Почему сейды называют летящими камнями. Путешествие на Кольский полуостров. Летучий камень. Дмитрий Рюмкин специально для

Что может быть обворожительней старой доброй Англии, её неоготической архитектуры, строгости этикета, морского величия и внутренней перипетии страстей, которые нам описывал Шекспир? Но что мы знаем об истинном укладе жизни англичан?

АНГЛИЯ ПОД ПОКРОВОМ ОПИУМА

В Викторианскую эпоху употребление наркотиков, в основном опиатов и кокаина, было очень распространено. Из-за жёстких антиалкогольных законов спиртное стоило дорого, и большинство людей предпочитало покупать опиум. Это было универсальное средство: способ расслабиться или уйти от реальности; девушки использовали его для красоты волос; доктора выписывали лекарства больным взрослым и даже детям из-за непонимания всей опасности.

Опиумной зависимостью страдали все слои населения Англии. Бедняки предпочитали опиум благодаря его легкодоступности и малой стоимости, а высший класс употреблял для успокоения нервов. Чаще всего это были светские дамы, которым выписывали опиумные настойки при нервозности, истеричности, болезненных менструациях и любых недомоганиях.

В Лондоне нередко можно было встретить так называемые «клубы», где аристократы любили покуривать опиумные трубки. Это были притоны, где обкуренная светская богема могла лежать на полу с уличными проститутками. Подобная картина ярко описана в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Так же это были и солидные заведения, обволакиваемые шиком, где подходили серьёзно к дизайну опиумной трубки, она была немного длинней обычной и всегда разрисована каким-нибудь интересным орнаментом, чтобы её было приятно держать в руках, так как это усиливало ощущения.

Правительство не стремилось решать эту проблему, ведь алкоголь считался на тот момент большим злом. К тому же во времена процветания Ост-Индской компании тонны опиума отправлялись в Китай. В стране очень пристрастились к такому виду наркотиков, что повлекло за собой знаменитые Опиумные войны. Император Даогуан приказал полностью закрыть вход для торговли с иностранцами. Причиной этому послужило то, что до 60% людей из окружения императора употребляли опиум.

Только в начале 20 века власть обратила внимание на наркоманию и впоследствии была подписана Международная опиумная конвенция, объединяющая тринадцать стран в борьбе с этой проблемой.

ЛОНДОНСКИЙ СМРАД

Вспомним роман Патрика Зюсканда «Парфюмер. История одного убийцы». Примерно теми же эпитетами можно воссоздать атмосферу XIX века, царившую в Англии: провинциалы приезжали в Лондон и жаловались, что конюшни пахнут и то приятнее. Проблемы с кладбищами, или как их называли «освещённые выгребные ямы», казались мелочью в сравнении с отсутствием канализации. Если граждане не хранили содержимое горшков в подвале, то выливали его в окна на улицы. Хотя предприимчивые англичане сумели найти в этом выгоду: они продавали отходы фермерам для навоза, но их было столько, что не успевали скупать. Молитвы были услышаны, и к середине XIX века появились туалеты со сливами. Правда, и это доставляло немало хлопот: люди в Викторианскую эпоху были столь стеснительны, что могли долгое время просиживать в уборных, пока за дверью не прекращались голоса, ведь звук смыва был очень громким, а располагался санузел рядом с гостиной.

КРИЧАЩАЯ РОСКОШЬ, ЗАРАБОТАННАЯ ПОД ОДЕЯЛОМ

Интереснейшим образом боролись с проституцией в Англии. Правительство долгое время не обращало внимания на куртизанок и только проблемы с венерическими заболеваниями стали толчком для действий.

Нововведённый Акт о заразных болезнях гласил, что проститутки могли быть подвергнуты медосмотру во всех портах, в любое время. Если врач находил у них сифилис, то их могли отправить на 9 месяцев в венерическую больницу, а если женщина отказывалась, то представала перед судом и платила штраф. И вроде всё хорошо, после такого закона должно бы всё и наладиться, но парирования в Палате приводили к новым вопросам: почему не повысить уровень жизни девушек и не предоставить им рабочие места; офицеров, которых не решались осматривать, считали переносчиками болезней, да и почему не разрешить солдатам жениться и выделять средства на их обеспечение? Это было бы куда эффективнее.

Доходило до того, что по улице вели девушку на осмотр, а какая-нибудь активистка-феминистка пихала ей листовку и спрашивала, с её ли согласия будет проводиться процедура. А та даже могла не знать, куда её ведут, и не быть проституткой вовсе.

Но самой серьезной проблемой выступал вопрос детской проституции. Тогда не знали, кого считать ребенком. По закону малолетние имели право торговать своими телами с 12 лет. Многих таких девочек сутенёры путем обмана пристраивали к себе, и малышка уже не могла ничего поделать. Чаще всего девочек забирали из небогатых семей, а родителям говорили, что та будет работать в доме горничной. И многим не казалось, что в этом есть что-то подозрительное, ведь многие так и делали.

Содержательницы борделей опаивали новоприбывших опиумом, и те наутро просыпались в крови, с болью и слезами. Но в таких ситуациях всегда найдутся нужные слова, как, например, то, что, если девочка хочет быть леди и жить в достатке, то остаться единственный выход, ведь теперь она падшая и никому такая не нужна. Об их благополучии сильно не пеклись, разве что отправляли к акушеру, да и там девушки могли получить травмы при осмотре.

Потребовалось много времени и скандалов в прессе, чтобы правительство всерьёз начало задумываться о проблеме. По Лондону прокатилась масса выступлений из-за бездействия властей. Естественно, никто в парламенте не хотел представать в качестве растлителя юных дев, и в 1885 году возраст согласия был поднят с 12 лет до 16. А триумфом стала отмена Акта о заразных болезнях.

ПАТРИОТИЧНЫЕ КОНТРАБАНДИСТЫ

В XIX веке контрабанда в Англии была в особенности развита из-за начавшейся войны с Францией. Упорствующий Наполеон никак не мог захватить морскую державу благодаря её сильному флоту. Тогда он решил запретить всей захваченной им Европе торговые отношения с англичанами. Это во многом ударило по европейским странам, так как они остались без английской шерсти, чая, сахара, а собственное производство без английских рынков сбыта. Контрабандисты не упустили возможность подставить плечо помощи и перевозили товары тайно. Это не составляло большого труда: когда товар доставлялся на берег, его прятали в пещерах или туннелях и потом передавали заказчику. Если контрабандисты и сталкивались с неприятностями, то лишь в лице таможенников. Но и здесь они ухитрились придумать механизм сохранения груза: ящики и бочки с контрабандой они затапливали и выуживали позднее. Товары прятались в бочках для пресной воды с двойным дном, под фальшивой палубой или под фальшивым потолком в каютах. Интересно то, что Наполеон и сам прибегал к услугам контрабандистов для перевозки золота из Англии для оплаты собственных войск.

