Почему сейды называют летящими камнями. Подземные города гипербореи. Легенды окружающие озеро

Легендарное Сейдозеро (Сейдъявр) – уникальное по красоте и количеству то ли артефактов, то ли просто природных останцев, место в Ловозерских тундрах. Сейдозеро (Мурманская область) находится в окрестностях пос. Ревда и пос. Ловозеро.

Саамское название этого края — Луяврчорр, что значит горы у озера силы. Это популярное у туристов место, по высоте почти не уступающее соседним и превосходящее их по глубине расщелин и ущелий.

Впервые ученые пришли на берега Сейдозера в 1887 г. Оно было включено в маршрут Большой Кольской экспедиции, участниками которой были, в т.ч. В. Рамзай и А.Г. Петрелиус, хорошо известные туристам-любителям Хибин, ведь их имена носят перевалы этого горного массива.

Озеро Сейдозеро активно изучается с 20-х годов XX века. Именно тогда сюда отправилась первая исследовательская экспедиция. С тех пор не утихают споры между учеными о происхождении расположенных здесь объектов. Эзотерики считают их останками древней Цивилизации – Гипербореи, поборники материалистической науки – творениями природы.

Есть и еще одна версия, которой придерживаюсь я, побывавший на Сейдозере 5 раз. Его название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по саамским (лопарским) поверьям, нашла приют душа умершего нойда-шамана. Издавна такие уединенные водоёмы играли в их жизни особую роль, выполняли священную функцию, были своеобразным храмом.

Мне известны 4 озера, обозначенных на карте как Сейдозеро, Кольский полуостров –центр лопарской культуры, поэтому обилие здесь таких святилищ не удивительно. И вовсе не обязательно связывать сакральные сооружения с исчезнувшими мифическими цивилизациями, забывая о самобытном народе, который издревле населяет эту территорию.

В течение почти 100 лет в эти края было организовано несколько крупных экспедиций, целью которых было подтвердить или опровергнуть существование здесь древней Гиперборейской цивилизации, кроме этого район активно изучался одиночками-энтузиастами.

Кроме походов эзотерической направленности регион активно исследовался геологами, осваивались его полезные ископаемые: руды содержащие уран, редкоземельные металлы. И сегодня дорога на озеро Сейдозеро лежит через рудник «Карнасурта», который вновь работает. Многие экзальтированные «гиперборейцы» очень часто принимают за следы иных цивилизаций и древние артефакты геологические керны (штробы) и заброшенные и взорванные штольни, где велась добыча урановой руды.

Как началось изучение этих мест, почему именно здесь стали искать мифическую Гиперборею?

Сейдозеро: экспедиции, их находки и гипотезы

Экспедиция Барченко 1922 г.г.
Первым обратил внимание на эти края Александр Барченко – врач, адепт оккультных знаний, писатель-фантаст. Очень многогранная личность, одержимая идеями тайной традиции Дюнхор, древней працивилизации, различных, как бы сейчас сказали, экстрасенсорных феноменов, таких как телепатия и др. Барченко сотрудничал с ОГПУ – помогал подбирать наделенных сверхспособностями сотрудников в криптографический (шифровальный) отдел, возглавляемый Глебом Бокием. Он активно вербовал новых последователей своих идей, в том числе среди высшего руководство молодого советского государства, читал лекции и даже создал специальный кружок, за что и был расстрелян в 1938 г. вместе с Бокием и другими своими соратниками.

Одним из направлений его работы было изучение мерячения или арктического психоза – состояния, когда человек или группа людей впадали в прострацию, становились послушными чужой воле, а иногда начинали пророчествовать или говорить на непонятных языках. Случаи такого заболевания были зафиксированы за полярным кругом, в т.ч. и в русской Лапландии.

Для того, чтобы разобраться в этом явлении и была организована экспедиция на Сейдозеро, Кольский полуостров. По одним источникам в числе инициаторов этого похода был академик Бехтерев, по другим – в нем было заинтересовано также и ОГПУ, по третьим – искали все-таки полезные ископаемые, а изучение всего остального делом было побочным.

Так или иначе, группа Александра Барченко, чей маршрут и находки были подробно описаны в дневнике его сподвижника – астронома Александра Кондиайна, отправилась на Кольский полуостров. В августе 1922 года она оказалась у Сейдозера, в Лавозерских тундрах.

Тогда и были обнаружены останцы, о природе которых до сих пор ведется жаркая полемика: скала Куйвы, древняя мощеная дорога, пирамиды, а также лаз в подземную пещеру.

Эти находки вкупе с собранным участниками экспедиции этнографическим материалом – легендами и преданиями саамов, позволили Барченко заявить, что его поход на Сейдозеро позволил сделать небывалое мировое открытие – древнюю працивилизацию Гиперборею.

Оппоненты у него нашлись практически моментально. В их числе известный геолог академик Ферсман, а также, организовавший в 1923 г. новый поход на Сейдозеро Арнольд Колбановский, которые утверждали, что все объекты вокруг озера имеют природное происхождение, никакой мистики в них нет.

Тем не менее, открытия Барченко были встречены с большим энтузиазмом не только в России. Так, в 1955 г. геологи случайно наткнулись рядом с Сейдозером на закладку из вещей и инструментов с клеймами, свидетельствующими об их германском происхождении. Это позволило говорить о фюреровской экспедиции, заброшенной сюда то ли до войны, то ли во время нее. Как известно, гитлеровцев тоже очень интересовали древние артефакты и оккультные теории.

Экспедиции Валерия Демина 1997, 1998, 2001 г.

Вновь ожила гиперборейская тема 75 лет спустя, когда доктор философских наук Валерий Демин посетил Сейдозеро, отчет о его путешествии буквально взорвал информационное пространство.

Участники экспедиции «Гиперборея 97» осмотрели и сфотографировали найденные Барченко объекты, а также нашли новые: остатки сооружений на вершине горы Нинчурт, которые они идентифицировали как развалины древних оборонительных сооружений и обсерватории.

