Какой версаль. Версальский дворец (Франция, Версаль). Дальнейшая судьба Версаля

Версальский дворец был политической столицей Франции на протяжении более века и домом для королевского двора с 1682 по 1789 года. Сегодня дворцовый комплекс является одной из популярнейших туристических достопримечательностей .

Мифы и факты

Окутанный множеством легенд, Версаль стал символом абсолютной монархии Людовика XIV. Согласно преданиям, молодой король решил построить новый дворец за пределами города, так как в парижском Лувре в то время было небезопасно. И с 1661 года в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа, Людовик начал превращение скромного охотничьего домика в сверкающий дворец. Для этого пришлось осушить более 800 га болот (вся территория, занимаемая комплексом), куда перенесли целые леса для создания 100 га садов, алей, клумб, озер и фонтанов.

Версальский дворец служил политическим центром Франции. Он стал домом для 6000 придворных! Людовик XIV убаюкивал своих подданных, предоставляя щедрые развлечения и вознаграждая королевской милостью. Так Людовик старался удалиться от политических интриг Парижа, поэтому создал место, где аристократия могла бы жить под его бдительным оком. Грандиозные размеры дворца и выставленные напоказ богатства демонстрировали абсолютную власть монарха.

На строительство дворца потребовалось около 30 000 рабочих и 25 млн. ливров, что в общем счете составило 10 500 тонн серебра (по расчетам экспертов, в переводе на современные деньги, эта сумма равна 259,56 миллиардов евро). Это несмотря на то, что строительство велось с крайней экономностью и по самым низким ценам, из-за чего впоследствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Но дворяне были вынуждены жить под присмотром Людовика, так как те, кто покидал Версальский дворец, терял свои чины и привилегии.

Что посмотреть

Архитектурный комплекс воплотил идеи абсолютизма - идеально рассчитанные, расчерченные по линейке. В главном здании находятся Большие залы и спальни, оформленные Шарлем Лебреном с показной роскошью. Каждый уголок, потолок и стены дворца покрыты детальной и мрамору, украшены фресками, картинами, скульптурами, бархатными драпировками, шелковыми коврами, золоченой бронзой и тонированным стеклом. Эти салоны посвящены греческим божествам, таким как Геракл и Меркурий. Комнату Аполлона, бога солнца, Людовик выбрал в качестве тронного зала Короля-Солнца (как называли Людовика XIV во Франции).

Самым зрелищным из всех является Зеркальный зал . На стене длиной 70 метров находится 17 огромных зеркал с золочеными скульптурами-светильниками между ними. В те времена в качестве зеркал во Франции еще использовали тщательно отполированную латунь или металл. Специально для строительства Зеркального зала в Версале Жан-Батист Кольбер, французский министр финансов, привез венецианских работников, чтобы начать производство зеркал во Франции.

Именно здесь, в Зеркальном зале, в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор между Германией и союзными державами, решившим судьбу послевоенной . В бело-золотистой часовне в стиле барокко венчались Людовик XVI и Мария Антуанетта в 1770 году. Версальский дворец также знаменит своими , оперой и театром с огромным овальным залом, освещенным 10000 свечей.

Не менее интересно окружение дворца. На создание садов в Версале потребовались легионы рабочих и гений ландшафтного дизайнера Андре Ленотра, воплотившего эталон французского классицизма. Дворцовый парк еще при строительстве пытались копировать монархи , (), . Но никому не удалось превзойти размах и красоту Версальского парка.

Центральной осью сада проходит Большой канал длинной 1,6 км с западной ориентацией, чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности. Вокруг него высажены геометрически стриженые деревья, клумбы, разбиты дорожки, пруды и озера. К завершению строительства в парке было 1400 фонтанов. Самый впечатляющий из них - колесница - еще один памятник во славу Короля-Солнца.

По бокам аллей тянутся рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне садовых камней, раковин и декоративных ламп. Мраморные и бронзовые статуи выстроились вдоль дорожек. Зимой более 3000 деревцев и кустарников переносили в оранжерею Версаля.