В большинстве своем контрабанда была связана с войнами. Несмотря на английские колонии, из которых в столицу Британской империи ввозились экзотические фрукты, такие как ананасы и бананы, контрабанда не унималась. Яркий тому пример - харизматичный Том Джонстон из Лиминтона. Довольно ловкий и изворотливый, он быстро согласился шпионить за Англией и доносить все сведения Бонапарту. Не успев сбежать и стать честным контрабандистом, его поймали англичане и наняли на каперство против французов. Ненасытный Джонстон влез в долговую яму и бежал обратно к французам. Он прославился тем, что отверг предложение Наполеона помочь ему привести французский флот к берегам родной Англии. Его яркая жизнь, оборвалась на 67-ом году.

Но в 20-е годы правительство решило в серьез заняться контрабандистами. Уловка с ящиками под водой уже не была столь действенна. Таможенники научились простукивать груз, и если ящик оказывался с «секретом», то они безжалостно вскрывали его. К середине XIX века с морской контрабандой в Ла-Манше было покончено. Такое упорство со стороны властей было вызвано знаменитой своей жестокостью Хокхерсткой бандой, успешно орудовавшей в конце XVIII столетия, и непатриотичными действиями Тома Джонстона.

В ТЮРЬМЕ, КАК В МОНАСТЫРЕ

Если говорить о тюрьмах XIX века, то они попрощались с обветшалыми стенами и тесной жизнью. Это был новый, совсем иной образец арестантской жизни и, на первый взгляд, даже приятный.

В то же время начались дебаты, как именно должна обустраиваться тюрьма, и пришли к тому, что хорошо бы превратить её в «монастырь», где заключенные дадут «обет молчания». А то неповадно будет, если отпетые преступники будут молодёжь чему не надо учить. В целях полной изоляции в тюрьме «Пентонвилл» насчитывалось 520 одиночных камер с приличными условиями: окном, гамаком и зимним отоплением.

Правда, обстановка была настолько гнетущей, что люди частенько сходили там с ума. А как не свихнуться, когда на тебя надевают маску во время прогулки? Каторжные же работы были не лучше: люди проводили за ними по 8 часов в день просто для изнашивания тела и моральных сил.

Участь преступниц была не лучше. Известная женская тюрьма Брикстон имела свои особенности: арестантка попадала туда и первые четыре месяца жила в одиночной камере. После она выходила к остальным заключённым женщинам, но разговаривать по-прежнему с ними не могла. За хорошее поведение женщинам разрешались свидания, переписки с родственниками и небольшая еженедельная выплата для благополучной жизни по отбытию срока.

Малолетних преступников отправляли в тюрьму «Тотхилл Филдз», где они отбывали срок от нескольких дней до полугода. Среди них встречалось много рецидивистов. Часто можно было увидеть картину, как ребятишки разбивают витрины или окна, и ждут «бобби», чтобы те отправили их в заключение согреться и скудно поесть...

“Бог Сторюнкаре часто появляется во время рыбалки, охоты на птиц в виде фигуры человека очень прекрасного роста, одетого в одежды такие же, как там, в обычае, только черные … и единственная разница, что ступни у него как у птиц. Фигуру Сторюнкаре делают из камня … и говорят, что идолы лаппов – большие камни в лесах, пустынях или на горах … Эти камни грубы и никак не оформлены, но они воздвигают их и делают, таким образом, статуи Бога меж скалами, на горах, на берегах рек или близ троп.” Так отзывался о скандинавских сейдах королевский географ из Уппсалы И. Шеффер в знаменитом труде “Лаппония” в 1673 г.

В Эдде встречается слово Seidhr в смысле “волшебство”, еще чаще находятся слова с корнем seid в сагах: sidha – колдовать, seidhberendr – волшебник. Но скорее всего прав Шеффер: „Слово “сейд” - пишет он - обозначает всякого рода божественность.” Сейд – русское слово, в других языках, например, в финском, оно звучит как “сеита” (seita), в норвежском и шведском как “seide”, в лапландском “sieidde” (сайад). На территории четырех этих стран и находится Саамиедна – страна саамов (лаппов или лопарей), страна сейдов. В России это территория Кольского п-ова. Или полуострова Кола (“рыба” по-саамски), как он назывался до революции и до сих пор зовется на всех других языках.

Древние финские корни “lappes” – “изгнанные” или “lapu” – “предельная граница” и “ведьма” одновременно… Датчане боялись шведских колдунов, те опасались норвежских, норвежцы верили в финскую ворожбу, но даже финны боялись лаппов. Еще в 1584 г. Иван Грозный послал за самыми лучшими волхвами – лапландцами, дабы истолковать явление кометы. Те предрекли ему смерть, что и сбылось 18 марта того же года.

Они, возможно, первые оленеводы в Европе, до сих пор сохраняющие свой образ жизни. От времен последнего Ледника. Туманная и темная Похъяла – олицетворение “нижнего мира” в карело-финском эпосе “Калевала” – это Лапландия. Страна вечного мрака. Или, наоборот, незакатного солнца. В зависимости от сезона. Может, “предельная граница” – это то, что мы называем “полярным кругом”?

Я видел много сейдов. Вначале – в населенных краях Лапландии, где никто не задумывался об их происхождении. Так же, как и в северной Франции, Ирландии и других землях, где воздвигнутые человеком в незапамятные времена камни – естественная черта пейзажа, обыденная для местного населения. В странах, где некогда жили кельты, эти камни – предмет интереса туристов и “новых друидов”, вдохновленных книгами Толкина. Разумеется, ими занимаются археологи, которые пытаются ответить на вопросы, ответов на которые, возможно, нет…

На протяжении веков Стоунхендж называли “висящими камнями”. Конечно, едва ли нужно искать нечто сходное с “летающими камнями” Лапландии, хотя на побережьях Кольского п-ова находятся каменные выкладки – лабиринты, не отличимые от аналогичных на Британских островах... А на островах Белого моря стоят камни – “менгиры”, такие же, как в северной Франции… Сейды отличны от них.

