорога) и «Метровая колея» (всего 1000 мм, страны Юго-Восточной Азии, некоторые железные дороги Индии, Бразилия, Боливия, Кения, Уганда. В Ирландии распространена собственная уникальная колея шириной 1600 мм.

в сообществе : Смена железнодорожной колеи на ходу

Стандартов ширины железнодорожной колеи довольно много. Обычно при переезде в другую зону поезд останавливают на несколько часов, поднимают вагоны и меняют вагонные тележки. Но оказывается, станции по автоматическому изменению колеи существуют уже лет сорок. Трансформация происходит на ходу, на скорости до 15 км/час.

Систем смены колеи на ходу несколько, один из пионеров тут - компания Talgo, которая уже в 60-х решила вопрос с изменением колеи вагонов на границе Франции и Испании. По мере прохождения поездом переводного устройства на каждую колёсную пару приходится пять фаз коррекции колеи:

1. Боковые части тележки вступают в контакт с внешними направляющими, колеса разгружаются от веса вагонов.

2. Опоры замков, расположенные внизу тележки, соединяются со специальными направляющими и отжимаются вниз, при этом разблокируют крепления осей.

3. Специальные рельсы, установленные под углом, сдвигают колёса ближе друг к другу или разводят их в стороны.

4. Замки смещаются обратно вверх и фиксируют оси в новом положении.

5. Колёса вступают в контакт с рельсами и на них снова переносится вес вагона.

Несколько лет назад проскакивала новость, что такие вагоны собирается закупить Россия с прицелом на поезд Москва-Берлин, но дошло ли до реализации - мне неизвестно.

Самая широкая и самая узкая

Но даже европейская, русская, капская, иберийская, индийская колея - это ещё не всё. В Эритрее, к примеру, ширина колеи - 950 мм (раньше такие дороги были в Италии, чьей колонией была Эритрея), а уж мир узкоколеек, существующих в самых разных странах, и вовсе не поддаётся краткому описанию. Упомянем лишь рекорды. Железные дороги с самой широкой колеёй в 3 метра (!) планировали строить в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Гитлер мечтал дотянуть их от Берлина до Индии и Японии, но проект так и не был осуществлён. Ну а самая узкая колея на детской железной дороге Rudyard Lake Steam Railway в Англии - всего 260 мм.

Во многих странах Европы, в Китае и США размер железнодорожной коли составляет 4 фута и 8,5 дюймов, то есть 1435 мм. Такая ширина была принята инженером Джорджем Стефенсоном для постройки первой пассажирской железнодорожной линии из Ливерпуля в Манчестер. На тот момент такая ширина путей была самой узкой из всех существующих.


Стефенсон не случайно остановился на ширине 1435 мм - она соответствовала расстоянию между колесами римских колесниц, а впоследствии и дилижансов. Ну а первый английский паровоз, как известно, построили именно по ширине дилижанса.

Чуть позже по проекту инженера Бринеля была построена железная дорога шириной 2135 мм. Считалось, расстояние создаст условия для увеличения скорости паровоза. По всей Европе началась настоящая чехарда, связанная с колеями разной ширины, а паровозы стали ходить нерегулярно. В результате в 1846 году парламент Великобритании издал указ, обязующий всех владельцев железных дорог перешить колеи по размеру Стефенсона.

Российская колея

В России железнодорожная колея шире колеи Стефенсона ровно на 85 см и составляет 1520 мм. Правда, на таком размере остановились далеко не сразу. Самая первая Санкт-Петербург – Царское Село, открывшаяся в 1837 году, вообще имела колею шириной 1829 мм.

В 1843 году инженер Мельников спроектировал железную дорогу Санкт-Петербург – Москва и заложил в ней колею шириной 1524 мм. По его мнению такой размер был гораздо более оптимален для скорости и устойчивости подвижного состава, чем Стефенсона. Кроме того, он обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза и увеличение объема котла и массы груза. Железнодорожная колея такого размера была распространена в последствие не только по всей России, но и в Финляндии с Монголией.


Существует также версия, что отличные от европейских размеры железнодорожной колеи были связаны с тем, чтобы затруднить противнику ввод войск в России в случае нападения на страну.