Два меньших дворца стоят на противоположной стороне сада. Людовик XIV построил розовый мраморный Большой Трианон для отдыха от этикета придворной жизни ("Трианон" означает место для уединения, тихого времяпрепровождения). В главном дворце, например, король обычно обедал один в присутствии сотен зрителей. Торжественные обеды проходили строго по протоколу соответствующего ранга. Для приготовления пищи постоянных банкетов во дворце содержалось 2000 работников на кухне.

Малый Трианон был любовным гнездышком, построенным Людовиком XV для мадам дю Барри. Позднее этот неоклассический мини-дворец приглянулся Марии-Антуанетте, которой тоже хотелось укрыться от жесткой формальности в главном дворце. Рядом, для развлечения Марии-Антуанетты, была построена крохотная деревенька с молочной фермой. Небольшие домики с соломенными крышами, водяная мельница и озера соответствовали королевской фантазии о крестьянской жизни.

По иронии судьбы, щедрые подарки и легкомыслие этой королевы после такого дорогостоящего строительства дворцового комплекса практически ликвидировали казну Франции и привели к падению королевской монархии в 1789 году.

Если вы рассчитываете провести здесь целый день, лучше приобрести комбинированный билет стоимостью 21.75 евро, который включает проезд и посещение всех и парков комплекса. Похожие комбинированные предложения вы встретите в замках Фонтенбло, д"Овер и Лувре. Не забудьте посетить , с популярностью которого может соперничать только .

Версальский дворец (Château de Versailles) открыт с апреля по октябрь: с 9.00 до 18:30 ежедневно, кроме понедельника, (кассы закрываются в 17.50). Сад открыт ежедневно с 8.00 до 20.30. В зимнее время: с 9.00 до 17.30. Сад – до 18.00.

Стоимость: 15 евро (включая пользование аудиогидом на одном из 10 языков). Дети школьного возраста и студенты Евросоюза - 13 евро. Каждое первое воскресенье в зимнее время вход в музей бесплатный.
Комплексный билет стоит 18 евро (посещение дворца, Малого и Большого Трианонов). Во время Музыкальных праздников и праздников фонтанов стоимость комплексного билета 25 евро.
Как добраться: на метро до станции Versailles-Rive Gauche, находится в 15 мин. ходьбы.
Официальный сайт:

Великолепный дворец Версаль является свидетельством экстравагантности Короля-Солнце, Людовика XIV. Дворец и его прекрасный формальный сад стали основной моделью для дворцов по всей Европе.

  • Из Парижа: 22 км от Парижа, 35 минут на машине.

Время работы Версаля:

Апрель - октябрь:

  • Дворец 9:00 - 18:30, последний вход 18:00, кассы закрываются в 17:50. Закрыто по понедельникам.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты - 12:00 - 20:30, закрыто по понедельникам.
  • Сад - ежедневно 8:00 - 20:30.
  • Парк - ежедневно 7 - 19 для транспорта и 7 - 20:30 для пешеходов.

Ноябрь - март

  • дворец 9:00 - 17:30, последний вход 17:00, кассы закрываются в 16:50. Закрыто по понедельникам.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты - 12:00 - 17:30, закрыто по понедельникам.
  • Сад и парк - ежедневно, кроме понедельников, 8:00 - 18:00.

Вход в Версаль:

  • Билет во дворец Версаль стоит 15€ для взрослых (включая аудио-гид), льготный - 13 €, до 18 лет бесплатно.
  • «Скрытый Версаль» - c гидом, частные аппартамента - 16 €.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуантетты - 10 € (льготный - 6 €).
  • Полный Версаль: 18 € (25 € в дни музыкальный концертов).
  • Комбинированный билет Forfaits Loisirs (весь Версаль + билеты из Парижа и в Париж) - 21,75 € в рабочие дни, 26 € в выходные дни. Купить можно в ж/д кассах SNCF. (лучший вариант).

Летом после 15:00 вход на территорию дворца (парк) бесплатно .

Первое восресенье каждого месяца с ноября по март - бесплатный тур по аппартаментам, коронационной комнате, дворцу Трианон и имению Марии Антуанетты.

Как добраться в Версаль:

Из общественного транспорта удобнее всего добираться в Версаль на прямом поезде:

  • : остановка Versailles-Rive Gauche (билет зона 1 - 4, обычный Т+ не действителен).
  • : Versailles-Chantiers ( от ) или Versailles-Rive Droite (поезда от вокзала Gare St-Lazare). Время в пути - около 20 минут. Далее пешком до Версаля по указателям - минут 15.