Классический сейд – это камень размером от среднего валуна до изрядной глыбы, поставленный на один или несколько меньших камней-подставок. Часто еще один или несколько камней лежат сверху. Иногда сейды поставлены на самую неустойчивую часть – ребро или узкую вершину. Бывает, что камни стоят к тому же на крутом склоне или самом краю обрыва. Вообще кажущаяся “неустойчивость” – их характерная особенность. Будто бы глыба упадет при малейшем прикосновении. Но она стоит тысячи лет! Рискну предположить, что сейд, как и большинство культовых сооружений, может представлять собой модель мира, внешне неустойчивого, но очень стабильного.

Академик Б. Рыбаков предполагал, что сейд символизирует волшебную мельницу Сампо из эпоса “Калевала”, а та – гигантская неолитическая зернотерка – примитивное устройство из двух плоских камней. Трудно представить себе мифическую Сампо. Изготовленная в начале времен кузнецом Ильмариненом из двух камней (не напоминает ли это классический сейд – один камень на другом?) и имеющая некие “корни” (“подставка” Сейда?), огромное сооружение хранилось в утесе. Похищение Сампо из мрачных земель Похьялы – основной сюжет эпоса. Пленение идола другого племени – распространенная тема в мифологии. Сделайте выводы сами. Только нужно сказать, что принадлежность земледельческого культа – зернотерка среди ягеля и гранита Лапландии – явление маловероятное. К тому же, зернотерка с корнями… Может быть, Сампо – символ коловращения мира?

Многие сомневаются в том, что сейды – рукотворные сооружения. В самом деле, камни, пусть и странно поставленные, никак не обработаны. Но еще сложнее было бы объяснить их существование результатами движения и таяния ледника. Во-первых, ничего подобного нет в других местах планеты, также бывших подо льдом. Во-вторых, целые комплексы камней в одних местах полуострова и отсутствие их в других мало объяснимы природными причинами. Втретьих, “подставки” сейдов – часто камни других пород, нередко камней именно три. Можно привести еще много доводов. Да и Шеффер писал, что cейды “воздвигают”. Кстати, до сих пор непонятно, как был сооружен Стоунхендж и прочие мегалитические постройки. Что касается сейдов, то, по моему мнению, их сооружали … зимой! Роль классической в археологии насыпи для перемещения тяжестей играла горка изо льда!

По всей Лапландии вплоть до XIX в. были описаны приношения сейдам рыбы, мяса, крови и оленьих рогов. Рога клали обязательно концами вверх. Возможно, каждый саамский род (сайво) имел собственный камень. Женщин к священным камням не допускали, да и сам глава рода опасался подходить к камню близко. Во многих известных камнях жил дух того или иного “нойды” – лапландского шамана. В случае недостатка внимания к себе он мог принести большие неприятности, покинуть камень или улететь вместе с ним. Считалось, что камни Стоунхенджа были перенесены из Ирландии кудесником Мерлином. Думали также, что все сейды – окаменевшие волшебники. Нойда мог превратиться в камень, если его называли настоящим именем. Но дух его в камне оставался.

Лапландцы никогда не претендовали на то, что мегалиты были воздвигнуты ими, так же как Стоунхендж не был сооружен историческими племенами Британии. В археологии существует термины “культура комса” и “прото-саамы”. Воздвижение сейдов приписывается именно им. Часто саамы называют сейд просто стариком или старухой. Не память ли это о древнем народе? Возможно, саамский язык, который сильно отличается от других языков финно-угорской группы,

имеет влияние языка этого древнего народа. Надо сказать, что язык лапландцев сам по себе разделен на различные диалекты. Наречие русских лопарей, например, тяготеет к диалекту, существующему у оз. Инари в Финляндии.

Каждый год в течение пятнадцати лет я бываю в центре и на востоке полуострова. Людей там нет, но встречаются сейды. Иногда один большой камень где-нибудь на склоне горы, иногда несколько неподалеку друг от друга в тундре. Или – у воды. Мне кажется, что Шеффер, будучи монотеистом, был не совсем прав. У саамов много богов. В зависимости от того, где находится сейд, он покровительствует охоте, рыбалке… Иногда они действительно помогают в горах. Но больше всего их на оленьих тропах. Пути миграции оленей не меняются столетиями. Оленьи тропы иногда походят на хорошие грунтовые дороги. И часто в местах их сочетания стоят сейды. Скорее всего, большинство священных камней посвящено Мяндашу, небесному оленю с черной головой и золотыми рогами. Вечно охотится на него верховный бог – громовержец Айеке-Тиермес, и если настигнет, то упадут с неба звезды и кончится мир.

И. Свенск. Геология и минерагения Кольского региона. Труды Всероссийской (с международным участием) научной конференции и IV Ферсмановской научной сессии, посвященных 90–летию со дня рождения акад. А.В. Сидоренко и д.г.-м.н. И.В. Белькова.

Легендарное Сейдозеро (Сейдъявр) – уникальное по красоте и количеству то ли артефактов, то ли просто природных останцев, место в Ловозерских тундрах. Сейдозеро (Мурманская область) находится в окрестностях пос. Ревда и пос. Ловозеро.

Саамское название этого края — Луяврчорр, что значит горы у озера силы. Это популярное у туристов место, по высоте почти не уступающее соседним и превосходящее их по глубине расщелин и ущелий.

Впервые ученые пришли на берега Сейдозера в 1887 г. Оно было включено в маршрут Большой Кольской экспедиции, участниками которой были, в т.ч. В. Рамзай и А.Г. Петрелиус, хорошо известные туристам-любителям Хибин, ведь их имена носят перевалы этого горного массива.

Озеро Сейдозеро активно изучается с 20-х годов XX века. Именно тогда сюда отправилась первая исследовательская экспедиция. С тех пор не утихают споры между учеными о происхождении расположенных здесь объектов. Эзотерики считают их останками древней Цивилизации – Гипербореи, поборники материалистической науки – творениями природы.

