Основные типы поездов в россии. Типы поездов, категории вагонов, классы обслуживания ржд Как узнать скорый поезд или нет

  • пригородные
  • дальнего следования (дальние)

К дальним электропоездам относятся часть «Ласточек» и электрички-экспрессы АО «ФПК», следующие на расстояние свыше 150 км, а также «Сапсаны».

В разделе «Электрички» показываются «Ласточки» и электропоезда-экспрессы АО «ФПК», поскольку по ряду признаков они больше похожи на пригородные электрички-экспрессы, чем на классические поезда дальнего следования. «Сапсаны» в разделе «Электрички» не показываются. Дальние электрички выделяются на сайте красным цветом.

Юридически, дальние электрички являются полноценными поездами дальнего следования, о них можно прочитать в разделе «Поезда». Билеты на дальние электрички нельзя купить в пригородных кассах. Удобнее всего покупать билеты через интернет (например, на нашем сайте), также можно купить в кассах АО «ФПК» на вокзале и терминалах самообслуживания. Число билетов ограничено.

Пригородные электрички можно разделить на:

  • обычные (пассажирские), «Стандарт плюс», «Комфорт»;
  • скорые и скоростные повышенной комфортности.

Поезда «Стандарт плюс» — обычные электрички, но с рядом преимуществ. Это электропоезда, выпущенные до 2014 года. В электричках «Стандарт плюс» широкий тамбур для провоза багажа и велосипедов, установлены комфортные сиденья, есть кондиционер, биотуалет, места для инвалидов, бегущая строка.

Поезда «Стандарт плюс» курсируют на Курском, Рижском, Белорусском, Савеловском, Киевском направлениях, а также на участке Москва - Балашиха по рабочим дням.

Стоимость проезда в них такая же, как и на обычных электричках. Отличить эти поезда от других можно по белой окраске вагона с желтой полосой (кроме поездов Москва - Новопеределкино и Москва - Усово). В расписании электричек на Туту.ру эти поезда отмечены пиктограммой «С+».

С июня 2018 года на Ленинградском направлении на участке Москва - Клин курсируют поезда "комфорт". Данные поезда аналогичны "Стандарт плюс", но обслуживаются составами "Ласточка".

С 2019 года на Витебском направлении курсируют поезда "Комфорт" - стоимость проезда в них немного выше, чем стоимость проезда в обычной электричке. Билеты "Комфорт" на проезд в обычных электричках действуют, но не наоборот. Исключение - абонементные билеты. Специальных абонементов на "Комфорт" пока нет, поэтому можно ездить по обычным абонементным билетам.

Скорые и скоростные электрички делятся на:

  • скорые и скоростные пригородные поезда без предоставления мест;
  • скорые пригородные поезда с предоставлением мест (межобластные экспрессы).

В скорых электричках с предоставлением мест (выделены на сайте зеленым цветом) предоставляется гарантированное сидячее место, число билетов ограничено, также, как правило, осуществляется продажа через интернет. При покупке билета необходим документ, удостоверяющий личность.

В скорых электричках без предоставления мест (выделены на сайте синим цветом, за исключением аэроэкспрессов, которые выделены красным цветом) сидячее место, как правило, не гарантируется (кто раньше пришел на посадку, тот и сел), при этом число билетов не ограничено. Реже - ограниченная часть билетов (как правило, по более высокой цене) поступает в продажу с привязкой к конкретному месту, остальная часть билетов - без привязки к месту.

В редких случаях электричка может являться обычной, при этом иметь часть вагонов повышенной комфортности, за проезд в которых (помимо стоимости билета) взимается дополнительный сбор. В Московском регионе таких поездов нет.

К скорым электричкам, помимо обычных скорых, относятся также «спутники», электропоезда «РЭКС», аэроэкспрессы.

Билеты на скорые электрички, как правило, дороже, чем на обычную электричку - на небольшие расстояния примерно в 2 раза дороже обычной, с увеличением расстояния эта разница уменьшается. При покупке билета на скорую электричку необходимо до покупки билета сказать кассиру, что билет нужен на скорую электричку (либо выбрать в терминале категорию «Скорый»).