В следующем году В. Демин собрал экспедицию «Гиперборея 98», в состав которой вошли «специалисты по аномальным явлениям» — ведьмы, уфологи, экстрасенсы и др. В их задачу входило проникнуть в нераскрытые тайны Сейдозера — обнаружить загадочный лаз в подземный город, у которого сфотографировались в 1921 Барченко и его товарищи.

К сожалению, ничего нового им не удалось обнаружить. А вот народный фольклор о месте «россия мурманская область озеро сейдозеро» пополнился байками о снежном человеке-невидимке, местах посадки НЛО и иных ощущениях и предположениях участников экспедиции.

Следующий марш-бросок Деминцев состоялся в 2001 г. Удалось подготовиться капитально. На этот раз среди участников, количество которых перевалило за 20 человек, были водолазы с аппаратурой для фото- и видеосъемки под водой. Группа была оснащена оборудованием: георадаром-гидролокатором, эхолотом и др. Среди снаряжения была и моторная лодка с бензином. Несколько тонн оборудования забрасывались на озеро Сейдозеро вертолетом.

Целью экспедиции была проверка гипотезы о том, что большое количество древних памятников спрятано на дне Сейдозера. К сожалению, из-за больших отложений ила, подводная съемка оказалась невозможной. Единственное, что удалось обнаружить на дне — это некие заросшие илом «колодцы» диаметром около 70 см на 16 м глубине и кольцеобразные «каверны».

Геофизические приборы обнаружили пустоты-пещеры под реликтовой поляной и ведущие от них под гору Нинчурт тоннели. По предположению Демина это и было таинственное подземелье, упоминаемое в лопарских преданиях.

Обо всех тайнах, которые хранит Сейдозеро (Мурманская область), своих гипотезах, ходе экспедиций Демин рассказал более, чем в 20 книгах.

Описанные артефакты — реликтовая поляна, пирамида и, наконец, Куйва (Сейдозеро ассоциируется с ними уже несколько десятилетий), породило целую волну искательства. На озеро Сейдозеро устремились любители неопознанного, да и просто туристы и путешественники.

Что изучают исследователи и стремятся увидеть туристы на берегах Сейдозера? Мы систематизировали информацию об объектах, которыми знаменито Сейдозеро, отчет о них публиковали упомянутые выше экспедиции.

Сейдозеро: артефакты и их тайны

  • Реликтовая поляна и ведущая к ней мощеная дорога

Некоторые «гиперборейцы» обнаружили дорогу из ровных плит, которая соединяет Ловозеро и реликтовую поляну у Сейдозера. Лично я не видел ее ни в одно и моих посещений, первое из которых было в 1989 году.

У входа на поляну (восточная сторона) – лежит каменная плита 3*3 м. Участники экспедиции Демина считают поляну – площадку, размером с кузов грузовика, где нет растительности, засыпанным рыхлой скальной породой туннелем в скальном грунте.

По их утверждению, обследование мощения дороги георадаром показали, что это каменная кладка, которая уходит под землю на 1,5 м под прямым углом. Выдвинуто несколько гипотез: то ли это некая стена, возможно оборонительное укрепление, утопленное в грунте, то ли заполненный до дна валунами 1,5 метровый ров.

Длина дороги 1,5 км, она выходит к изображению Куйвы.

Все мои поиски фотографий этой дороги или видео с ней не увенчались успехом.

  • Куйва – наскальное изображение человека и оленя

Высота изображения, напоминающего расставившего крестообразно руки человека, порядка 50 м. Нанесено оно на одну из скал. В левом верхнем углу виден гораздо более четкий, чем Куйва, олень. О нем, почему-то, исследователи упоминают мало.

По лопарской легенде Куйва (Черный человек) – предводитель шведского отряда, грабившего местных жителей. Отряд был разгромлен саамами, а его начальник навсегда впечатался в скалу.

Изображение Куйвы найдено Барченко в 1921 году. Оно видно с мощеной дороги (которая как бы проводит прямую линию между ним и находящимся на соседнем Ловозере священным Роговым островом). К сожалению, как я уже писал выше, дороги я не видел, возможно воображение искателей выдало за нее обычную морену.

Я забирался и на саму скалу, подходил к изображению близко. Как мне кажется, нанесла его сама природа с помощью протечек воды, мха и трещин.

upd от 01.01.2014 В августе 2013 г. на Сейдозере работала студенческая экспедиция Санкт-Петербургского Государственного университета. Собранные ее участниками образцы пород с темных фрагментов изображения Куйвы были подвергнуты микологическому анализу, который показал, что их окраска это «работа» колонии грибов и одноклеточных водорослей. Появлению узора помог и рельеф скалы, способствующий распространению этих микроорганизмов в такой причудливой художественной форме.

  • Лаз под землю (утерян)

Находился в ближайших окрестностях реликтовой поляны или даже на ней самой. Имеется архивное фото участников экспедиции на его фоне. Спуститься под землю по этому лазу у Барченко его товарищей не хватило духа. В дневнике Кондиайна отмечалось чувство страха и беспокойства, которое они испытывали рядом ним. По версии Демина — засыпан по инициативе НКВД еще в 20-30-х годах, т.к. около Сейдозера были разработки урановых руд, которые велись силами заключенных Ревдинских лагерей. Правда, Демин, упоминает, что лагерь находился по другую сторону озеора Сейдозеро у входа в ущелье Чивруай, а на реликтовой поляне располагалась ВОХРа.

Мне никакие следы лагеря у Чивруая на глаза не попадались.

  • Ступенчатые пирамиды

Сопки в районе Сейдозера и Ловозера, похожие на пирамиды и, по мнению Барченко, граненные рукотворно. Использовались саамами как капища.

Найдены Барченко, а вот организованная годом позже экспедиция Колбановского назвала их каменными вздутиями на вершине горы.

  • Пирамидальный сейд

Сейд в виде каменной стеллы, высотой около 3-х м. Несколько подобных сейдов есть в ущельях вокруг Сейдозера, говорят, что они стояли и около самого озера, но были разобраны в 20-х годах во время борьбы с мракобесием.