Есть и еще одна версия, которой придерживаюсь я, побывавший на Сейдозере 5 раз. Его название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по саамским (лопарским) поверьям, нашла приют душа умершего нойда-шамана. Издавна такие уединенные водоёмы играли в их жизни особую роль, выполняли священную функцию, были своеобразным храмом.

Мне известны 4 озера, обозначенных на карте как Сейдозеро, Кольский полуостров –центр лопарской культуры, поэтому обилие здесь таких святилищ не удивительно. И вовсе не обязательно связывать сакральные сооружения с исчезнувшими мифическими цивилизациями, забывая о самобытном народе, который издревле населяет эту территорию.

В течение почти 100 лет в эти края было организовано несколько крупных экспедиций, целью которых было подтвердить или опровергнуть существование здесь древней Гиперборейской цивилизации, кроме этого район активно изучался одиночками-энтузиастами.

Кроме походов эзотерической направленности регион активно исследовался геологами, осваивались его полезные ископаемые: руды содержащие уран, редкоземельные металлы. И сегодня дорога на озеро Сейдозеро лежит через рудник «Карнасурта», который вновь работает. Многие экзальтированные «гиперборейцы» очень часто принимают за следы иных цивилизаций и древние артефакты геологические керны (штробы) и заброшенные и взорванные штольни, где велась добыча урановой руды.

Как началось изучение этих мест, почему именно здесь стали искать мифическую Гиперборею?

Сейдозеро: экспедиции, их находки и гипотезы

Экспедиция Барченко 1922 г.г.
Первым обратил внимание на эти края Александр Барченко – врач, адепт оккультных знаний, писатель-фантаст. Очень многогранная личность, одержимая идеями тайной традиции Дюнхор, древней працивилизации, различных, как бы сейчас сказали, экстрасенсорных феноменов, таких как телепатия и др. Барченко сотрудничал с ОГПУ – помогал подбирать наделенных сверхспособностями сотрудников в криптографический (шифровальный) отдел, возглавляемый Глебом Бокием. Он активно вербовал новых последователей своих идей, в том числе среди высшего руководство молодого советского государства, читал лекции и даже создал специальный кружок, за что и был расстрелян в 1938 г. вместе с Бокием и другими своими соратниками.

Одним из направлений его работы было изучение мерячения или арктического психоза – состояния, когда человек или группа людей впадали в прострацию, становились послушными чужой воле, а иногда начинали пророчествовать или говорить на непонятных языках. Случаи такого заболевания были зафиксированы за полярным кругом, в т.ч. и в русской Лапландии.

Для того, чтобы разобраться в этом явлении и была организована экспедиция на Сейдозеро, Кольский полуостров. По одним источникам в числе инициаторов этого похода был академик Бехтерев, по другим – в нем было заинтересовано также и ОГПУ, по третьим – искали все-таки полезные ископаемые, а изучение всего остального делом было побочным.

Так или иначе, группа Александра Барченко, чей маршрут и находки были подробно описаны в дневнике его сподвижника – астронома Александра Кондиайна, отправилась на Кольский полуостров. В августе 1922 года она оказалась у Сейдозера, в Лавозерских тундрах.

Тогда и были обнаружены останцы, о природе которых до сих пор ведется жаркая полемика: скала Куйвы, древняя мощеная дорога, пирамиды, а также лаз в подземную пещеру.

Эти находки вкупе с собранным участниками экспедиции этнографическим материалом – легендами и преданиями саамов, позволили Барченко заявить, что его поход на Сейдозеро позволил сделать небывалое мировое открытие – древнюю працивилизацию Гиперборею.

Оппоненты у него нашлись практически моментально. В их числе известный геолог академик Ферсман, а также, организовавший в 1923 г. новый поход на Сейдозеро Арнольд Колбановский, которые утверждали, что все объекты вокруг озера имеют природное происхождение, никакой мистики в них нет.

Тем не менее, открытия Барченко были встречены с большим энтузиазмом не только в России. Так, в 1955 г. геологи случайно наткнулись рядом с Сейдозером на закладку из вещей и инструментов с клеймами, свидетельствующими об их германском происхождении. Это позволило говорить о фюреровской экспедиции, заброшенной сюда то ли до войны, то ли во время нее. Как известно, гитлеровцев тоже очень интересовали древние артефакты и оккультные теории.

Экспедиции Валерия Демина 1997, 1998, 2001 г.

Вновь ожила гиперборейская тема 75 лет спустя, когда доктор философских наук Валерий Демин посетил Сейдозеро, отчет о его путешествии буквально взорвал информационное пространство.

Участники экспедиции «Гиперборея 97» осмотрели и сфотографировали найденные Барченко объекты, а также нашли новые: остатки сооружений на вершине горы Нинчурт, которые они идентифицировали как развалины древних оборонительных сооружений и обсерватории.

В следующем году В. Демин собрал экспедицию «Гиперборея 98», в состав которой вошли «специалисты по аномальным явлениям» — ведьмы, уфологи, экстрасенсы и др. В их задачу входило проникнуть в нераскрытые тайны Сейдозера — обнаружить загадочный лаз в подземный город, у которого сфотографировались в 1921 Барченко и его товарищи.

К сожалению, ничего нового им не удалось обнаружить. А вот народный фольклор о месте «россия мурманская область озеро сейдозеро» пополнился байками о снежном человеке-невидимке, местах посадки НЛО и иных ощущениях и предположениях участников экспедиции.

Следующий марш-бросок Деминцев состоялся в 2001 г. Удалось подготовиться капитально. На этот раз среди участников, количество которых перевалило за 20 человек, были водолазы с аппаратурой для фото- и видеосъемки под водой. Группа была оснащена оборудованием: георадаром-гидролокатором, эхолотом и др. Среди снаряжения была и моторная лодка с бензином. Несколько тонн оборудования забрасывались на озеро Сейдозеро вертолетом.

Целью экспедиции была проверка гипотезы о том, что большое количество древних памятников спрятано на дне Сейдозера. К сожалению, из-за больших отложений ила, подводная съемка оказалась невозможной. Единственное, что удалось обнаружить на дне — это некие заросшие илом «колодцы» диаметром около 70 см на 16 м глубине и кольцеобразные «каверны».

Геофизические приборы обнаружили пустоты-пещеры под реликтовой поляной и ведущие от них под гору Нинчурт тоннели. По предположению Демина это и было таинственное подземелье, упоминаемое в лопарских преданиях.