Разовый билет на скорую электричку без предоставления мест, как правило, дает право проезда в скорой электричке без предоставления мест данного перевозчика на местах указанного класса обслуживания (если указан), либо в обычной электричке данного перевозчика. То есть если пассажир купил билет на скорую электричку, но опоздал на нее, он может проехать по нему и в обычной электричке.

Если пассажир имеет неиспользованный разовый билет на обычную электричку, при этом хочет совершить поездку в скорой электричке, то, как правило, он может оформить доплату к разовому билету на обычную электричку - в кассе или в поезде. В случае оформления доплаты непосредственно в поезде (это возможно не всегда, в поезд могут не пустить с билетом на обычную электричку), с пассажира взимается сбор (обычно 100 рублей).

Обращаем внимание на то, что доплата в кассе ЦППК возможна только, если по данному билету не было прохода через турникета, доплата обычно возможна только в течение часа после приобретения биолета. Доплата в терминале возможно только в том случае, если билет записан на транспортную карту.

У Московско-Тверской ППК (Ленинградское направление) доплата в кассе возможна не только к разовому, но и к абонементному билету. Есть ограничение - доплата к абонементу на количество поездок возможна только с начальной или конечной станции действия абонемента.

На направлениях Центральной ППК доплата к абонементному билету на обычную электричку не осуществляется - пассажиру нужно приобрести новый билет.

Разовый билет на межобластной экспресс АО «Центральной ППК» действует на одну поездку на указанном в билете поезде, либо на любом другом пригородном поезде без предоставления мест.

Перевозчики

Перевозчик — организация, которая организует перевозку пассажиров в данном поезде.

Для пассажира важно знать, что билет на поезд одного перевозчика почти всегда является недействительным в поездах другого перевозчика.

Например, билеты Александров — Балакириево, купленные в кассе ОАО «Центральной ППК», не действуют на проезд в электричке «Северной ППК» сообщением Александров — Ярославль.

Кроме того, у разных перевозчиков могут действовать разные условия провода спортивного инвентаря (лыжи, велосипеды), а также разные порядки оформления льготных билетов (например, у ОАО «Центральной ППК» при оформлении безденежного билета в пределах МТУ, кроме поездов с предоставлением мест, достаточно социальной карты москвича (СКМ), у «Аэроэкспресса» нужно, помимо СКМ, предъявлять паспорт, у «Северной ППК» нужно предъявлять «бумажные» документы на льготу, так как у кассиров нет технической возможности оформить билет по СКМ).

Название перевозчика можно узнать на странице маршрута (расписания) электрички.

Перевозчики для электропоездов Московского узла

На Ленинградском направлении Москвы перевозчиком является «Московско-Тверская ППК».

Для аэроэкспрессов перевозчиком является ООО «Аэроэкспресс».

Для электричек «Ласточка» (дальнего следования) и других электропоездов дальнего следования (кроме «Сапсанов»), отправляющихся с вокзалов Москвы, перевозчиком является АО «ФПК». Для электропоездов «Сапсан» перевозчиком является Дирекция скоростного сообщения (ДОСС) - филиал ОАО «РЖД».

Во всех остальных случаях (в том числе, в электричках «РЭКС» всех направлений) в Московском регионе перевозчиком выступает ОАО «Центральной ППК».

Перевозчики для электропоездов Санкт-Петербургского узла

Для электричек дальнего следования («Сапсаны», «Ласточки» на расстояние свыше 200 км) перевозчиком является АО «ФПК», либо ДОСС. Для пригородных электричек (в том числе, пригородных «Ласточек» (следующих на расстояние до 200 км)) перевозчиком выступает ОАО «Северо-Западная ППК». С 1 января 2016 года проезд в «Ласточках» ОАО «СЗ ППК» осуществляется по билету категории «Скорый». Билеты категории «пассажирский» для проезда в «Ласточках» не действительны.

Современные поезда в России предлагают огромный выбор удобств, сервисов и вариантов поездки - от стандартных сидячих вагонов и до комфортабельных купе класса «люкс», в которых есть все необходимое для комфортной дальней дороги. В зависимости от категории поезда и типа купе пассажир может рассчитывать на определенный набор сервисов и время пути. О том, чем отличаются российские поезда и какой перечень услуг они предоставляют, мы расскажем вам в этой статье.