  • Развалины на горе Нинчурт

Гора Нинчурт (Женские Груди) — на ее вершине первая экспедиция Демина обнаружила руины, состоящие из огромных отесанных плит. Особенно поразила участников их правильная форма.

Кроме плит научно-поисковая экспедиция обнаружила также колодец, ступени, и остатки сооружения, которое Демин идентифицировал как обсерваторию – с желобом длиной в 15 метров, смотрящим в небо. Эти тайны Сейдозера остались так до конца и не раскрыты – Валерий Демин, который занимался поисками Гипербореи, умер в 2006 г.

Все эти объекты можно сегодня увидеть собственными глазами и дать оценку их происхождению, кроме этого насладиться удивительной красотой этих мест, их первозданной природой.

Полезные статьи:

Сейдозеро: как добраться

Существует два варианта заброски: поездом и на автомобиле.

Поездом надо доехать до станции Оленегорск, ко времени прихода поезда к вокзалу подходит автобус до пос. Ревда. Здесь также ожидает множество таксистов, предлагающих довезти до Ревды.

Если ехать автобусом до Ревды, то там придется искать доброску или идти 1,5 часа пешком (около 7 км). Поэтому такси более удобный вариант, так как оно довозит прямо до места (до рудника), а оплата за пассажира не сильно отличатся от цены билета на автобус.

Сейдозеро, как добраться на автомобиле. Сначала ехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, затем свернуть направо на Ловозеро и Ревду. Далее 70 км по Ловозерской дороге до отворотки на Ревду. Проехать старую Ревду, затем насквозь сам поселок и доехать до рудника «Карнасурта».

У проходной рудника есть автостоянка, где можно оставить машину. Охрана на проходной иногда предлагает свои услуги «посмотреть за машиной» за небольшую плату, но эта опция вовсе не является обязательной.

Маршрут по Ловозерским тундрам

Традиционно туристы начинают свой поход с посещения Сейдозера. Самый короткий путь к нему через перевал Эльморайок.

Надо пройти через территорию рудника (куда теперь пускают) насквозь и прямо, пересечь узкоколейку и по хорошо набитой тропе идти вверх на перевал по ручью Ильмайок. Сам перевал не ярко выражен, это большое плато между двух плоских вершин, под ногами — колотые камни разных размеров.

Спуск к Сейдозеру круче подъема. Крутой участок заканчивается на реликтовой поляне. Отсюда начинается ручей Эльморайок, который впадает в озеро и тропа, ведущая по лесу к Сейдозеру. Примерное расстояние до этого места от рудника около 12 км.

Выйдите по ней на берег — слева на скале предстает Куйва, Сейдозеро находится под его покровительством. Если обернуться назад, то можно увидеть небольшую гору формой напоминающую ступенчатую пирамиду.

От берегов озера отходит множество красивых ущелий, по любому из них можно выйти в горы.

Например, по речке и ущелью Чинглусуай можно подняться на высшую точку Ловозерских тундр – гору Ангвундасчорр 1120 м. А по речке и ущелью Уэлькуай или Чивруай выйти на гору Маннепах, на вершине которой есть красивое озеро.

Само Сейдозеро окружено лесом, гуляя по которому можно случайно встретить каменные строения, явно сделанные руками человека. Они заросли мхом и кустарником, поэтому сразу не заметны. Также можно выйти на внешнюю сторону гор и посетить горные озера: Цирковое, Горное, Сенгисъявр, Райявр, Светлое, окруженные «цирками» с отвесными стенами до 300 метров.

С северной стороны озера есть еще два ущелья, ведущие на горы Куйвчорр и Куамдеспахк по вершинам которых идет геологическая дорога на рудник. По ней, кстати, можно выходить из гор.

Выйти также можно и в пос. Ловозеро по тропе, идущей в обход гор по берегу озера Ловозеро (Лувъявр).

Дмитрий Рюмкин специально для

Среди чарующих ландшафтов Европейского Севера внимание привлекают необычные каменные конструкции.

Установленные так внешне неустойчиво, что, кажется, и стоять не должны, они сумели-таки выстоять под напором временных факторов и событий.

Это сейды - культовые изваяния древних саами.

В саамской традиции «сейд» - одухотворенный объект всеобщего поклонения. Им может быть дерево, гора, камень и рукотворное каменное сложение.

Характерные особенности сейдов

В расположении святилищ древних саами в Карелии выделяется несколько характерных признаков:

  • культовые комплексы располагаются на пологих, часто безлесых, вершинах гор;
  • скопления камней сейдов всегда располагаются на скальных поверхностях (сейды никогда не возводились на других, послеледниковых формах рельефа);
  • сейдам сопутствуют небольшие верховые озера - палеоводоемы;
  • один из первостепенных ландшафтных атрибутов святилищ - наличие ущелий, трещин в скалах, разломов и подобных образований.

Результат с источниками и уточнения особенностей сейдов Карелии позволил определить места возможного расположения крупных скоплений культовых камней древних саамов на Кольском полуострове и посетить эти места в 2004 и 2005 гг.

Фото 5. Для сейдов часто выбирались валуны, имеющие повреждения, выветривания. Гора Двойная, Кольский полуостров

Были обследованы северные районы Кольского полуострова от Лиинахамари до горы Северный Сейдпакх.

В этой полосе было выявлено несколько крупных комплексов, по предварительной оценке, состоящих из нескольких тысяч культовых камней.

Обзор плато сейдов Кольского полуострова позволяет выделить конструктивные и ландшафтные внешние признаки, по которым с большой степенью вероятности можно отнести тот или иной сейд к рукотворным объектам.

К первым относятся особенности установки камня, условно названные архитектурой сейда.

Так, валуны околосферической формы имеют опоры под центром, плоскиеобломки скал обычно возводились горизонтально на трех-четырех опорах, камни околокубической формы часто удерживались на ребре при помощи одной опоры.

Стандартные признаки сейдов - визуально неустойчивая установка валунов, использование опорных камней цвета, отличного от цвета самого сейда, использование , нехарактерной для данной местности.

Фото 6. Редкая компоновка: один трехопорный сейд опирается на другой. Гора Двойная, Кольский полуостров

На плато сейдов собственно камням-сейдам часто сопутствуют другие конструктивные элементы: каменные кучи и пирамидки, очажные и квадратные выкладки, заложенные камнями трещины в скалах.