Обо всех тайнах, которые хранит Сейдозеро (Мурманская область), своих гипотезах, ходе экспедиций Демин рассказал более, чем в 20 книгах.

Описанные артефакты — реликтовая поляна, пирамида и, наконец, Куйва (Сейдозеро ассоциируется с ними уже несколько десятилетий), породило целую волну искательства. На озеро Сейдозеро устремились любители неопознанного, да и просто туристы и путешественники.

Что изучают исследователи и стремятся увидеть туристы на берегах Сейдозера? Мы систематизировали информацию об объектах, которыми знаменито Сейдозеро, отчет о них публиковали упомянутые выше экспедиции.

Сейдозеро: артефакты и их тайны

  • Реликтовая поляна и ведущая к ней мощеная дорога

Некоторые «гиперборейцы» обнаружили дорогу из ровных плит, которая соединяет Ловозеро и реликтовую поляну у Сейдозера. Лично я не видел ее ни в одно и моих посещений, первое из которых было в 1989 году.

У входа на поляну (восточная сторона) – лежит каменная плита 3*3 м. Участники экспедиции Демина считают поляну – площадку, размером с кузов грузовика, где нет растительности, засыпанным рыхлой скальной породой туннелем в скальном грунте.

По их утверждению, обследование мощения дороги георадаром показали, что это каменная кладка, которая уходит под землю на 1,5 м под прямым углом. Выдвинуто несколько гипотез: то ли это некая стена, возможно оборонительное укрепление, утопленное в грунте, то ли заполненный до дна валунами 1,5 метровый ров.

Длина дороги 1,5 км, она выходит к изображению Куйвы.

Все мои поиски фотографий этой дороги или видео с ней не увенчались успехом.

  • Куйва – наскальное изображение человека и оленя

Высота изображения, напоминающего расставившего крестообразно руки человека, порядка 50 м. Нанесено оно на одну из скал. В левом верхнем углу виден гораздо более четкий, чем Куйва, олень. О нем, почему-то, исследователи упоминают мало.

По лопарской легенде Куйва (Черный человек) – предводитель шведского отряда, грабившего местных жителей. Отряд был разгромлен саамами, а его начальник навсегда впечатался в скалу.

Изображение Куйвы найдено Барченко в 1921 году. Оно видно с мощеной дороги (которая как бы проводит прямую линию между ним и находящимся на соседнем Ловозере священным Роговым островом). К сожалению, как я уже писал выше, дороги я не видел, возможно воображение искателей выдало за нее обычную морену.

Я забирался и на саму скалу, подходил к изображению близко. Как мне кажется, нанесла его сама природа с помощью протечек воды, мха и трещин.

upd от 01.01.2014 В августе 2013 г. на Сейдозере работала студенческая экспедиция Санкт-Петербургского Государственного университета. Собранные ее участниками образцы пород с темных фрагментов изображения Куйвы были подвергнуты микологическому анализу, который показал, что их окраска это «работа» колонии грибов и одноклеточных водорослей. Появлению узора помог и рельеф скалы, способствующий распространению этих микроорганизмов в такой причудливой художественной форме.

  • Лаз под землю (утерян)

Находился в ближайших окрестностях реликтовой поляны или даже на ней самой. Имеется архивное фото участников экспедиции на его фоне. Спуститься под землю по этому лазу у Барченко его товарищей не хватило духа. В дневнике Кондиайна отмечалось чувство страха и беспокойства, которое они испытывали рядом ним. По версии Демина — засыпан по инициативе НКВД еще в 20-30-х годах, т.к. около Сейдозера были разработки урановых руд, которые велись силами заключенных Ревдинских лагерей. Правда, Демин, упоминает, что лагерь находился по другую сторону озеора Сейдозеро у входа в ущелье Чивруай, а на реликтовой поляне располагалась ВОХРа.

Мне никакие следы лагеря у Чивруая на глаза не попадались.

  • Ступенчатые пирамиды

Сопки в районе Сейдозера и Ловозера, похожие на пирамиды и, по мнению Барченко, граненные рукотворно. Использовались саамами как капища.

Найдены Барченко, а вот организованная годом позже экспедиция Колбановского назвала их каменными вздутиями на вершине горы.

  • Пирамидальный сейд

Сейд в виде каменной стеллы, высотой около 3-х м. Несколько подобных сейдов есть в ущельях вокруг Сейдозера, говорят, что они стояли и около самого озера, но были разобраны в 20-х годах во время борьбы с мракобесием.

  • Развалины на горе Нинчурт

Гора Нинчурт (Женские Груди) — на ее вершине первая экспедиция Демина обнаружила руины, состоящие из огромных отесанных плит. Особенно поразила участников их правильная форма.

Кроме плит научно-поисковая экспедиция обнаружила также колодец, ступени, и остатки сооружения, которое Демин идентифицировал как обсерваторию – с желобом длиной в 15 метров, смотрящим в небо. Эти тайны Сейдозера остались так до конца и не раскрыты – Валерий Демин, который занимался поисками Гипербореи, умер в 2006 г.

Все эти объекты можно сегодня увидеть собственными глазами и дать оценку их происхождению, кроме этого насладиться удивительной красотой этих мест, их первозданной природой.

Полезные статьи:

Сейдозеро: как добраться

Существует два варианта заброски: поездом и на автомобиле.

Поездом надо доехать до станции Оленегорск, ко времени прихода поезда к вокзалу подходит автобус до пос. Ревда. Здесь также ожидает множество таксистов, предлагающих довезти до Ревды.

Если ехать автобусом до Ревды, то там придется искать доброску или идти 1,5 часа пешком (около 7 км). Поэтому такси более удобный вариант, так как оно довозит прямо до места (до рудника), а оплата за пассажира не сильно отличатся от цены билета на автобус.

Сейдозеро, как добраться на автомобиле. Сначала ехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, затем свернуть направо на Ловозеро и Ревду. Далее 70 км по Ловозерской дороге до отворотки на Ревду. Проехать старую Ревду, затем насквозь сам поселок и доехать до рудника «Карнасурта».

У проходной рудника есть автостоянка, где можно оставить машину. Охрана на проходной иногда предлагает свои услуги «посмотреть за машиной» за небольшую плату, но эта опция вовсе не является обязательной.

Маршрут по Ловозерским тундрам

Традиционно туристы начинают свой поход с посещения Сейдозера. Самый короткий путь к нему через перевал Эльморайок.