Билет на поезд до Версаля: 7.10 € в обе стороны, на билетной автомате нужно выбрать конечный пункт назначения — Versailles Rive Gauche .

Действуют билеты: Paris Visite (1 — 5 зон) — от 11,15 €/день.

Расписание поездов в Версаль — RER C:

Схема маршрута RER C (скачать PDF):

Карты Версаля:

Краткая история Версаля

Версаль находится примерно в 20 километрах от Парижа. Первое упоминание о городе и имении было в 1038 году, когда название появилось в уставе аббатстве Сен-Пере-де-Шартре. По состоянию на конец 11-го века, Версаль был провинциальной деревней, охватывающей замок и церковь Сен-Жюльен, которая оставалась процветающей вплоть до начала 13 века. После Столетней войны, однако, там проживала только горстка людей.

Королевское присутствие

В 16 веке, семья Гонди стали правителями Версаля, и город стал пользоваться популярностью, когда будущий король Людовик XIII посетил эти места и был очарован их красотой. В 1622 году он купил землю в этом районе и приступил к строительству небольшого домика из камня и кирпича.
Статуя Людовика XIV
Десять лет спустя он стал хозяином Версаля и начал расширение своего домика. Вскоре он приобрел больше земли, а также имущество Гонди Людовик XIII умер в 1643 году.

Король-Солнце

В 1662 году царь новый - Людовик XIV - оказался сильно заинтересован в Версале. Людовик XIV, также известный как Король-Солнце, не доверял парижанам и хотел перенести свою королевскую резиденцию прочь из Лувра, который был постоянно в центре политической возни. Король-Солнце был в значительной степени ответственен за расширение Версаля, в результате которого было построено здание, стоящее до сих пор. Он нанял архитектора Луи Ле Вау (Louis Le Vau) и художника Шарля Лебрена для выполнения работ по постройке этого шедевра барокко, который стал типичным образцом для всех дворцов в Европе. Известный садовник Андре Ле Нотр был ответственным за непревзойденный сад Версаля.

Королевская часовня

После смерти архитектора Ле Вау, заказали Жюлю Ардуэн-Мансару утроить размер дворца. Под его бдительным оком были построены северное и южное крылья, Orangerie, Большой Трианон (замок) и королевская часовня. Позже была добавлены опера и Малый Трианон (небольшой замок), который был построен в период 1761 - 1764 для Людовика XV и мадам де Помпадур.

Французская революция

Во время французской революции, невероятная коллекция картин, антиквариата и других произведений искусства, которые были накоплены в Версале, были переданы в , а другие важные предметы были отправлены в Национальную библиотеку и консерваторию искусств и ремесел. Большая часть мебели, как считают историки, была распродана на аукционе.

Королевский дворец

После революции, Наполеон проводил лето в Версале, пока он не отрекся от престола. Позднее здесь жил Луи-Филипп, который в 1830 году превратил замок в гранд-музей, посвященный «Славе Франции». Часовня, Опера, и Зеркальный зал были сохранены, но многие небольшие комнаты были разрушены, чтобы освободить место для просторных выставочных залов. Однако в 1960-х годах куратор Пьер Верле сумел получить часть мебели назад и восстановить ряд королевских апартаментов.

Сегодня, посетители могут посетить Версаль, посмотреть большую часть интерьера этого великолепного дворца, а также всемирно известный сад.

Версаль-музей:

Известные номера включают в себя:

Зеркальный зал

Некоторые называют Зеркальный зал наиболее заметным вкладом Людовика XIV в Версале. Главной особенностью зала является семнадцать зеркальных арок, которые отражают семнадцать аркадных окна, которые выходят на не менее великолепный сад Версаля. Каждая арка содержит двадцать одно зеркало, суммарно в комнате находится 357 зеркал. Этот великолепный зал имеет длину 73 метров, ширину 10,5 метра и высоту 12,3 метров. Статуи и бюсты выставлены вдоль стен. Зеркальный зал всегда играл важную роль в истории, в том числе и в 1919 году, когда первая мировая война официально закончилась, Германия подписала Версальский мирный договор именно в этом зале.