Выявлены даже характерные для данной местности «стили».

Их существование в установке камней может говорить о длительном времени развития и существования этого культа, а также, вероятно, о некоторых отличиях в культурном плане между племенами, обитавшими в различных районах Карелии и Кольского полуострова.

С другой стороны, различные стили соответствуют различным формам рельефа.

Рукотворность комплексов плато сейдов подчеркивают и ландшафтные признаки.

Они установлены только на скальных поверхностях, на доминирующих над местностью высотах, вблизи небольших или источников.

Фото 7. В сейдах часто наличествует не только инженерная, но и эстетическая составляющая. Териберка

Сейды никогда не возводились на хаотических скоплениях валунов, оставленных ледником.

Условные центры культовых комплексов - и рукотворные конструкции, отличные от сейдов, и естественные образования.

На горе Кивакка в Карелии (название которой происходит от Киви Акка - «Каменная Баба») сейды группируются вокруг разлома, проходящего через вершину горы, а на горе Двойной центрами служат скальный останец на одной вершине и небольшая каменная пирамидка, возведенная над трещиной, на другой.

На карельской горе Нуорунен - собственно центральная вершина, на террасе вокруг которой сгруппированы сейды.

По этим признакам можно предположить, что древние обитатели Севера выбирали места для возведения культовых комплексов на некотором удалении от определенных природных объектов - останцов, скал, ущелий, провалов, которые, видимо, обожествлялись, как и сами сейды.

Культ сейдов

Для сооружения сейдов использовались валуны, принесенные ледником из других мест, а в некоторых случаях обломки скал, удаленных не более чем на несколько сотен метров.

Но откуда возник культ сейдов?

Фото 8. Треснувший валун, обе части которого приподняты на опоры. Подобная компоновка зафиксирована в комплексах сейдов горы Воттоваара, Лиинахамари. На фото: сейд на горе Нуорунен, Северная Карелия, Паанаярви

В Скандинавии по некоторому внешнему сходству принято считать культ сейдов заимствованным от культа дольменов Южной Швеции.

Истоки культа сейдов кроятся в специфике северной природы.

На чем хочется остановить свой взор в окружающем ландшафте?

На то, что из него выделяется, - на запрятаный среди камышей скалистый остров, на самую крутую гору, бездонный или таинственное ущелье.

Именно возле таких «темных пятен», именовавшихся термином «урочища», наши предки чаще всего возводили свои святилища.

Немногочисленные валуны, оставшиеся на возвышенностях после схода ледников, не могли не вселять в древних саамов благоговение и страх, не способных объяснить происхождение столь странных природных образований.

Фото 9. В распространенном представлении лапландский сейд выглядит именно так: эффектная глыба на трех опорах, парящая над тундрой. Район горы Северный сейдпакх

Отсюда и наделение сейдов магическими свойствами вплоть до их обожествления.

Распространение сейдов вполне укладывается в эту традицию копирования магических символов.

В тундре на подступах к горе Двойной возвышается небольшая сопка среднего высотного диапазона, но доминирующая над местностью.

На вершине ее ни одного сейда, и только у подножия, на небольшой террасе возле двух малюсеньких водоемов, располагается компактное скопление из десятка сейдов.

Наличие воды требовалось для отправления ритуалов, приношений и других или мистических действ.

Фото 10. Неустойчивая вертикальная постановка. Один из отрогов горы Двойной, Кольский полуостров

Была определяющим фактором в выборе места для расположения сейдов.

Саамы издревле увязывали горы с раем, а верховые озера считали прообразами источников мировых запасов воды.

Неподалеку от озер располагались и сейды, возведенные некогда на территории современных Швеции (озеро Виксиярви, гора Мионювара) и Финляндии (озера Кикасярви, Наккалаярви, Сомасярви).

Сосредоточение множества культовых камней на плато сейдов подчеркивало «святость» данных мест.

Вероятнее всего, плато были своеобразными религиозными и культурными центрами древних саами.

Очевидно, что обнаруженные святилища далеко не последняя точка в их исследовании. Впереди новые поиски, новые экспедиции.


Сейды – таинственные каменные сооружения, встречающиеся в Скандинавии и в России. У нас в стране они расположены на территории Кольского полуострова и в Карелии (сейды Карелии – самые крупные в Северной Европе).


В обычном понимании сейд – это крупный валун, поставленный на несколько более мелких камней или в неустойчивое положение. Зачастую сейды сгруппированы в скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Однако встречаются и по одиночке. Крупные комплексы на территории России находятся на вершинах небольших скалистых гор островов Русский и Немецкий Кузова, горах Кивакке и Воттовааре.



По своим размерам сейды относят к мегалитам (от греч. «megas» большой, «litos» - камень) - доисторическим сооружениям, выполненным из больших каменных блоков. Карелия и Кольский полуостров являются одними из самых насыщенных «мегалитических» регионов России.


Сейды являлись священными объектами поклонения аборигенов Карелии – саамов (лопарей). Веря, что в этих камнях живут Духи, они приносили им в жертву животных, рыбу, вещи, чтобы получить поддержку в рыбной ловле и в других промыслах.


При взгляде на эти комплексы многотонных камней-сейдов невольно возникают мысли:


1. Кто и каким образом установил эти тяжеленные камни?

2. Могли ли это сделать древние саамы, будучи согласно историческим документам бедным малочисленным народом, не обладавшим техническими знаниями?

3. Каков возраст этих сооружений?


Загадки Лапландских сейдов далеки от разрешения. Время покажет, насколько верны высказанные здесь предположения и гипотезы, и верны ли они вообще!


Древние культовые камни, традиционно приписываемые саамам, поражают не только количеством и размерами, но и многими другими особенностями.


Главным каноном сейда является его неустойчивость! Например, это могут быть небольшие каменные пирамидки, расположенные отдельно или на вершинах огромных валунов.