Итак, какие существуют типы пассажирских поездов.

Фирменные

Фирменные поезда - это составы с повышенным комфортом и прекрасным обслуживанием, например - расширенным меню в ресторане, повышенным комфортом спальных мест, люксовыми купе и многими другими услугами, которые высоко оценивают пассажиры, привыкшие к комфорту. Особенностью фирменных поездов можно смело назвать уникальный дизайн интерьера и собственную униформу персонала, не похожую на стандартную форму РЖД. В основном в состав такого поезда входят купе, плацкарты, СВ и, конечно же, вагон-ресторан. Сегодня в России действует около ста фирменных поездов, в их числе и один из первых поездов маршрута Санкт-Петербург - Москва под названием «Красная стрела».

Скоростные

Скоростным поездом в России считается состав, способный развивать скорость до 140 километров в час. В среднем такие поезда позволяют добраться до пункта назначения в 2-3 раза быстрее, чем на составах других типов - например, если из Санкт-Петербурга в Москву стандартный пассажирский поезд едет 10-11 часов, то скоростной - всего около 4 часов. Одними из самых известных в России скоростных поездов являются «Аллегро », «Ласточка», «Невский экспресс » и « ».

Скорые

Пассажирский скорый поезд отличается от обычного тем, что делает остановки только на крупных станциях, минуя небольшие населенные пункты. Как правило, скорые поезда пускают по длинным маршрутам, благодаря чему они пользуются особой популярностью у туристов, приехавших познакомиться со всеми красотами России. В составе скорого поезда есть купейные вагоны, плацкарты, СВ-вагоны и один вагон-ресторан. В среднем поездка на таком поезде занимает на треть меньше времени, чем на обычном пассажирском, а стоит всего на 10-15% дороже. Кстати, именно для скорых поездов подбирают самое удобное для пассажиров время прибытия.

Пассажирские


Пассажирский поезд останавливается на каждой станции на всем пути следования, поэтому пользуется просто огромной популярностью - множество пассажиров едут из крупных городов в малые населенные пункты, до которых другим видом транспорта добраться крайне проблематично (как и скорым поездом, который такие станции зачастую просто проезжает). По комплектации вагонов и уровню комфорта пассажирский поезд не отличается от скорого.

Виды и особенности вагонов с точки зрения размещения пассажиров


  • Люкс.

Вагоны VIP-класса с раскладным диваном-кроватью шириной около 120 см, верхней полкой шириной 90 см, столом, креслом, отделением для багажа, душем и биотуалетом. Также для удобства пассажира в купе установлен кондиционер, есть ТВ и DVD-проигрыватель, а также бесплатный Wi-Fi. В стоимость билета в люкс-купе входит чистое белье, туалетные и санитарные принадлежности, закуски, напитки и развлекательная литература (газеты, журналы). Забронировать можно только целое купе, но ехать могут как один, так и два взрослых пассажира.

Купе класса СВ рассчитано на двух взрослых человек, при этом спальные места могут располагаться внизу друг напротив друга или в два уровня по одной стороне для экономии пространства. В каждом купе СВ есть складной столик, отделение для багажа, замок на двери, радиоточка и спальный комплект. Туалетные комнаты расположены в начале и в конце вагона.

  • Купе.

Стандартное купе рассчитано на 4 пассажиров (двое на нижних спальных местах, двое - на верхних), места для хранения багажа располагаются под нижними спальными местами. В купе также есть складной столик, радиоточка, постельное белье и полотенца, а туалеты располагаются в обоих концах вагона. Важно знать, что верхние места всегда четные, а нижние - нечетные (это важно при бронировании или покупке билетов).

  • Плацкарт.

В плацкарте пассажирские отсеки частично разделены перегородками без дверей. Каждый отсек имеет шесть спальных мест, два из которых располагаются друг над другом с одной стороны сквозного прохода (причем нижнее место трансформируется в столик с двумя креслами), еще четыре с отдельным откидным столиком - по другую сторону от прохода (расположены попарно друг напротив друга в два яруса). Места для багажа располагаются под нижними полками, туалеты находятся в обоих концах вагона. Важный момент при бронировании: в плацкартном вагоне все четные места - верхние, а нечетные - нижние.