Королевская часовня

В настоящее время часовня является уже пятой по счету во дворце. Строительство началось в 1689 году и была завершено около 1710 года. Здесь находится «трибуна» на том же уровне, что и королевские апартаменты, с видом на неф, где восседали короли во время участия в мессе. Архитектура представляет собой сочетание готики и барокко. Множество деталей часовни напоминают кафедральный соборы средневековья, в том числе горгулья и остроконечнпя крыша, цветная мраморная плитка на полй, колонны и резные столбы.

Гранд — апартаменты

Первоначально известные как апартаменты планет (каждый из 7-салонов этих апартаментов имеет картины планет), это были апартаменты короля Людовика XIV. Хотя завораживают все апартаменты, наиболее примечательными являются потолки, расписанные художником короля Шарлем Лебренои и его командой художников.

Королевская Опера

Зрительный зал Оперы отделан исключительно деревом, что делает его одним из наиболее акустически «живым» театром в мире. Хотя он был придворным театром и не был предназначен для огромной публику, он вмещает более 700 человек. Золото, розовый и зеленый цвета доминируют в декоре Оперы, строительство которой окончательно завершилось только в 1770 года. Впервые она использовалась для свадебного бала будущего короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты и может похвастаться уникальной механической системой, что повышает пол до уровня сцены. Сегодня Опера по-прежнему используется для проведения концертов и оперных представлений.

Геометрия парка

Раскинувшись на 100 га сад Версаля является крупнейшим дворцовым садом Европы. Он была создан в 17-м веке ландшафтным садовником Андре Ленотра, который спроектировал то, что можно считать квинтэссенцией французского формального сада. В саду разбит в виде геометрического узора, создаваемого дорожками, кустарниками, клумбами и деревьями. Ленотра также осушил болотистую, наклонную местность и создал серию бассейнов и большой канал, известный как Grand Canal.

Фонтан Латона

Несколько фонтанов украшают бассейны. Наиболее известными являются Фонтан Латона - со статуей богини Латоны - и фонтан Аполлона - названный в честь бога солнца и изображающий короля-солнца, едущего на колесницах. Есть несколько других фонтанов в саду, таких как фонтан Нептуна. Фонтаны были установлены, чтобы развлечь множество гостей, приглашенных на щедрые организованные балы короля Людовика XIV.

Еще одним заметным украшением в саду является Колоннада - круговой ряд мраморных колонн, спроектированных Жюлем Ардуэн-Мансаром.

Малый Трианон

В Версале есть также несколько меньших дворцов, расположенных в саду: Большой Трианон и Малый Трианон. Около 10.000 человек работали в Версальском дворце, так что на уединенность можно было не рассчитывать. Поэтому король Людовик XIV приказал построить Большой Трианон, дворец почти такой же роскошный, как главный дворец, где король мог избежать формальностей двора и устроить свидание с любовницей. Его преемник, король Людовик XV позже построил еще меньшей дворец - Petit Trianon - по той же причине.

Версаль - это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово-парковым ансамблем, ему всего три с половиной века. И уже почти триста лет он привлекает внимание исследователей, писателей, ученых, туристов. С XVII века вышло множество путеводителей, описаний дворца и парка, но большинство из них на французском языке. Существует гораздо меньше работ о Версале, созданных русскими исследователями. Еще меньше материалов, освещающих вопросы целостности архитектурной композиции Версаля, его роли в истории паркового искусства и историко-художественного значения.

Таким образом, Версаль до сих пор является интересной проблемой для исследователей во всем мире.

Версаль как символ абсолютной монархии во Франции

История строительства Версаля

Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля - воплощением государства. Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. Так создается Версаль - идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий пример устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума.

Дворец и парк Версаля - один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец - первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный им законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк. Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века.

История парка и дворца тесно связана с развитием абсолютизма. Строительство Версаля было задумано и осуществлено во второй половине XVII века, когда абсолютизм достиг высшей ступени своего могущества. Последние годы царствования Людовика XIV - годы кризиса абсолютизма и начало его упадка - являются также периодом кризиса Версаля.