А могут быть валуны на маленьких камнях подставках («каменных ножках»), причем «ножек» чаще всего бывает три, и они могут быть из совершенно иной породы, чем сам сейд. Незабываемое впечатление производят частично приподнятые валуны или поставленные в неустойчивое положение – например, на ребре, вершиной вниз, зависшие над пропастью…







Близкое расположение от водоемов – рек, озер или родников, является обязательным фактором как для одиночных сейдов, так и для их групп



В своем большинстве сейды установлены в геологически-активных точках земли – т.н. «местах силы».


Есть интересные факты, указывающие на некое воздействие сейдов на психику человека, вызывая порой галлюцинации и измененные состояния сознания.


Бывает, что вокруг сейдов растет лишь мох, при этом установлены они на вершинах, заросших буйной растительностью. Бывает, что трава вокруг сейда растет под углом, словно повторяя наклон «хозяина».




Встречаются сейды как бы прикрывающие глубокие трещины в горах. Исследования с биолокационными рамками показывают, что такие камни препятствуют выходу из трещин энергетических потоков.




На горе Воттоваара рядом с камнями раздаются звуки, похожие на щелчки, а ночью наблюдается «гудение» горы. Природа этих звуков пока остается загадкой.


Таким образом, конструктивные и ландшафтные особенности сейдов таят в себе немало сюрпризов и интересных головоломок. Среди ученых существуют разные точки зрения (порой совершенно противоположные) на происхождение сейдов и цели их создания.


Версия о том, что строителями сейдов были саами, представляется маловероятной. Саами заселили эти места в середине 1 тыс. до н.э., после того, как север обезлюдел от похолодания. В то время как ученые, основываясь на сопоставлении климатических, исторических и геологических данных, датируют возраст сейдов примерно 7-5 тыс. лет до н.э. Кроме того сейдом лопари называли любой выделяющийся природный объект – озера, скалы, деревья. Как, например Сейд-Озеро.



В этом же ряду стоят и явно рукотворные мегалиты, без малейшего упоминания их создания. Получается, что саами приравняли непонятные рукотворные конструкции к природным, т.к. те зрительно выделялись из окружающего ландшафта. Это наводит на мысль, что саами уже застали мегалиты на месте и просто «заселили» их духами. Саамские легенды утверждают, что сейды передвигались сами, движимые некоей магической силой. Одним из самых главных сейдов, почитаемых саами считается «летучий» камень» - многотонный камень, неведомой силой поставленный на вершину скалы.



По преданиям саамов этот гигант «прилетел» из Скандинавии. Согласно «ледниковой» версии происхождения сейдов валун с таявшего ледника опустился на эту скалу и остался на ней. Сразу можно сказать, что объяснение возникновения полярных мегалитов проделками таявшего ледника не выдерживает никакой критики и не дает ответов на многие вопросы, главный из которых – почему ледник в одном месте «сооружал» сотни сейдов, а в другом ни одного? И почему в других горных местах планеты, также бывших под многометровым ледяным колпаком, нет ничего подобного?


Рукотворность сейдов бесспорна! Наличие не только некоей «разумности», но и инженерной, а также эстетической мысли, несомненно имеется в величественных мегалитах Арктики.



Как известно, регион распространения сейдов стал местом поисков следов гипотетической древнейшей цивилизации Гипербореи. Логично возникает мысль о возможном совмещении Гипербореи и культуры сейдов. Однако в данном вопросе так мало фактов и так много пробелов в мифологической и хронологической частях, что все умозаключения являются гипотетическими. Скорее всего культура сейдов и Гиперборея – это совершенно разные исторически и культурно традиции, существовавшие в разные эпохи на территории одного региона.


В качестве рабочей гипотезы вполне приемлемо принять предположение о существовании в Арктики в доисторические времена некоей мегалитической цивилизации, оставившей нам комплексы каменных сооружений непонятного назначения. Исчезновение предполагаемой цивилизации связано с ухудшением климата в этом районе (сильным похолоданием) и возможным уходом представителей этой цивилизации в более южные районы. Остатки научных знаний этой гипотетической цивилизации, частично унаследованные саами, и стали основой знаменитой «лапландской магии».


Все эти исследования наводят на мысль, что некогда существовавшая в этих краях цивилизация, развивалась совершенно иначе, чем цивилизация нашего времени. Все современные технологии рассчитаны на усовершенствование внешнего мира человека, его материального благосостояния, в то время как знания строителей сейдов были обращены на работу с внутренним миром и достижение единения человека с природой. Может именно поэтому так еще далек современный человек от понимания феномена сейдов.


Так или иначе, интерес к сейдам только увеличивается с каждым годом. Возможно, все эти версии происхождения сейдов будут опровергнуты учеными будущего?! Как знать…



При подготовке статьи был использован материал электронной версии книги действительного члена Русского Географического Общества В. Мизина «Сейды - каменная загадка древней Арктической цивилизации...».

Все, что нельзя объяснить научным путем, вызывает у человека массу вопросов. Среди объектов, которые поставили в тупик многих исследователей, числится и Сейдозеро. Расположенное на Кольском полуострове, оно магнитом притягивает к себе туристов и любителей неизведанного. Что, в конечном результате, порождает еще большее количество домыслов и легенд.

Озеро – место с особым климатом

Сейдозеро – одна из составляющих Сейдъявврь (Сейдъявр), то есть государственного природного комплексного заказника регионального значения в Мурманской области, на Кольском полуострове. Само озеро небольшое, его длина около 8 км, ширина в разных местах достигает от 1,5 до 2,5 км. Высота над уровнем моря – 189 км.

Места относят к зоне тундры, но само озеро и близлежащие территории имеют особый микроклимат за счет прилегания гор. Благодаря этому здесь сохраняют свою популяцию редкие виды животных, и есть условия для выживания не характерных для полярных широт растений. Также Сейдозеро имеет очень высокий уровень зарыбления.

Красивый фотоколлаж об озере


Легенды окружающие озеро

Легенда о Куйве

Куйва – это мифологический великан из сказаний саамов, отображённый на наскальном барельефе, который напоминает человеческую фигуру в движении. Его высота около 75 м, поэтому очертания Куйвы хорошо видно издалека, особенно в зимнее время.