  • Сидячий.

В сидячем вагоне, как правило, сидения располагаются по четыре в ряд (по два с обеих сторон сквозного прохода). Как и в самолете, в поезде сидячие места могут быть первого и второго класса. В вагонах первого класса между сидениями большие промежутки (что удобно при долгой дороге) и пассажирам предлагаются питание, напитки, пресса и санитарно-гигиенические наборы. В вагонах второго класса расстояние между сидениями меньше, однако есть кондиционирование и за дополнительную плату можно заказать холодные закуски, напитки, прессу.

В зависимости от скорости движения и расстояния пассажирские поезда делятся на скорые и пассажирские, дальнего следования, местного сообщения и пригородные.

Скорые поезда делают в пути следования меньше остановок, чем пассажирские, и продолжительность остановок невелика. При проезде в скорых поездах с пассажиров взыскивается доплата за скорость.

Пассажирские и скорые поезда делятся на поезда круглогодичного обращения и поезда, назначаемые только на летний период. Дальние поезда курсируют на расстояние свыше 700 км, местные - от 150 до 700 км, пригородные - до 200 км.

Принято различать следующие виды сообщений:

Прямое, когда пассажир следует по двум железным дорогам и более;

Местное, когда пассажир совершает поездку по одной железной дороге (редко двум);

Пригородное, при котором пассажир едет в пределах пригородных зон, но не далее 200 км;

По дорогам России и стран ближнего зарубежья;

Международное, когда пассажир совершает поездку по железным дорогам двух и более государств дальнего зарубежья.

Кроме того, курсируют почтово-багажные поезда.

Назначать и отменять поезда дальнего, местного сообщения и почтово-багажные, следующие по двум и более дорогам, разрешается Департаменту пассажирских сообщений МПС России, а в пределах одной дороги - начальнику дороги. Для пассажирских поездов установлена следующая нумерация:

1 -100........скорые пассажирские (круглогодичного обращения)

101 - 156.........................................скорые пассажирские (летние)

157-169 .................................................скоростные пассажирские 170 - 300 .........................................пассажирские круглогодичные 301 - 399 .........................................................пассажирские летние 400 - 499 .................................пассажирские разового назначения 500 - 599 .............................................разового назначения летние 600-699 ...............................................................................местные 800 - 899.................................................туристско-экскурсионные 900 - 999 ...........................почтово-багажные, грузопассажирские 6000-6999 ...................................................................пригородные

Пропускают поезда по линии и перегонам по старшинству.

К группе А (внеочередные) относятся поезда восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, автомотрисы, дрезины несъемного типа, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожаров.

Группа Б - это очередные графиковые поезда по старшинству: пассажирские скорые, пассажирские всех остальных наименований, почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские, ускоренные грузовые, грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные.

К группе В относятся поезда, назначаемые по особым требованиям, их очередность устанавливается при назначении.

Размещение в составе поезда пассажирских вагонов разного рода и типа в определенной последовательности называется композицией, или схемой формирования, состава. Общее количество вагонов в составе определяется массой поезда, длиной приемоотправочных путей, установленной скоростью движения и силой тяги локомотива. При подсчете массы пассажирских поездов учитывается тара вагонов, масса пассажиров, ручной клади и багажа.

Для цельнометаллических пассажирских вагонов, купированных и цекупированных, межобластного сообщения масса тары берется по трафарету, указанному на кузове вагона. Масса пассажиров и ручной клади принимается условно: купейных 4 т, плацкартных 6 т, бесплацкартных и межобластных по 8 т. Масса каждого багажного, почтового (с учетом багажа) вагона и вагона-ресторана принимается 65 т. Общая масса поезда в зависимости от рода вагонов в составе - 600... 1100 т.

При выборе схемы или назначения состава учитываются запросы пассажиров на приобретение билетов в вагонах тех или иных категорий (купейные, плацкартные, общие) и обращается внимание на создание удобств для пассажиров. В составе поезда выделяются вагоны, предназначенные для пассажиров с детьми, и вагоны повышенной комфортности.