Надо пройти через территорию рудника (куда теперь пускают) насквозь и прямо, пересечь узкоколейку и по хорошо набитой тропе идти вверх на перевал по ручью Ильмайок. Сам перевал не ярко выражен, это большое плато между двух плоских вершин, под ногами — колотые камни разных размеров.

Спуск к Сейдозеру круче подъема. Крутой участок заканчивается на реликтовой поляне. Отсюда начинается ручей Эльморайок, который впадает в озеро и тропа, ведущая по лесу к Сейдозеру. Примерное расстояние до этого места от рудника около 12 км.

Выйдите по ней на берег — слева на скале предстает Куйва, Сейдозеро находится под его покровительством. Если обернуться назад, то можно увидеть небольшую гору формой напоминающую ступенчатую пирамиду.

От берегов озера отходит множество красивых ущелий, по любому из них можно выйти в горы.

Например, по речке и ущелью Чинглусуай можно подняться на высшую точку Ловозерских тундр – гору Ангвундасчорр 1120 м. А по речке и ущелью Уэлькуай или Чивруай выйти на гору Маннепах, на вершине которой есть красивое озеро.

Само Сейдозеро окружено лесом, гуляя по которому можно случайно встретить каменные строения, явно сделанные руками человека. Они заросли мхом и кустарником, поэтому сразу не заметны. Также можно выйти на внешнюю сторону гор и посетить горные озера: Цирковое, Горное, Сенгисъявр, Райявр, Светлое, окруженные «цирками» с отвесными стенами до 300 метров.

С северной стороны озера есть еще два ущелья, ведущие на горы Куйвчорр и Куамдеспахк по вершинам которых идет геологическая дорога на рудник. По ней, кстати, можно выходить из гор.

Выйти также можно и в пос. Ловозеро по тропе, идущей в обход гор по берегу озера Ловозеро (Лувъявр).

Дмитрий Рюмкин специально для

В середине марта в топ-20 наиболее популярных туристических направлений в 2016 году по версии журнала National Geographic Traveller неожиданно попало расположенное на Кольском полуострове село Териберка. Сам полуостров славен своей древней историей, и на его территории есть немало мифических и загадочных мест. «Лента.ру» выяснила, какие еще достопримечательности непременно стоит осмотреть при посещении Кольского полуострова.

Декорации «Левиафана»

Село Териберка неслучайно попало в список National Geographic. Именно здесь проходили съемки номинированного на «Оскар» фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». После их завершения в селе специально был организован фестиваль «Териберка. Новая жизнь», а сотни иностранцев захотели посмотреть на природу Русского Севера.

Фото: Сергей Ермохин / «Коммерсантъ»

Помимо декораций «Левиафана», в Териберке также можно посмотреть на водопады и кладбище кораблей, посетить местную 127-летнюю метеостанцию, а также осмотреть сооружения береговой оборонительной линии времен Великой Отечественной войны.

Сейды

Загадочные каменные сооружения чаще всего встречаются в Норвегии и других скандинавских странах, но многие из них можно встретить и на Севере России - в Карелии и на Кольском полуострове. По одной из версий, сейды в религиозных целях возводили древние саамы, начавшие освоение полуострова около 7,5 тысячи лет назад. Некоторые из них представляют собой какое-то особенное место в горах, тундре и тайге, например чем-то выделяющуюся скалу, камень или пень. Такие сейды с трудом обнаруживают даже опытные исследователи, а их расположение знают преимущественно потомки древних саамов.

Другой вид сейдов также носит название гурии или туры и представляет собой небольшие пирамидки, сложенные из валунов одинакового размера. Но на Кольском полуострове встречаются и массивные скалы, поставленные на небольшие каменные подпорки. Несмотря на кажущуюся неустойчивость, такие сооружения смогли простоять тысячи лет. Сейды также часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов разного размера.

В силу слабой изученности региона и бедности археологических находок, истинное предназначение сейдов до сих пор вызывает у историков вопросы. Согласно одной из саамских легенд, уходившие в море рыбаки оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы ее не сожрало некое чудовище. Сейды также выполняли роль религиозного объекта во время определенных праздников, а некоторые из них имели отношение к конкретным людям, по легендам, обращавшимся в камень после смерти. Согласно преданиям саамов, к ряду сейдов можно подходить лишь в определенное время, и рядом с ними запрещается стоять женщинам.

Сейды Кольского полуострова в первую очередь примечательны тем, что древние саамы дали им имена. Так, на на реке Поной стоят скальные останцы Старик и Старуха, а на горе Сейдапакх в среднем течении реки Поной покоится сейд Летучий камень. Впервые он был описан участником Лопарской экспедиции 1926-1929 годов этнографом Владимиром Чарнолусским и с тех пор неизменно привлекает путешественников и туристов. По саамской легенде, этот камень прилетел из Скандинавии и долго искал спокойное и благодатное место, пока не осел на высоте 188 метров над уровнем моря.

Ловозерские тундры и Сейдозеро

На западе Кольского полуострова лежит горный массив, который местные жители называют Ловозерскими тундрами. Это дикое место с первозданной природой издавна славится своей мистической атмосферой, чему немало способствует обилие древних наскальных изображений и сейдов. В центре горного массива располагается большое озеро Сейдозеро протяженностью около восьми километров, которое саамы также зовут Шаманским.

На его скалистом берегу покоится фигура Куйва - одна из главных достопримечательностей Ловозерских тундр. На высоте 74 метров отвесная стена образует выступ, по своим чертам напоминающий человека. По легенде, древние саамы во время сражения со шведами окружили их предводителя - непобедимого Куйву. Не имея возможности сбежать, он «застыл на скале, что над озером висит». Немногочисленные местные жители всегда относились к Куйве с особым почтением, хотя и никогда не обожествляли загадочную фигуру.

Популярен среди саамов и миф о самой высокой точке Ловозерских тундр - горе Нинчурт. По легенде, в ней спрятан тайный город шаманов или древних людей с большими пирамидальными зданиями и мощеными ровными плитами мостовыми. В 1934 году группа советских исследователей под руководством Ольги Воробьевой действительно нашла в горе следы пещер и подземных ходов, но большинство из них были залиты водой или засыпаны оползнями.