В строительстве выражены идеи прогрессивной для своего времени централизованной монархии, покончившей с феодальной раздробленностью государств и объединившей Францию. Социальная перестройка была связана и с ее хозяйственным развитием. Эти хозяйственные успехи Франции, передовой страны XVII века, отразились и в самой технике строительства Версаля. Так, например, Зеркальная галерея дворца была не только выражением исканий новых пространственных и световых решений, - она должна была демонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией. Три верхних проспекта - это не только завершение дворцовой перспективы, но и памятник дорожного строительства. Наконец, фонтаны и бассейны Версальского парка следует признать значительным техническим достижением эпохи, равно как и прорытие знаменитого Лангедонского канала.

Идея единства, порядка, системы - вот что противопоставлял французский абсолютизм раздробленности феодальных князей. В формах искусства это обозначали: чувство меры, тектоническая ясность, представительность, преодоление интимности, свойственной французской архитектуре XVI - начала XVII веков.

Искусство Версаля является выражением законченного и последовательного мировоззрения эпохи классицизма.

Версаль как архитектурно - парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним строителем подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим.

«Старинные хроники сообщают, что в начале XVII века Версаль был поселком с 500 человек населения, на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен по поручению Людовика XIII архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль. Около нее находился средневековый полуразрушенный замок - владение дома Гонди. Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок «карточным домиком». Этот замок был перестроен в ближайшие годы по распоряжению короля архитектором Лемерсье. В это же время Людовик приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка.

Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.

В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Интересно, что резиденцией в Во-ле-Виконт, выполненной с чрезвычайной роскошью, владел влиятельный интендант Фуке. Король относился к нему враждебно и заключил его в тюрьму. Таким образом, творцы парка и замка Во-ле-Виконт, Ленотр и Лево, были привлечены к строительству Версаля. Архитектура имения Фуке была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фуке, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.

Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трилучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале - около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам.

Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец.

Строительство резиденции сложилось за несколько периодов. В 1661 году перестройку маленького замка Людовика XIII поручили архитектору Лево, одному из лучших зодчих эпохи. Обновлялось декоративное убранство дворца, строилась Оранжерея. В 1668-1671 годах замок был обстроен новыми помещениями таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, выходивший на восток, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной своей части были уничтожены. В результате этого западный, парковый фасад удлинился втрое, причем Лево застроил старый корпус только в первом этаже; его верхние два этажа выходили теперь на террасу, создававшую род пропилей, которые соединяли парк с Мраморным двором. Южный и северный фасады тоже удлинились за счет двух изысканных по формам корпусов. В северной, новой пристройке разместили лестницу Послов, а в южной - лестницу Королевы. Лево умер, не закончив оформления передней части дворца, которую осуществил Франсуа д"Обрэ, поставивший по линии восточных торцов дворца решетку с двумя павильонами. Так был образован «Королевский двор».

В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств - архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако после смерти кардинала Мазарини Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар, крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886). На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной - королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой.

Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.

Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив - равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно-художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

«Создателями дворца были не одни Лево и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Лево работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром.

Вследствие участия многих мастеров архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля (от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа) продолжалось около двух веков (1624-1830).

Династия Бурбонов в Версале.

Бурбоны (Bourbon) - (младшая ветвь Капетингов) старый французский род, который, благодаря своему родству с королевским домом Капетингов, занимал долгое время французский и другие престолы. Название свое ведет от замка в прежней провинции Бурбоннэ.

«Династия Бурбонов подарила миру Людовика XIV - «Короля-Солнце», при котором и было начато строительство Версальского дворца. Примеру «Короля-Солнце» подражала вся Европа; нравы его двора, этикет, даже сам французский язык пользовались неслыханной популярностью; его роскошный дворец в Версале стал недостижимым образцом для бесчисленных князьков». Он держал в своих руках нити всех политических интриг страны. Версальский двор со строго отрегулированным этикетом стал центром, откуда исходили все решения, на всю страну струились лучи великолепия и роскоши. На фронтоне главного дворцового корпуса была высечена надпись: «Версальский дворец открыт для публичных увеселений». Вельможи и дворяне тянулись сюда даже из отдаленных уголков Франции в погоне за милостью Людовика XIV. Дворяне, желавшие занять место в рядах армии, получить должность при дворе или на государственной службе, обеспечить себе пенсию или награды, толпились в покоях Версаля, прогуливались по его аллеям, участвовали в празднествах и охотах и всем своим поведением доказывали верноподданническую преданность государю.