С целью улучшения качества обслуживания пассажиров, обеспечения максимального удобства поездки на европейском уровне на сети железных дорог России созданы фирменные поезда. Требования к фирменным поездам изложены в ОСТ 32.24-93 «Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах». Для фирменного поезда утверждаются название и эмблема (символика), которые указываются на наружной боковой стене каждого вагона, маршрутной доске, предметах внутреннего интерьера и посуде поезда. Все вагоны фирменного поезда должны быть новыми или после ремонта и быть в эксплуатации не более 12 лет после постройки. За поездом закрепляют вагон-ресторан с эмблемой фирмы (если он предусмотрен в схеме формирования). Внутри каждого вагона должны быть полные комплекты съемного инвентаря и имущество (одинаковое во всех вагонах), дорожки по коридору и коврики в купе, одеяла и постельное белье повышенного качества.

Форменная одежда проводников должна быть индивидуального пошива, обязательно наличие на костюме визитной карточки.

В России пассажирские поезда всегда пользовались спросом. В настоящее время, несмотря на то, что существует множество вариантов доехать от одного населенного пункта до другого, железнодорожный транспорт продолжает быть популярным. Но нередко людей, изучающих расписание движения поездов, смущают пометки напротив номера маршрута и станций отправления и назначения, а именно, тип поезда: пассажирский, скорый, ускоренный, скоростной, фирменный и так далее. Давайте рассмотрим, в чем отличие одних типов поездов от других, а также изучим сведения о том, где покупать билеты.

Краткие сведения о поездах

На железной дороге существует пассажирское и грузовое движение, соответственно, есть и поезда, которые перевозят или людей, или различные предметы, материалы. Вернемся к пассажирским.

Что же представляет собой данный вид транспорта? Поезд - это сформированный подвижной состав, то есть локомотив (с которого машинисты управляют всем транспортом в целом) и нужное количество вагонов. Все подвижные единицы сцеплены друг с другом. В современный пассажирский поезд также могут быть вцеплены почтовый вагон и вагон для перевозки автомобилей. Пассажирские вагоны обязательно имеют места: кресла или полки.

Пассажирский

А теперь перейдем непосредственно к изучению типов маршрутов. Начнем с обычного пассажирского. Данный вид маршрута рассчитан на то, что подвижной состав будет останавливаться на каждой станции и даже на некоторых полустанках. Время стоянки может быть длительными (от 2 до 40 минут). Соответственно, пассажирский поезд до места назначения будет следовать достаточно долго. Цены на билеты, как правило, гораздо ниже, чем на другие маршруты.

Скорый

Скорый пассажирский поезд, в отличие от обычного, останавливается только на крупных станциях, а стоянки гораздо короче. Разумеется, скорость движения самого подвижного состава намного выше. Поэтому на скором поезде можно приехать в место назначения гораздо быстрее. Цены на билеты выше. Есть только один нюанс: жителям провинциальных городов придется добираться своим ходом до крупной станции, на которой останавливаются скорые поезда.

Скоростной

Скоростной вид транспорта на железной дороге появился сравнительно недавно. Речь идет о таких поездах, как «Ласточка», «Сапсан» и так далее.

Этот подвижной состав рассчитан на то, чтобы перевозить людей на дальние расстояния за очень короткий промежуток времени. Разумеется, количество стоянок очень мало, либо поезд следует совсем без них.

Местный и дальнего следования

Различают поезда местные и дальнего следования. Местными считаются электрички, следующие на расстояние не более 200-250 км. Дальнего следования пассажирский поезд перемещается на расстояния свыше 400-500 км.

Где купить билеты

На поезда дальнего следования билеты можно приобрести в железнодорожных кассах, но не во всех. На обычном перроне, где останавливаются пригородные электропоезда, купить пассажирский билет на поезд невозможно. Можно лишь приобрести проездной документ на местные электрички.

Чтобы успешно приобрести проездной документ, нужно посетить ближайший железнодорожный вокзал. Независимо от местоположения, можно купить билеты на любые направления. Например, в Москве на можно приобрести на который следует с Казанского вокзала, а также этот билет можно получить, находясь в Улан-Удэ.