«Кровь саамов»

В Ловозерских тундрах и Хибинском массиве можно встретить крайне редкий минерал эвдиалит, крупные запасы которого, помимо Кольского полуострова, есть только в Канаде и Гренландии. Из-за этого его редко используют в ювелирном деле, хотя он обладает абсолютно неповторимым розово-малиновым оттенком, напоминающим сверкающую на солнце кровь. Из-за этого его часто принимают за красные разновидности граната - альмандин и пироп - от которых он отличается формой кристаллов и высокой хрупкостью.

Саамы связывают историю рождения минерала с легендой о Куйве и борьбе с нашествием шведов. В той битве древнее население Кольского полуострова одержало верх, а легендарный предводитель врагов Куйва превратился в камень.

Но в бою полегло так много саамов, что вся тундра на километры вокруг была покрыта кровью павших. Ее капли и превратились в красные камни, напоминающие о борьбе народа за свою независимость. Из-за этого в саамской мифологии эвдиалит считался талисманом воинов. Люди верили, что на поле боя камень придаст им отваги и мужества, а также защитит от увечий и гибели.

Природные заповедники

На территории Мурманской области расположено сразу несколько природных заповедников: Пасвик, Лапландский и Кандалакшский. Все они очень привлекательны для экологического туризма. У каждого есть свои особенности. Например, старейшим является Лапландский - он был основан еще в 1930 году. Сейчас в нем действует жесткий режим посещения. Въезд в заповедник возможен только при наличии разрешения от дирекции. Лапландский заповедник предлагает путешественникам круглогодичные экскурсии на Чунозерскую усадьбу, во время которой участники смогут увидеть «смену растительных поясов, «бараньи лбы» и старовозрастной лес.

Кандалакшский заповедник появился в 1932 году. Он был создан для защиты морской утки - гаги обыкновенной. Заповедник разделен на 13 участков. Большая часть из них - морские архипелаги с прилегающей территорией. Морская акватория занимает 74,2 процента территории заказника. Для посторонних лиц доступ в заповедник ограничен. Однако существует туристический маршрут Кандалакшский залив - Остров Ряжков, который не заходит на охраняемые территории, но дает представление о местной природе.

Самым молодым заповедником Мурманской области является Пасвик. Его история началась в 1992 году. Заповедник расположен в Печенгском районе области - на крайнем северо-западе России. Охраняемая зона Пасвика пересекает границу – часть заповедника находится на территории Норвегии. Основная задача Пасвика - сохранение и изучение водоплавающих птиц.

Крупные российские компании поддерживают заповедники Мурманской области. Например, в Лапландском заповеднике при участии «Норникеля» ведется реконструкция центральной усадьбы. В Пасвике компания помогает создать современный визит-центр в городе Никель. Он должен стать площадкой для проведения научных форумов и иных мероприятий по вопросам охраны окружающей среды.

На Кольском полуострове расположился и мемориал Долина Славы - памятник советским солдатам, в 1941 году остановившим наступление немецких войск на Мурманск. Для захвата города через тундру был направлен егерский корпус «Норвегия» генерала Дитля, преимущественно состоящий из австрийцев и норвежцев. 2 июля части противника подошли к реке Западная Лица и попытались форсировать ее, но вынуждены были отступить под шквальным огнем занявших господствующие высоты красноармейцев.

Кровопролитные бои продолжались до начала сентября, когда немцы предприняли финальное наступление. Бои шли более 10 суток, но в итоге корпус «Норвегия» понес тяжелые потери и вынужден был отступить, а наступление на Мурманск провалилось.

Подземные города Гипербореи

Давно замечено, что некоторые города: Мемфис, Константинополь (Стамбул), Киев, Санкт-Петербург, сыгравшие заметную роль в истории человечества находятся географически в узком коридоре около 31 градуса восточной долготы. Интересно, что эти города находятся на проекции Млечного пути.

Фото мегалит "Вороний глаз"

Если к широте СПб прибавить 9-10 градусов, то там в Мурманской области Кольского района находится село Тулома (68 с.ш. 32 в.д.) - "мать Тулы" в переводе с санскрита. Там еще и река тоже Тулома. "Может быть там надо искать Гиперборею?" - задумались исследователи.

Само слово "Тула" по-русски означает "спрятанная", "затуленная", нечто тайное, может быть подземное.

Есть версия, что 26 тысяч лет назад земная ось в очередной раз поменяла угол наклона и Северный полюс оказался там, где он сейчас находится. Континент Арктида начал быстро обледеневать. Жители-гиперборейцы все это заранее знали и организованно отправились осваивать другие земли, прежде всего Евразию. Там они жили распрекрасно, пока 13 тысяч лет назад не взорвался Фаэтон и его спутник как-то перелетел к Земле. Это наша теперешняя Луна. К счастью они не столкнулись (иначе бы все погибло) , так как магнитные оболочки космических тел "спружинили". Но катастрофа на Земле все же была очень существенной. Это все, напоминаю, версии. Несчастные жители Земли, те, кто остался в живых, переместились в подземные обиталища. Возможно, что они заранее построили себе подземные города, так как были товарищами вполне продвинутыми и могли предвидеть грядущую катастрофу. Там они и пребывали долго, может быть несколько тысячелетий, пока на поверхности ситуация как-то не изменилась в лучшую сторону. Рождались дети, менялись поколения, становясь все ниже и ниже ростом. Многие знания утерялись, но кое что осталось. Их наша псевдоистория и называет пещерными жителями-дикарями.

Когда люди вышли на поверхность, то можно сказать началась очередная новая цивилизация - наша. Правда не сравнимая уже по уровню с гиперборейской.

Кольский полуостров . Там куча всяких поразительных мегалитов, сейдов, шаров в скалах, пирамид в два раза старше египетских, колонн и т.п. Мегалиты ориентированы строго астрономически. Например "Вороний глаз". (снимок вверху) Он был больше, но подразвалился. Есть про него древние русские легенды. Бог Варуна, управляющий стихией движения звездного неба, и наблюдающий за путями, кои исходят от врат междумирья. Ворон - птица вещая, верный спутник Варуна. И не случайно название Варуна весной 2000 года астрономы присвоили крупнейшей трансплутоновой планете.

Лидия Ивановна Ефимова многолетними наблюдениями подтвердила принадлежность этого комплекса к древней пригоризонтной обсерватории возрастом не менее 27 тысяч лет.