Легенду о Куйве пересказывают местные жители саамы. Она гласит о великане Куйве, который попытался убить предков саамов в долине Сейдозера. Куйва брал верх в борьбе и тогда саамы призвали своих богов защитить их. Боги разгневались на великана и превратили в изображение на скале.

Сегодня Куйву считают одним из главных сейдов в саамской культуре как место, где упокоился великан. Местные жители боятся Куйву и стараются без особой надобности не ходить вблизи, особенно женщинам, чтобы внутри ничто не закаменело.

Современные исследования показали, что Куйва может иметь природное происхождение, связанное с колонизацией характерных для тундры мхов и лишайников. Но полностью опровергнуть легендарное происхождение Куйвы наука не берется.

Легенды о сейдах

Название Сейдозера походит от саамского «сейд», что означает священный. Сейдами саамы называют камни, пни, озера и другие примечательные места, которые означают «недоступный загробный рай».

Самые распространенные сейды – это остроконечные пирамидки или скальные глыбы на «каменных ножках». На территории России их можно найти на Кольском полуострове или в Карелии. Доказано, что некоторые из них имеют современное происхождение и созданы местными жителями с целью привлечения туристов. Чего нельзя сказать о сейдах с тысячелетней историей близ Сейдозера.

Считается, что каждый из них имел свою легенду. В целом, сейды саамы делили на 2 вида: персональные и публичные. Первые пытались запрятать от постороннего глаза, другие ставили на возвышениях, чтобы видно было издалека.

Публичные сейды саамы посещали с определенной периодичностью и практически всегда приносили им жертву. О чем свидетельствуют останки черепов и рогов оленей.

Легенда о подземном городе

Существование подземного города на Сейдозере связывают с гиперборейской цивилизацией. Многие считают, что она никуда не пропала, а продолжает свое существование у берегов Сейдозера или на его дне. Согласно другой гипотезе, в древнем подземном городе обитают саамские шаманы.

В результате многих научных экспедиций удалось собрать некоторые факты, которые косвенно указывают на возможное существование подземных городов вблизи Сейдозера. Так, в 90-х годах прошлого столетия, ученые нашли наскальные письмена, руины сооружений из камней и прямоугольные плиты с ровными отверстиями.

Также вблизи озера исследователи обнаружили фрагменты стены, которая могла быть защитным сооружением и колодец с фундаментом. Все эти наземные находки вряд ли имеют природное происхождение.

Подземные города Гипербореи

Ученые не оставляли надежду найти доказательства существования города и на дне озера. В результате его обследования в начале 2000 годов, удалось обнаружить некие колодцы шириной 70 см, которые уходили под гору. Более глубокому исследованию помешало большое количество ила.

В результате обследования долины около озера приборы зафиксировали некую пустоту, которая начиналась после 9 м почвы. Нижний предел условной пещеры гидролокаторы и эхолоты так и не зафиксировали.

С научной точки зрения, в данной местности подобных объектов быть не может, но все же найденных доказательств мало для подтверждения гипотезы о существовании подземных городов.

Таинственная пещера Барченко

Александра Барченко считают великим исследователем Сейдозера. Именно он впервые организовал научную экспедицию в эту местность. В своих воспоминаниях он поделился тем, что местные жители отговаривали их отправляться по намеченному маршруту. Но Барченко был фанатичным исследователем, и продолжил свою работу над поиском следов Гипербореи.

В результате обследования были обнаружены: скала Куйвы, каменная вымощенная дорога, пирамиды из камней. Участники экспедиции со временем подружились с местными саамами и те привели их к самому загадочному месту. С виду оно напоминало колону в виде свечи, рядом лежал таинственный камень. Тут же был ход в пещеру, но проникнуть внутрь никто не осмелился. Всех членов экспедиции охватила паника, и они просто сфотографировались возле лаза.

Некоторые исследователи считают, что Барченко был близок к разгадке существования древней цивилизации, но советская власть приговорила его к казни и большая часть знаний была утрачена.

Легенда об острове Могильном и Богине вод

Остров Могильный – самый большой на территории Сейдозера. Это место для саамов считается запретным. На нем проводили обряды шаманы, поэтому на острове полно следов жертвоприношения.

Легенда гласит, что временами остров начинает двигаться и управляет им прекрасная Богиня вод. Она соблазняет мужчин и топит в воде Сейдозера.

Легенда о местном снежном человеке

Саамы считают, что в местностях около Сейдозера живет некий лесной дух Мёць-вуйнас. Он не причиняет зла тем, кто не шумит и не тревожит священные места. Но нарушителям покоя может помешать выбраться из территории.

Один из сотрудников оленеводческого совхоза «Тундра» Василий Галкин вспоминал, как местные жители запрещали детям шуметь вечером, чтобы не потревожить лесного духа.

Другие туристы вспоминают, как внезапно теряли дорогу и часами ходили на том же самом месте. Все эти явления связывают именно с гневом снежного человека.

Есть предположения, что Кольский полуостров в свое время населяли гипербореи. Именно с деятельностью этого мифического народа и связаны одни из главных легенд о Сейдозере.

Гиперборея – северная страна с древнегреческой мифологии

Гиперборею в произведениях античности упоминают как окраинную страну около полярного круга. Одни авторы считали, что она расположена в Гренландии, другие – на территории современной Карелии, но большинство локализовали ее именно на Кольском полуострове вблизи Сейдозера.

Видео-рассказ о таинственной Гиперборее от этнолога и кандидата исторических наук Светланы Жарниковой

Гиперборею воспевали как богатую и любимую богами, а жителей считали приближенными к самому Аполлону. Он же, по преданию мифов, часто навещал страну. Гипербореи, как и их покровитель, обладали высокими талантами к искусству, хорошо пели, танцевали и вели беззаботную, богатую жизнь. Смерть для гипербореев была облегчением от пресыщения удовольствиями.

Греки считали, что лучшие помощники и покровители Аполлона – Абарис и Аристей – были выходцами с Гипербореи. Они же учили древних греков культурным ценностям своего народа и обладали сверх силой.