В советские годы ширину колеи уменьшили на 4 мм, и все железные дороги были переведены на колею в 1520 мм, что осталось и по сей день, в том числе и в странах бывшего СНГ. Это было связано с целью повысить скорость движения железнодорожных составов, не проводя их модернизацию, а также чтобы увеличить стабильность при эксплуатации товарных поездов. В Финляндии ширина колеи осталась прежней – 1524 мм, да и в России некоторые линии метрополитена и трамваи по сей день имеют колею такой ширины.

Примеры широкого пути (широкой колеи):

  • 3000 мм: Германия В конце 1930-ых в Третьем рейхе был разработан проект строительства сети сверхширококолейных скоростных железных дорог. Проект не был осуществлён.
  • 2140 мм: Англия. Great Western Railway (прекращено использование, с 1854
  • по 1892 система переведена на нормальную колею)
  • 1945 мм: Нидерланды (прекращено использование, 1839-1864 Railroad Gauge Width)
  • 1750 мм: Франция. Эта атипичная ширина была принята системой Arnoux для Парижской линии от Баррьр Денфер (Сейчас станция Денфер-Рошро - Denfert-Rochereau) В Со (Sceaux), с продолжением от Бур -ля-Рен (Bourg-la-Reine) до Лимур (Limours) через Сен Реми ле Шеврез (Saint-Rémy-lès-Chevreuse).
  • 1676 мм: Аргентина; Бангладеш; Индия;; Пакистан; США (BART); Чили; Шри Ланка.
  • 1668 мм: Португалия; Испания (идет переход)
  • 1600 мм: Австралия; Бразилия; Ирландия; Северная Ирландия.
  • 1524 мм: Финляндия; США; Панамский канал (в 2000 г. - переход с 1524 мм на 1435мм).
  • 1520 мм: (Русская колея) Основная ширина колеи — В России, СНГ, Прибалтике, Монголии и в странах бывшего СССР: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Эстония, Грузия, Кахахстан, Киргизстан, Литва, Латвия, Молдавия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Украина. Польша (линия LHS 395 км).
  • 1495 мм: Канада. Торонто. Метро и трамвай TTC .

Исторически широкая колея:

  • 1520 мм Бывший СССР и Монголия.
  • 1524 мм Финляндия, Панама.
  • 1600 мм Австралия, Бразилия, Ирландия.
  • 1668 мм Испания, Португалия.
  • 1676 мм Аргентина, Чили, Бангладеш, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США.
  • 1750 мм Франция.
  • 1945 мм Голландия
  • 2140 мм Англия
  • 3000 мм Германия.

Нормальная колея (нормальный путь). Нормальный путь так называется потому, что его используют в большинстве стран, в частности во всех странах, первыми начавших строить ж/д: Германия, США, Франция, Англия... Международный Союз Ж/Д (UIC) определил эту ширину как норму по-сравнению с узким и широким путем. Основная масса всех СЛ (скоростных линий) в мире создана по этой норме.

Классические Линии: Албания, Алжир, Германия, Саудовская Аравия, Аргентина. Австралия, Австрия, Бельгия, Босния- Герцеговина, Бразилия, Болгария, Канада, Китай, Колумбия(угольная линия), Корея, Хорватия, Дания, Египет, США, Франция, Габон, Греция, Венгрия, Иран, Ирак, Израиль, Италия, Япония (большая часть всех частных линий и метро), Ливан, Либерия, Люксембург, Либия (строится), Малайзия(линия в аэропорт), Македония, Марокко, Мавритания, Мексика, Монтенегро, Нигерия (торговая линия), Норвегия, Панама(с 2000), Парагвай, Голландия, Перу, Польша, Румыния, Англия, Словакия, Словения, Швеция, Сирия, Чехия, Тунис, Турция, Уругвай, Венесуэла, Вьетнам...

Скоростные Линии: Франция, Германия, Англия, Бельгия, Голландия, Швейцария, Испания, Корея, Китай, Япония (Shinkansen), Тайвань. Южная Африка (в проекте для Готрэн) 1372: Япония, система Keio Line, метро Toei Shinjuku и трамвайные линии в Tokyo et Hakodate.