Возможна покупка электронного билета через интернет. Рекомендуется пользоваться официальным сайтом ОАО «РЖД» во избежание мошенничества, подделок и недоразумений.

Типы вагонов

Пассажирские вагоны имеют следующие типы:

  • СВ - вагоны-купе на два пассажира;
  • К - купейный вагон (две полки снизу, две - сверху, на четыре пассажира);
  • П - плацкарт (расположение полок как в купе, но нет перегородок, кроме того, у противоположного окна имеются еще две полки для пассажиров);
  • С - сидячий (вместо полок кресла, поездка совершается сидя, как в автомобиле или автобусе).

Вагоны бывают простые и фирменные. Последние отличаются наибольшим комфортом, уровнем обслуживания.

Кроме того, в настоящее время ходят и двухэтажные пассажирские поезда. Цены на билеты доступные, поездку могут совершить многие.

Выбирайте наиболее подходящие для вас вид маршрута, тип поезда по приемлемой цене. Желаем вам совершения удачных поездок!

Трудно в наше время найти человека, который бы не видел поезда, но не все смогут ответить на вопрос: «Что называется поездом» На железных дорогах поездом принято называть сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, с установленными сигналами.
Как только к составу прицепляют прицепляют поездной локомотив - он (состав) превращается в поезд. Каждому поезду присваивают номер. Номер - это «лицо» поезда. Если говорят поезд № 21, то железнодорожнику понятно, что речь идет о скором пассажирском поезде, и он движется с востока или севера.
Пересекая границы, поезда и вагоны советских железных дорог устремлялись на юг и север, запад и восток. Везут они пассажиров во все концы нашей необъятной Родины. И не только! Поезда и вагоны советских железных дорог курсировали по территории 25 государств Европы и Азии - в Улан-Батор, Пхеньян, Пекин, Ханой. Не останавливают их ни различная ширина колеи, ни водные преграды. На перестановочных пунктах пограничных станций вагонам просто меняли тележки, а водные преграды они преодолевали на паромах. Плавали наши вагоны по водам Северного моря от порта Германской Демократической Республики Росток до шведского порта Мальме, следуя в Стокгольм и Осло и возвращаясь оттуда домой.
А что же с нумерацией пассажирских поездов? За 150 летнюю историю железных дорог она менялась не однократно. Так, с 15 мая 1929 года Народным комиссариатом путей сообщения (НКПС) была установлена следующая нумерация пассажирских поездов: курьерским поездам присвоены номера с 1 по 8, скорым с 11 по 38, почтовым с 41 по 58, пассажирским -с 61 по 78, товарно-пассажирским - с 81 по 85, пригородным -с 101 по 895 и трудовым - с 901 по 988.
В 1970-е годы нумерация поездов была следующей: скорые номера имели номер 1-98; 101-298 - пассажирские дальние, круглогодичного обращения; 301-498 - пассажирские дальние, назначаемые в летний период; 501-598 - пассажирские дальние разового назначения; 601-698 - пассажирские местные; 6001-6998 пригородные; 801-898 туристско-экскурсионные; 901-948 почтово-багажные; 951-968 грузопассажирские (по билетам); 971-998 людские (по грузовым документам).
С введением между Москвой и Ленинградом скоростных поездов ЭР-200 и "Аврора" нумерация была немного изменена: номера 1-99 отведены для скорых поездов, курсирующих круглый год; 101 - 149 - скорые летние; 151-169 - скоростные пассажирские; 171-299 - пассажирские дальние, курсирующие круглый год; 301-399 - пассажирские дальние летние; 401 - 499 - пассажирские разового назначения (вывозные); 501-599 - пассажирские разового назначения (пунктирные); 601-699 - пассажирские местные; 6001-6999 пригородные; 801-899 туристско-экскурсионные. Нумерация почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов не менялась.
Современная нумерация более сложная. Как не похожа она на нумерацию 90-летней давности!