То, что Гиперборея, а точнее некоторые ее описания – творческий вымысел, можно выяснить из некоторых упоминаний мудрецов. Так, в «Естественной истории» древнеримский ученый Плиний Старший упоминает страну как место с солнечной и приветливой погодой, богатой растительностью и благодатной почвой.

Мыслитель Тимаген в своих произведениях упоминал Гиперборею как страну, где дождь идет в форме медных капель. Местные жители собирали их и использовали как монеты.

Лукиан из Самосаты, который прославился как сатирик и общественный деятель, в сочинениях делал сравнение уклада Гипербореи и Древней Греции. При этом он наделял гиперборейцев сверх способностями, например, умением летать или вызывать духов покойников.

Все вышеперечисленные упоминания о Гиперборее современные историки рассматривают, как попытку древних народов описать что-то невиданное, чем в данном случае являются окраины материков.

Сейдозеро – место, где легенды и научные факты стоят ровно на чаше весов. Место, куда туристы едут не просто за новыми впечатлениями, а за поиском жизненной философии, которая храниться в водах озера и его окрестностях. Глубины Сейдозера сразу не понять, но полюбить за таинственность и богатый мир то ли мифических гиперборейцев, то ли самобытных саамов, можно с первого взгляда!

Где находится и как добраться из Москвы или Санкт-Петербурга

Озеро расположено в Мурманской области, на Кольском полуострове.

  • Самолёт или поезд. На самолёте можно добраться до Мурманска или на поезде до Оленегорска. Далее на автобусе или попутке.
  • Автобус. Из Мурманска и Оленегорска до посёлков Ревда и Ловозеро ходят рейсовые автобусы по 2 раза в день. Также, есть регулярное автобусное сообщение между этими двумя посёлками по 3 раза в день в обоих направлениях. Далее только пешком или на лодке.
  • Пешком или на лодке. От посёлка Ловозеро на лодке по одноимённому озеру, далее 1 км пешком по тундре. Можно пешком от посёлка Ловозеро напрямую по тундре — около 25 км. Кто-то предпочитает идти от Ревды — пешком, путь немного короче, чем от посёлка Ловозеро. От Ревды до озера раньше пролегала железная дорога, сейчас она разрушена.
  • Местный трансфер. Если вы останавливаетесь на турбазе «Юлинская Салма» (расположенной в центральной части Ловозера, на восточном берегу), то они организуют трансфер из посёлка Ловозеро, зимой и летом.

Как выглядит посёлок Ревда (в первой части видео)

Видео о том, как живут местные жители — саамы

Что может быть обворожительней старой доброй Англии, её неоготической архитектуры, строгости этикета, морского величия и внутренней перипетии страстей, которые нам описывал Шекспир? Но что мы знаем об истинном укладе жизни англичан?

АНГЛИЯ ПОД ПОКРОВОМ ОПИУМА

В Викторианскую эпоху употребление наркотиков, в основном опиатов и кокаина, было очень распространено. Из-за жёстких антиалкогольных законов спиртное стоило дорого, и большинство людей предпочитало покупать опиум. Это было универсальное средство: способ расслабиться или уйти от реальности; девушки использовали его для красоты волос; доктора выписывали лекарства больным взрослым и даже детям из-за непонимания всей опасности.

Опиумной зависимостью страдали все слои населения Англии. Бедняки предпочитали опиум благодаря его легкодоступности и малой стоимости, а высший класс употреблял для успокоения нервов. Чаще всего это были светские дамы, которым выписывали опиумные настойки при нервозности, истеричности, болезненных менструациях и любых недомоганиях.

В Лондоне нередко можно было встретить так называемые «клубы», где аристократы любили покуривать опиумные трубки. Это были притоны, где обкуренная светская богема могла лежать на полу с уличными проститутками. Подобная картина ярко описана в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Так же это были и солидные заведения, обволакиваемые шиком, где подходили серьёзно к дизайну опиумной трубки, она была немного длинней обычной и всегда разрисована каким-нибудь интересным орнаментом, чтобы её было приятно держать в руках, так как это усиливало ощущения.

Правительство не стремилось решать эту проблему, ведь алкоголь считался на тот момент большим злом. К тому же во времена процветания Ост-Индской компании тонны опиума отправлялись в Китай. В стране очень пристрастились к такому виду наркотиков, что повлекло за собой знаменитые Опиумные войны. Император Даогуан приказал полностью закрыть вход для торговли с иностранцами. Причиной этому послужило то, что до 60% людей из окружения императора употребляли опиум.

Только в начале 20 века власть обратила внимание на наркоманию и впоследствии была подписана Международная опиумная конвенция, объединяющая тринадцать стран в борьбе с этой проблемой.

ЛОНДОНСКИЙ СМРАД

Вспомним роман Патрика Зюсканда «Парфюмер. История одного убийцы». Примерно теми же эпитетами можно воссоздать атмосферу XIX века, царившую в Англии: провинциалы приезжали в Лондон и жаловались, что конюшни пахнут и то приятнее. Проблемы с кладбищами, или как их называли «освещённые выгребные ямы», казались мелочью в сравнении с отсутствием канализации. Если граждане не хранили содержимое горшков в подвале, то выливали его в окна на улицы. Хотя предприимчивые англичане сумели найти в этом выгоду: они продавали отходы фермерам для навоза, но их было столько, что не успевали скупать. Молитвы были услышаны, и к середине XIX века появились туалеты со сливами. Правда, и это доставляло немало хлопот: люди в Викторианскую эпоху были столь стеснительны, что могли долгое время просиживать в уборных, пока за дверью не прекращались голоса, ведь звук смыва был очень громким, а располагался санузел рядом с гостиной.

КРИЧАЩАЯ РОСКОШЬ, ЗАРАБОТАННАЯ ПОД ОДЕЯЛОМ

Интереснейшим образом боролись с проституцией в Англии. Правительство долгое время не обращало внимания на куртизанок и только проблемы с венерическими заболеваниями стали толчком для действий.