Метрический путь (колея)

Примеры метрического пути:

  • 1607мм: Южная Африка, Танзания(TAZARA), Замбия, Зимбабве, Коста Рика, Гондурас, Индонезия, Япония(искл.- некоторые частные линии, линия JR, кроме Shinkansen), Сахалин (Россия), Австралия (Квисленд, Тасмания, Западная Австралия), Канада (до 1880 года Новый Брансвик, Новая Земля до сентября 1988, Остров Принца Эдуарда до 1930, окончательно прекращено использование в 1989).
  • 1055 мм: Алжир.
  • 1050 мм: Иордания.
  • 1000 мм: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Камерун, Греция (Пелопонез), Кения, Уганда, Танзания (кроме TAZARA), Вьетнам, второстепенные системы Европы (Франция, Швейцария, Испания), несколько линий в Италии (ширина в 950 мм используется чаще) ибольшинство линий в Тунисе.
  • 914 мм: Канада (White Pass and Yukon Route), Коломбия, США (Colorado: Cumbres and Toltec Scenic Railroad), Гватемала, Перу, Науру.
  • 914 мм: Канада, Гватемала, Перу, Науру.
  • 950 мм: Италия и ее бывшие колонии.
  • 1050 мм: Иордания.
  • 1055 мм: Алжир.

Промышленная колея (узкий путь)

  • 900 мм: Шахты на востоке Франции, трамвай в Линце.
  • 891 мм: Швеция.
  • 800 мм: 50 км в Швейцарии.
  • 760 мм: Некоторые линии по перевозке пассажиров, Австрия.
  • 700 мм: Франция (Железная Дорога Abreschviller, Альзас одна из редких представителей этой ширины колеи). Колея, используемая в прусской армии для улучшения продвижения ее военных составов по рельсам.
  • 610 мм: Науру.
  • 600 мм: « Декавиллевские колеи ».
  • 580 мм: пути на шахтах, Houillères de Messeix.
  • 560 мм: шахты Ескаро.
  • 500 мм: Туристические ж/д Тарна, Маленький Артусткий поезд. Эта ширина колеи, как и «Декавиллевская ширина» на 0,60 использовалась в промышленности, предпочтительнее в горах и на шахтах.
  • 508 мм: Россия; Красноярская детская железная дорога (с 1961 года)
  • 400 мм: ширина в садоводствах, полях.
  • 380 мм: Туристическая Ж/Д в Ансе (Anse).

Измеряется между внутренними гранями головок рельсов. Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более – 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:

При радиусе (349-300 м) – 1530 мм;

При радиусе (299 м и менее) – 1535 мм.

Величины отклонений не должны превышать по сужению – 4 мм, по уширению + 8 мм. На участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее по сужению – 4 мм, по уширению + 10 мм. Ширина колеи менее 1512 и более 1548 не допускается.

Высота оси автосцепки

Измеряется над уровнем верха головки рельса:

1.У локомотивов, пассажирских и грузовых порожних поездов не более 1080 мм;

2.У локомотивов и пассажирских вагонов с людьми не менее 980 мм

Разница по высоте между продольными осями автосцепок допускается не более:

1.В пассажирском поезде до 120 км/ч - 70 мм;

2.В пассажирском поезде 120-140 км/ч – 50 мм;

3. Между локомотивом и 1 вагоном пасс. поезда – 100 мм.

Крестовины стрелочных переводов

Скорости движения поездов по перегонам и станциям устанавливаются начальником ж/д и предусматриваются графиком движения поездов. При этом скорость движения на боковые пути по стрелочным переводам с крестовиной:

1.Марки 1/11и круче должна быть не более 40 км/ч;

2.Марки 1/9 – пассажирских поездов не более 25 км/ч;

3.По переводам Р65 с крестовиной 1/11 – не более 50 км/ч;

4.Марки 1/18 – не более 80 км/ч.