Пассажирские поезда:
Скорые:
- круглогодичного обращения 1-148
- сезонного обращения 181-298
Скоростные круглогодичного и сезонного обращения 151-168
Ускоренные круглогодичного и сезонного обращения 171-178
Дальние (кроме скорых)
- круглогодичного обращения 301-398
- сезонного обращения 401-498
- разового назначения, вывозные (пунктирные) 501-598
Местные (кроме скорых) 601-698
Служебного (специального) назначения 701-748
Скорые дальние составами дизель- и электросекций:
- повышенной комфортности 801-848
- без предоставления дополнительных услуг 851-898
Почтово-багажные, грузо-пассажирские и людские поезда:
- почтово-багажные 901-948
- грузо-пассажирские 951-968
Туристско-экскурсионные 971-988
Пригородные 6001-6998
Скорые пригородные 7001-7398
Пригородные служебного назначения (по билетам) 7481-7498

Нечетные номера имеют поезда, путь которых лежит с востока на запад и с севера на юг, а четные - курсирующие с запада на восток и с юга на север. Номера поездов не только помогают различать категорию и направление движения поездов, но главное - руководить их продвижением на всем пути от начальной до конечной станции.
Движение всех пассажирских поездов регламентируется графиком и расписанием их отправления и прибытия. В соответствии с Уставом ж. д. правила пассажирских перевозок и перевозки багажа по ж. д. определены действующим Тарифным руководством, в котором установлены общие условия перевозки пассажиров, их ручной клади, багажа, грузобагажа и почты; указаны основные положения по продаже билетов, сроки их годности; определён порядок оформления остановки пассажиров в пути следования, возможное изменение маршрута следования пассажира; приведены все виды пассажирских, багажных и других тарифов и сборов за услуги, оказываемые пассажиру; установлены условия бесплатного проезда пассажиров различных категорий; приведены правила перевозки туристов и др. массовых людских перевозок; указан порядок аренды пассажирских вагонов и т. п. Составы пассажирских поездов значительно короче и весят меньше по сравнению с составами грузовых поездов. Водят пассажирские составы специальные пассажирские локомотивы, которые могут развивать более высокие скорости, чем грузовые.
Парк пассажирских вагонов подразделяется на пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, вагоны-рестораны и специальные вагоны. Пассажирские вагоны делятся на жёсткие (некупейные и купейные), мягкие, мягко-жёсткие и с сидячими местами (межобластные).
Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности, имеют меньшую массу и населённость поезда, следуют с более высокими скоростями, безостановочно 200-300 км с минимальной затратой времени на остановки. Фирменные скорые поезда обычно следуют между столичными городами, крупными промышленными и курортными центрами. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности, чем скорые, имеют большую массу и меньшую маршрутную скорость, более частые остановки. Пригородные поезда имеют меньшую массу, чем дальние и местные, и, как правило, большую населённость и частые остановки в пригородных зонах.
Туристско-экскурсионные поезда формируются из вагонов одной категории и могут следовать в любом сообщении. Грузопассажирские поезда формируются из вагонов пассажирского и грузового парка на малодеятельных участках с незначительными пассажиропотоками. Почтово-багажные поезда формируются из почтовых и багажных вагонов. Людские поезда предназначаются для перевозки пассажиров в грузовых крытых вагонах, имеющих для этого необходимое оборудование.
В составе пассажирских поездов вагоны располагаются в строго определенном порядке: почтовый и багажный вагоны всегда следуют в голове поезда и обычно не имеют порядкового номера; вагоны-рестораны, купейные вагоны и вагоны с радиоузлом, вагоны высшей категории располагаются в середине состава. Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут находиться как в головной, так и в хвостовой частях поезда. Пассажирские поезда международного пассажирского сообщения формируются по специальным схемам. Нумерация вагонов в составе обычно идёт от локомотива к хвостовой части поезда. Счёт мест в вагоне ведётся от служебного отделения проводника. Нижние спальные места имеют нечётные, а верхние - чётные номера. В составе поезда могут выделяться вагоны, предназначаются для отдельных категорий пассажиров (например, военнослужащих, пассажиров с детьми). В вагонах также отводятся места для отдыха проводников, работников вагона-ресторана и электромеханика поезда.
Организация пассажирских перевозки осуществляется на основе прогнозирования и статистических законов изменения пассажиропотоков во времени. В эксплуатационной работе руководствуются перспективными, годовыми и оперативными планами пассажирских перевозок, в которых устанавливаются объёмы пассажирских перевозок по числу отправленных пассажиров по видам сообщений, числу перевезённых пассажиров, пассажирообороту и средней дальности поездки одного пассажира. Существенную роль в пассажирских перевозках играют специальные обследования потока пассажиров по отдельным узлам и направлениям.