Повседневная жизнь Версаля протекала в соответствии со строгими правилами, установленными Королем и дворцовым этикетом. Утреннее пробуждение, отход ко сну, ужин и прогулки Короля - все жесты и действия монарха служили поводом

для придворных церемоний. Блистательное общество окружало Короля, когда он слушал мессу или давал аудиенцию для иностранных послов. Придворные, таким образом, вносили разнообразие и оживление в дворцовую жизнь.

Для развлечения Двора монархи устраивали великолепные празднества. При Людовике XIV в Версале было организованно три грандиозных праздника, на которых были представлены спектакли лучших артистов эпохи - Мольера и Люлли. Первое представление «Наслаждения волшебного острова» состоялось в мае 1664 года. Второе празднество, наиболее пышное из трех прошло 18 июля 1668 года; оно вошло в историю под названием Большого Версальского дивертисмента. Последнее проходило в июле 1674 года, тогда состоялись представления многих опер Люлли, комедия Мольера «Мнимый больной».

В Версале проходили и театральные представления, и оперы, балы - маскарады давались как в апартаментах, так и в Зеркальной галерее или в парке. В эпоху Марии-Антуанетты театром многочисленных иллюминаций становится Трианон.

Версальский дворец был не просто жилищем короля, но и символом Французского королевства. Придворный этикет, строгое соблюдение иерархии, импозантность, галантность - все должно было подчеркнуть пышное великолепие дворца.

Каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV, правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев; а склонность к тайным политическим интригам перешла к нему от итальянских предков рода Медичи и Савойской династии. Именно во Внутренних кабинетах, вдали от любопытного двора, тот, кого называли «Всеобщим любимцем», принял некоторые из наиболее важных государственных решений. При этом король не пренебрегал ни установленным его предшественником этикетом, ни жизнью семьи, о которой ему напоминали королева и особенно горячо любимые им дочери.

Людовик XVI, наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, наследовал от деда со стороны матери, польского короля Августа Саксонского, завидную богатырскую силу; с другой стороны его предки - Бурбоны, передали ему не только истинную страсть к охоте, но и глубокий интерес к наукам. Его супруга Мария-Антуанетта, дочь герцога Лотарингского, ставшего впоследствии Императором Австрии, и правнучка Филиппа Орлеанского, брата короля Людовика XIV, и знаменитой принцессы Палатинской оставила глубокий след в музыкальной жизни Версаля благодаря своей любви к музыке, унаследованной как от Габсбургов Австрийских, так и от Людовика XIII. В отличие от своих предков, Людовик XVI не имел амбиций короля - созидателя. Известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям.

Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль.

Последний из династии, король Луи-Филипп, правил Францией с 1830 по 1848

год. В 1830 году, после июльской революции, которая возвела его на трон, Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.

Хотелось бы отметить политическое значение Версаля. Он являлся центром государства и за прошедшие столетия стал свидетелем многих исторических событий. С ним связан первый этап Великой Французской революции. Здесь 17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным. 26 августа в Версале была принята «Декларация прав человека и гражданина». 3 сентября 1783 года здесь был подписан мирный договор, утвердивший независимость США. Во время Парижской коммуны в 1871 году, Версаль, где находилось Национальное собрание и правительство Тьера, стал центром контрреволюции: отсюда началось наступление правительственных войск - «версальцев», закончившееся их победой. 28 июня 1919 года здесь был подписан Версальский мирный договор, завершивший Первую мировую войну.

Фамилия Бурбоны на протяжении многих веков служившая символом власти и славы, в настоящее время является синонимом французского королевского стиля и элегантности.

Версаль: грандиозный синтез дворца и парка

Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части Версальского ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу.

В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне. Характер ордеров, применяемых в Версале, типичен для построек Палладио и Виньолы, - варьируются только декоративные детали, капители. Так, например, Лебрен создал так называемый «французский ордер», поместив в капителях эмблемы Людовика XIV - лилию и солнце.