Расстояние между осями путей на перегонах и станциях

На перегонах 2 путных линий, расстояние между осями путей должно быть не менее 4100 мм. На 3 путных и 4 путных линиях расстояние между осями 2 и 3 на прямых участках не менее 5000 мм. Расстояние между осями смежных путей на ж/д станции должно быть не менее 4800 мм, на второстепенных путях и путях грузовых расстояние – не менее 4500 мм. При расположении главных путей на станции крайними с разрешения начальника ж/д допускается расстояние между ними 4100 мм. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон может быть допущено 3600 мм.

Полное опробование тормозов

Полное с проверкой состояния тормозной магистрали у всех вагонов производится:

1.Перед отправлением поезда;

2.После смены локомотива;

3.Перед выдачей моторно-вагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции.

4.На станциях, предшествующих перегонам, затяжными спусками, где остановка предусмотрена графиком движения;

5.На станциях формирования и оборота пасс. поездов от станционных устройств или поездного локомотива.

Сокращенное опробование тормозов

Сокращенное с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов у двух хвостовых вагонов, а в мотор-вагонных поездах по действию тормоза хвостового вагона:

1.После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов от станционного устройства или локомотива;

2.После перемены кабины управления мотор-вагонного поезда;

3.После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;

4.После всякого разъединения рукавов в составе поезда;

5.Перекрытия концевого крана в составе;

6.После соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава;

7.В пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут;

8.В грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов;

9.В грузовых поездах при стоянке поезда более 30 минут.

Доброго времени суток! Уважаемые читатели, что Вам известно о железной дороге? Все ли подробности Вы знаете? Возможно, многие нюансы были упущены в Вашем «бюро находок»? Предлагаю всем вместе погрузиться в дальнее плавание по изучению, дополнению и развитию Ваших знаний, дабы наверстать упущенное, узнать много нового, захватывающего и интересного о железнодорожном мире. Так сказать от А до Я.

Каждый из нас был на перроне поезда, попадал в одно купе с шумной компанией, которая всю ночь пела песни, смеялась и не давала уснуть до рассвета. Был во влиянии этих самых чувств поездки – легкость, свобода и неразгаданность. Заводил друзей, которым, как и тебе по пути. Задавался вопросом, куда и откуда едут эти железнодорожные машины, как себя чувствует машинист, когда приходит на станцию, либо наоборот, только тронулся с места…

Колея железной дороги в России является неотъемлемой частью всего железнодорожного мира, от этого зависит не только своевременность и безопасность поездки, также правильная работа самого поезда. Колея представляет собой две, параллельно размещены, рельсовые нити, которые находятся друг от друга на определенном расстоянии. Это и есть ширина пути – расстояние между двумя параллельными нитями. Простыми словами это то, самое расстояние между колеями.

Размеры железнодорожных линий

Железнодорожная линия в России и Европе совершенно разная (Европейская железнодорожная линия шириной в 1435 миллиметров, в то время как в России 1520 миллиметров), этому сопутствует масса различных причин – стратегических и исторических. На сегодняшний день лишь 60% дорог Европы имеют европейскую колею. Как таковых преимуществ ширины в 1520 единиц перед шириной в 1435 единиц нет, ведь разница не так уж и велика, каких-то 85 миллиметров, либо 8 половинной сантиметров, единственным отличием есть устойчивость, так как в ширине в 1520 миллиметров, устойчивость более надежна. Допуски разрешены +6 -4 мм.

Размер колесных пар связан с шириной пути, ведь они должны соответствовать и подходить друг другу. Интересно, почему так важна ширина колеи в работе железнодорожной машины? Чем шире колея, тем больше массу может перевезти грузовой либо пассажирский поезд. Как бы странно не звучало, но даже минимальная разница в изменении ширины линии может сказываться на пассажирских и грузовых перевозках, ведь чем меньше ширина, тем меньше массу с собой увезет поезд.

На данный момент ширина железнодорожной линии в России является 1520 миллиметров, и является второй суммарной длинной по проложенным путям в мире, кстати, она практически не меняется на протяжении нескольких веков. Не только в России ширина колеи имеет такую длину, также в странах бывшего СССР, Финляндии и Монголии.