О фирменных поездах

Фирменные поезда - это поезда высоким уровнем сервиса, дизайном, комфортом, дополнительными услугами.
Вагоны каждого фирменного поезда должны окрашиваться в цвет отличающий поезд от другого. Некоторые фирменные поезда одной железной дороги могут иметь общую цветовую окраску, но отличаться надписями - наименованием поезда. Примером могут служить поезда "Жигули" и "Ульяновск" Куйбышевской железной дороги. Кроме внешнего оформления фирменный поезд имеет свой внутренний дизайн. На полу должны быть постелены ковровые дорожки, на окнах – занавеси-шторы с фирменной символикой.
Каждый поезд имеет индивидуальное название. Некоторые из них знакомы не один десяток лет. Это "Красная Стрела" (Санкт-Петербург - Москва), "Россия" (Москва-Владивосток). Название пишется на боковых стенках вагона или маршрутном указателе, и занавесях-шторах купе. Бригада фирменного поезда состоит из лучших проводников дороги, прошедших аттестацию на право работы в фирменных поездах.
На железных дорогах имеется давняя традиция провожать свой фирменный поезд под музыку. Так в Самаре фирменный поезд № 9/10 "Жигули" в сообщении Самара - Москва отправляется с вокзала под гимн города.


Фирменный поезд «Енисей» № 55/56 сообщением Красноярск-Москва формирования Красноярского вагонного депо. Расстояние в 4044 км преодолевает за 65 часов 22 минуты со скоростью до 120 км/час. В начале 20 века поездка от Москвы до Красноярска занимала 11 суток.
Состав фирменного поезда сформирован из комфортабельных вагонов – это 4 купейных вагона, 4 плацкартных, 3 вагона повышенной комфортности экономического класса, 1 вагон СВ бизнес-класса, 1 вагон-ресторан и штабной вагон.
Вагоны бизнес-класса – это купейные пассажирские вагоны с кондиционерами и видеодвойками. Мест в купе – 2. В стоимость проезда включены: Предоставление комплектов постельного белья улучшенного качества, питание: холодные закуски, первое блюдо, второе блюдо, десерт, напитки на выбор коньяк, водка, пиво, безалкогольные напитки, минеральная вода, печатная продукция, предметы личной гигиены.
Вагоны эконом-класса с 4-х местными купе с кондиционерами. В стоимость проезда включены: предоставление комплектов постельного белья улучшенного качества, питание: холодные закуски, первое блюдо, второе блюдо, десерт, напитки на выбор /чай, кофе, безалкогольные напитки, минеральная вода/, печатная продукция, предметы личной гигиены
В каждом вагоне радушный проводник предложит Вам постельное белье, горячий чай или кофе, кондитерские изделия. В пути Вас ждут интересные встречи, веселые попутчики, яркие впечатления и, конечно же, внимательный сервис. К Вашим услугам – удобные купе, вагон-ресторан с оригинальной сибирской кухней, свежая пресса.


>Фирменный скорый поезд «Саяны» № 65/66 сообщением Абакан - Москва формирования Абаканского вагонного депо назначен в августе 2003 г. Отправление из Абакана 1 раз в неделю по четвергам. Время в пути следования 73 часа 30 минут. В составе 4 вагона повышенной комфортности экономического класса. Поездная бригада имеет высокий уровень аттестации, что гарантирует Вам качественное обслуживание.
В пути следования Вам будет предложено чистое белье, кофе, чай и чайная продукция в любое время суток, прохладительные напитки, журналы, газеты и книги. В вагоне-ресторане Вам предложат горячий завтрак, обед или ужин. В каждом купе имеется информация, где подробно указано, какие услуги пассажир оплатил в билетной кассе при приобретении проездного документа, что он может приобрести за дополнительную плату и чем может воспользоваться бесплатно в пути следования.