Как правило, фасад Версаля не отвечает внутренней планировке дворца. Наружная архитектура маскирует назначения различных частей здания, предполагаемых для бытового обслуживания.

Поэтому архитектура приобретает ярко выраженный представительный характер, отвечающий духу абсолютизма.

Интерьеры дворца также были созданы за несколько строительных периодов. В них особенно явственны принципы «большого стиля» французского искусства времени Людовика XIV, то есть сочетание трезвой логики композиции с декоративной обогащенностью форм.

В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях находилась стража и придворные. Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Каждая комната посвящалась различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. На плафонах и над каминами изображены сцены из жизни богов, а по стенам висели станковые картины, составившие позднее первый фонд Лувра.

Интерьер церкви, законченной в 1710 году Робером де Коттом, составляет одно из звеньев в общей художественно единой цепи парадных интерьеров дворца; он полон светского блеска и утонченной пышности. Интерьер центральной части дворца значительно богаче

по многообразию привлекаемых художественных средств, чем фасады. Этот принцип взаимосвязи наружного и внутреннего облика сооружения, сформировавшийся в Версале, получил позднее широкое распространение в отелях рококо.

Почти все интерьеры центральной части дворца были выполнены самим Лебреном, при постоянной консультации братьев Перро. Лебреном были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы, медники, резчики и организована специальная школа. Под руководством Лебрена работала гобеленная мануфактура и двести пятьдесят рабочих.

В период работы с Лево творчество Лебрена имело барочные тенденции, ярко выраженные в лестнице Послов, которая ведет к большим апартаментам короля. Мастер пользуется приемами иллюзорной перспективы, примененной весьма умело и интересно.

Покои королевских апартаментов были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (лестницей Послов) и его конечной точкой (Королевской спальней) было наибольшее число промежуточных звеньев.

Эта последовательность покоев сказывается и в красочном, и в пространственном решении отдельных интерьеров. Их архитектура в Версальском дворце стремится к созданию в каждом зале целостного пространственного впечатления с легким выделением задней стены. Каждый зал имел как бы свою лицевую сторону, свой фасад.

«Анфиладный принцип планировки торжествует и в знаменитой Зеркальной галерее. Это, в сущности, не тронный зал, а настоящий проспект длиною 173 метра. Здесь было важно украсить свод и стены так, чтобы не перегружать пространства и не чинить препятствий людскому потоку. Лебрен разместил на своде изображения побед Людовика. Живопись потеряла самостоятельное значение, но зато пространство приобрело изящество и легкость. Вместо гобеленов, картин статуй, приковывающих внимание и останавливающих зрителя, галерея покрыта легкими, широкими зеркалами.

В анфиладное расположение помещений включена также капелла. Правда, с наружной стороны она кажется инородным телом, но внутри она связана с анфиладой парадных зал посредством особого вестибюля, который прямо примыкает к хорам.

В систему анфилад включена даже королевская спальня. Только низкая балюстрада отделяет ложе короля от текущего мимо потока придворных. Жилые помещения приносятся в жертву парадным залам. В этом смысле Версаль является законченным типом парадного расположения помещений, характерного для абсолютизма XVIII века» Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На них появляются филенки из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль.

Сооружения, расположенные рядом с дворцом, едины с ним по своим архитектурным образам. Оранжерея Лево в 1681 -1688 годах была увеличена в четыре раза и перестроена Мансаром по образцу римских терм. С южным партером ее соединяют две колоссальные лестницы, между которыми она и размещена. Кажется, что идея грандиозного нашла свою форму в образе этих лестниц. При взгляде от партера Швейцарцев, лежащего у подножия оранжереи, особенно ярко вырисовывается смысл всего замысла. Масштабы лестниц, огромные плоскости которых как бы уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы для царящей здесь «идеи».

В этом же плане построены Мансаром в 1679-1686 годах Большие и Малые конюшни (напротив дворца, со стороны города). Они заняли место между лучами трезубца дорог.