Этот комплекс называют "Обсерватория Варун". В день весеннего равноденствия в наблюдали восход солнца и 21 марта луч показал им точку восхода. А в день осеннего равноденствия зафиксировали точку захода солнца камнями. А 13 тысяч лет назад опять поставили камни где им тогда надо было. Сейчас линия изменилась конечно. В день зимнего и летнего солнцестояния тоже аналогично фиксировали где находилось солнце. То есть все камни там лежать не случайно.

Подземные города там тоже должны быть, просто обязаны таки. Нашли гигантские тоннели протяженностью в несколько километров неизвестно когда построенные. История их обнаружения и исследования окутана разнообразными шпионскими тайнами.

Следы подземных цивилизаций в Приполярье интересовали в начале ХХ века германских нацистов. Полагали, что там до сих пор живет древняя цивилизация, у которой можно позаимствовать технологии и оружие. По тибетским данным входы туда находятся на полюсах планеты. Немцы думали, что Россия обладает этими секретами. Историки считают, что немцы вывезли с Кольского полуострова многие артефакты. Началась охота за материалами.

Сегодня входы в тоннели замаскированы, завалены или взорваны, затоплены. Лидия Ефимова рассказывает, что они спускались с резиновыми лодками в полузатопленные тоннели, напоминающие метро.

Кольские пирамиды окутаны тайнами. В 1935 году был расстрелян исследователь Барченко. Все его материалы до сих пор засекречены. Он с 1921 года по заданию Дзержинского изучал артефакты Севера. В наше время север исследовал Валерий Демин. Колонны, плиты с загадочными надписями. Найден вход в подземный лабиринт. Но исследовать его ученые не смогли. Словно некая сила не пускала из внутрь. Во время второй экспедиции Демин почувствовал себя плохо и вернувшись в Москву, через два месяца умер. Последующие экспедиции нашли пирамиды до 50 метров высотой со ступенями и желобом в труднодоступном районе Кольского полуострова. Просветили георадаром, подтвердилось, что это рукотворный объект. Внутри пустоты, возраст не менее 9000 лет. Зачем их строили неизвестно. По привычке предположили, что это обсерватория.

На нашем русском севере находят много следов пребывания наших предков. Это различные мегалиты, петроглифы. В разных районах Кольского полуострова сохранились основания древних построек. Сказать что они являются природными образованиями мешает правильность их форм, обработанных с симметричными фасками, ровными пропилами, отверстиями и т.д.. Каменные кладки из правильных блоков сохранились во многих местах не только на севере, но и в Сибири и на Урале.

Некоторые камни покрыты твердой стекловидной глазурью неизвестного происхождения. Вопрос о том кто и когда все это сделал остается открытым. В некоторых местах пропилы уходят под землю или под руины. Лидия Ефимова обратила внимание на сухие площадки в форме вытянутых прямоугольников. Они углубленные от двух до пяти метров, разделенные валами, имеют соединение в виде траншей. Дно этих предположительно жилищ выложено булыжником.

Известно, что во многих местах Земли имеются подземные полости, где теоретически могли существовать кто-нибудь. Под Гизой например нашли целые колоссальные пещеры, в Турции нашли подземные рукотоворные города (один из них Деринкую), построенные явно для жизни, для длительного пребывания в них.

Эти города находятся на расстоянии 30-40 километров друг от друга и между ними подземный тоннель. В этих городах предусмотрена вентиляция воздуха, все коммуникации. Эти города 8-этажные вглубь земли с улицами, площадями, колодцами... Интересно, что там нет никаких следов копоти, значит там не пользовались огнем. Это вопрос, ставящий в тупик ученых. Некоторые города в Турции были найдены в середине XIX века, Деринкую - лет 50 назад. Сейчас туда водят туристов.

В Греции где Парфенон, пещеры на острове Крит (Минотавр там еще бегал), в горах Южной Америки, на Юкотане, по Тибет нечего и говорить. В Северной Америке ученые считают, что центром подземных ходов на их континенте является гора Шаста. Ее американские эзотерики считают пупом Земли. Но какие-то раскопки пока не дали результатов.

Народная молва настойчиво глаголет, что и в Сибири есть подземные города (под плато Путорана например) и конечно у нас на Урале (от Арктики до Тибета можно пройти под землей). И на Кавказе есть подземные города. Короче говоря везде. Порой эти подземные сооружения сделаны из гигантски каменных блоков, что роднит их с египетскими пирамидами. Тысячелетиями в разных уголках Земли ходят легенды о подземных городах, вратах в царство Богов и чудовищ. Есть ли за этими мифами хоть толика правды?

Есть версия, что тоннели пронизывают всю Землю, проходят в том числе и под океанами от континента к континенту, их называют палеотоннелями. Их длина тысячи километров. Они имею стекловидные гладкие стенки. В наше время построить тоннель в несколько десятков километров - это очень трудоемкий и сложный процесс. Понятно, что палеотоннели построили представители древних цивилизаций, обладавшие совсем иными технологиями. Например лемурийские драконы - ящеры могли их прожигать для своего перемещения, после того как им пришлось покинуть поверхность Земли.

Подземные города не фантастика, а факт. И их много. В России известны подземные монастыри, катакомбы в Крыму, искусственные то есть рукотворные пещеры на Кавказе, Урале, Алтае и в других местах. Баксанское и Малкинское ущелья, идущие параллельно друг другу в Кабардино-Балкарии наверняка связаны друг с другом. Там же есть подземный "Старый город", вход в который находится в горе. Под землей протекает река, вдоль нее улица ведет к площади. На середине площади что-то вроде сакрального камня. Об этом рассказывали местные аксакалы. В Старый город организовал экспедицию Космопоиск. Оказалось, что узкий лаз метров через 30-40 порядком завален. Место сейсмоопасное, могли быть землетрясения. Два сезона исследователи его расчищали но еще копать и копать. Исследователи составили карту штолен и ходов. Кабардинцы говорят, что до них здесь жил какой-то другой народ, причем и на поверхности земли и под.

Есть предположение, что такие подземные города-катакомбы находятся повсюду и особенно под всеми крупными городами. Интересно кто-то там обитает сейчас? По легендам эти города строили люди-великаны (нарты) или наоборот люди-карлики. Но если судить по высоте тоннелей - они рассчитаны как раз на людей примерно нашего роста.