Ширина в 1524 мм VS ширина в 1520 мм

Ширина в 1524 единицы либо в 1520, как по мне, то конечно разница в каких-то 4 мм, практически не заметна, и не несет в себе ужасающие последствия. Не требуется переоборудование состава, и изменение мелких нюансов. Но, во время переходного этапа, были вызваны серьезные проблемы с износом колесных пар. Колесные пары – одна из основ ходовой части железнодорожного транспорта. Ширина в 1524 единицы, стала актуальной, во время построения Николаевской железной дороги, в период 19 века, но была изменена на ширину в 1520 мм, в 70-х годах, 20 века.

Известно, что ширина колеи применяется не только на территории железной дороги, также в метрополитенах и в большинстве трамвайных систем. Все это, на секундочку, составляет 11% железных дорог. Насколько известно, данная величина ширины пути является не только стандартной, но и наиболее оптимальной: увеличение стабильности путей при использовании поездов и локомотивов, также уменьшение износа рельсов и колесных пар, повышение скорости железнодорожного зверя. По-моему, довольно неплохие факторы.

Существует интересный факт, что ширина пути в 1524 единиц была создана, по причине того, что ее было легко запомнить, и выражалась круглым числом, 1524 мм – 5 футов. По историческим данным, эти самые 5 футов сыграли довольно важную роль в период Второй мировой войны, ведь стандарты линий России отличались от стандартов и внутренних различий европейских железнодорожных колей. То есть противнику было бы затруднительно переправить свои войска и военный груз, так как пришлось бы менять собственную ширину путей.

Есть еще один тип железнодорожных путей. Узкоколейная железная дорога, либо узкая железная дорога. Она примечательна тем, что имеет ширину, всего лишь 600 – 1200 мм. Встречаются колеи с еще меньшей шириной, к примеру, Декалиевская колея, которая шириной 500 миллиметров!

Огромным плюсом узкоколейных железных дорог является то, что они не такие затратные в создании, и не так сложны в использовании как железные дороги со стандартной шириной колеи. Если стандартные колеи подходят лишь для грузовых и пассажирских перевозок, то узкоколейные направлены для работы и обслуживания шахт, лесосека, торфоразработок, рудников.

И конечно как же не задеть тему детских железных дорог. Это не только весело и увлекательно, это очень занимательно и познавательно не только для Вашей крохи, но и для родителей. Только представьте, какой труд исполняют работники детской железной дороги, ради удовлетворения наших желаний и прихоть, что бы при выходе из этого места мы смотрели в след тем воспоминаниям и обещали себе вернуться сюда снова! Ширина колеи детской дороги составляет 750 миллиметров, и да, она относиться к категории узкоколейных.

Не многие знают, что самой первой дорогой в России была Царскосельская, которая имела самую большую ширину линии – 1829 единиц.

На сегодняшний день, железная дорога есть неотъемлемой частью в случае путешествия, командировки либо простого переезда с одного места на другое.

К примеру, подадим элементарное сравнение, представим машину без одного, четвертого колеса, разве она тронется с места? Буду капитаном Очевидность, она даже не устоит на месте и просто-напросто рухнет на землю, не простояв и секунды. Также и железная дорога, без чего-то одного, будь это колесные пары, либо какие-то внутренние механизмы, в конце — концов, она не сможет существовать, а просто будет занимать определенную территорию, припадать пылью, и ловить взгляды жалости и призрения у прохожих мимо людей.

Надеюсь, что моя статья была не только интересной, но и в какой-то степени познавательной и увлекательной, возможно, Вы узнали много нового для себя, возможно, сделали какие-то определенные выводы, открытия, черпнули новые знания в сфере железнодорожной жизни изнутри. Думаю, что бытием железной дороги интересуются и Ваши друзья, либо коллеги, а может кто-то из родных?! Поэтому было бы неплохо, если бы Вы поделились статьей в социальных сетях, пусть все узнают и поучатся.

Конечно же, подписывайтесь и подписывайте друзей на обновление блога.

« Когда так много позади, всего в особенности горя, поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд, высадись у моря…» — Иосиф Бродский