Нововведённый Акт о заразных болезнях гласил, что проститутки могли быть подвергнуты медосмотру во всех портах, в любое время. Если врач находил у них сифилис, то их могли отправить на 9 месяцев в венерическую больницу, а если женщина отказывалась, то представала перед судом и платила штраф. И вроде всё хорошо, после такого закона должно бы всё и наладиться, но парирования в Палате приводили к новым вопросам: почему не повысить уровень жизни девушек и не предоставить им рабочие места; офицеров, которых не решались осматривать, считали переносчиками болезней, да и почему не разрешить солдатам жениться и выделять средства на их обеспечение? Это было бы куда эффективнее.

Доходило до того, что по улице вели девушку на осмотр, а какая-нибудь активистка-феминистка пихала ей листовку и спрашивала, с её ли согласия будет проводиться процедура. А та даже могла не знать, куда её ведут, и не быть проституткой вовсе.

Но самой серьезной проблемой выступал вопрос детской проституции. Тогда не знали, кого считать ребенком. По закону малолетние имели право торговать своими телами с 12 лет. Многих таких девочек сутенёры путем обмана пристраивали к себе, и малышка уже не могла ничего поделать. Чаще всего девочек забирали из небогатых семей, а родителям говорили, что та будет работать в доме горничной. И многим не казалось, что в этом есть что-то подозрительное, ведь многие так и делали.

Содержательницы борделей опаивали новоприбывших опиумом, и те наутро просыпались в крови, с болью и слезами. Но в таких ситуациях всегда найдутся нужные слова, как, например, то, что, если девочка хочет быть леди и жить в достатке, то остаться единственный выход, ведь теперь она падшая и никому такая не нужна. Об их благополучии сильно не пеклись, разве что отправляли к акушеру, да и там девушки могли получить травмы при осмотре.

Потребовалось много времени и скандалов в прессе, чтобы правительство всерьёз начало задумываться о проблеме. По Лондону прокатилась масса выступлений из-за бездействия властей. Естественно, никто в парламенте не хотел представать в качестве растлителя юных дев, и в 1885 году возраст согласия был поднят с 12 лет до 16. А триумфом стала отмена Акта о заразных болезнях.

ПАТРИОТИЧНЫЕ КОНТРАБАНДИСТЫ

В XIX веке контрабанда в Англии была в особенности развита из-за начавшейся войны с Францией. Упорствующий Наполеон никак не мог захватить морскую державу благодаря её сильному флоту. Тогда он решил запретить всей захваченной им Европе торговые отношения с англичанами. Это во многом ударило по европейским странам, так как они остались без английской шерсти, чая, сахара, а собственное производство без английских рынков сбыта. Контрабандисты не упустили возможность подставить плечо помощи и перевозили товары тайно. Это не составляло большого труда: когда товар доставлялся на берег, его прятали в пещерах или туннелях и потом передавали заказчику. Если контрабандисты и сталкивались с неприятностями, то лишь в лице таможенников. Но и здесь они ухитрились придумать механизм сохранения груза: ящики и бочки с контрабандой они затапливали и выуживали позднее. Товары прятались в бочках для пресной воды с двойным дном, под фальшивой палубой или под фальшивым потолком в каютах. Интересно то, что Наполеон и сам прибегал к услугам контрабандистов для перевозки золота из Англии для оплаты собственных войск.

В большинстве своем контрабанда была связана с войнами. Несмотря на английские колонии, из которых в столицу Британской империи ввозились экзотические фрукты, такие как ананасы и бананы, контрабанда не унималась. Яркий тому пример - харизматичный Том Джонстон из Лиминтона. Довольно ловкий и изворотливый, он быстро согласился шпионить за Англией и доносить все сведения Бонапарту. Не успев сбежать и стать честным контрабандистом, его поймали англичане и наняли на каперство против французов. Ненасытный Джонстон влез в долговую яму и бежал обратно к французам. Он прославился тем, что отверг предложение Наполеона помочь ему привести французский флот к берегам родной Англии. Его яркая жизнь, оборвалась на 67-ом году.

Но в 20-е годы правительство решило в серьез заняться контрабандистами. Уловка с ящиками под водой уже не была столь действенна. Таможенники научились простукивать груз, и если ящик оказывался с «секретом», то они безжалостно вскрывали его. К середине XIX века с морской контрабандой в Ла-Манше было покончено. Такое упорство со стороны властей было вызвано знаменитой своей жестокостью Хокхерсткой бандой, успешно орудовавшей в конце XVIII столетия, и непатриотичными действиями Тома Джонстона.

В ТЮРЬМЕ, КАК В МОНАСТЫРЕ

Если говорить о тюрьмах XIX века, то они попрощались с обветшалыми стенами и тесной жизнью. Это был новый, совсем иной образец арестантской жизни и, на первый взгляд, даже приятный.

В то же время начались дебаты, как именно должна обустраиваться тюрьма, и пришли к тому, что хорошо бы превратить её в «монастырь», где заключенные дадут «обет молчания». А то неповадно будет, если отпетые преступники будут молодёжь чему не надо учить. В целях полной изоляции в тюрьме «Пентонвилл» насчитывалось 520 одиночных камер с приличными условиями: окном, гамаком и зимним отоплением.

Правда, обстановка была настолько гнетущей, что люди частенько сходили там с ума. А как не свихнуться, когда на тебя надевают маску во время прогулки? Каторжные же работы были не лучше: люди проводили за ними по 8 часов в день просто для изнашивания тела и моральных сил.

Участь преступниц была не лучше. Известная женская тюрьма Брикстон имела свои особенности: арестантка попадала туда и первые четыре месяца жила в одиночной камере. После она выходила к остальным заключённым женщинам, но разговаривать по-прежнему с ними не могла. За хорошее поведение женщинам разрешались свидания, переписки с родственниками и небольшая еженедельная выплата для благополучной жизни по отбытию срока.

Малолетних преступников отправляли в тюрьму «Тотхилл Филдз», где они отбывали срок от нескольких дней до полугода. Среди них встречалось много рецидивистов. Часто можно было увидеть картину, как ребятишки разбивают витрины или окна, и ждут «бобби», чтобы те отправили их в заключение согреться и скудно поесть...