Начнем мы наше путешествие с Музея карет. Расположенный в больших конюшнях, он представляет собой коллекцию экипажей, собранную, главным образом, Луи-Филиппом для Версальского исторического музея. В то время Луи-Филипп выкупил экипажи, имеющие историческую ценность и в свое время служившие монархам. Таким образом, в Версаль были доставлены свадебные берлины Наполеона I - семь праздничных экипажей, иллюстрирующих блеск императорского двора в период его расцвета 2 апреля 1810 года, а также карету Карла X, в которой он выезжал в день коронования и которую спроектировал архитектор Персье для Людовика XVIII, но в контексте политических разногласий эпохи Реставрации Людовик XVIII так и не решился ее использовать. Кроме того, Луи-Филипп приобрел сани и носилки. В 1833 году в коллекцию поступает новый экспонат - похоронный экипаж Людовика XVIII, хранившийся ранее в Малых конюшнях. Этот экипаж, использованный в 1809 году для похорон маршала Ланна, герцога Монтебелло, и затем переделанный для герцога Беррийского (сына будущего Людовика XVIII), убитого в 1820 году, был заново оформлен для похоронной процессии Людовика XVIII, состоявшейся 23 сентября 1824 года. Несмотря на все изменения, которым этот экипаж подвергался в разное время, он был восстановлен в том виде, какой он имел в этот день.

Дворы . Три широкие магистрали устремляются к замку: с севера - авеню Сен-Клу, с юга - авеню де Со, а между ними - Парижская авеню. С севера они огибают Большую, а с юга - Малую Конюшни, постепенно выстроенные Ардуэн - Мансаром, начиная с 1679 года.

За ними раскинулась Оружейная площадь , пересекая которую, посетители попадают в Главный Почетный двор. С двух сторон этого двора находятся Министерские флигели, построенные в 1671-1679 годах, на входе - ажурная ограда, увенчанная Королевским гербом. С флангов ограду обрамляют четыре скульптурные группы, символизирующие Войну («Победы Короля над Империей и Испанией»), и Мир («Мир и Изобилие»). Две последние находились с двух сторон решетки, которая до Революции разделяла Почетный и Королевский дворы. Во время Революции внутренняя ограда была снесена, а на ее месте в 1837 году Луи-Филипп приказал установить конную статую Людовика XIV. Внутренняя решетка начиналась непосредственно от двух павильонов, которые стояли на месте Северного крыла (архитектор Габриель, конец эпохи Людовика XV) и Южного павильона (архитектор Дюфур, эпоха Людовика XVIII). Правом въезжать в карете в Королевский двор обладали лишь немногочисленные персоны, пожалованные Почестями Лувра. В глубине на возвышении в пять ступеней находится Мраморный двор - (его название происходит от мраморных плит), - который дает представление о размерах двора во времена существования замка Людовика XVIII.

Королевская часовня - пятая по счету в замке, однако, в отличие от других, которые были обустроены в уже существующих зданиях, помещение для Королевской часовни строилось специально. На углу, образуемом центральным корпусом дворца и его Северным крылом, с 1699 по 1708 год, то есть вплоть до своей кончины, архитектор Жюль Ардуэн-Мансар возводит эту часовню; ее строительство завершается в 1710 году под руководством зятя архитектора, Робера де Котт. Схема конструкции в целом отвечает традиционным канонам палатинских трехэтажных часовен, но выполнена она в классической интерпретации. Декор подчеркивает преемственность

Ветхого и Нового завета, как в рельефах Кусту, Фремена, Лемуана, Ван Клева, Манье, Пуарье и Васе, так и в росписи сводов, проникнутых духом святой Троицы: будь то плафон абсида с «Воскресением Христа» работы де Лафоса, или свод центрального нефа с «Всевышним во славе, предвещающим пришествие Спасителя» художника Антуана Куапеля, или плафон над королевской галереей с композицией «Явление Святого Духа Богородице и Апостолам» кисти Жувене, а также декор большого органа, навеянный темой Царя Давида.

Король Франции слушал мессу с королевской галереи, расположенной напротив алтаря. Галерея находилась на одном этаже с его апартаментами, поэтому на нижний этаж часовни Король спускался только в исключительных случаях. Для того чтобы попасть в галерею, Король проходил через зал со сводчатым потолком и каменными стенами, ритмично украшенными пилястрами и коринфскими колоннами. Этот вестибюль был построен одновременно с часовней; по своему декору он сочетается со стилем часовни, связывая ее с Большими королевскими покоями. В двух нишах зала установлены статуя Славы, держащая в руках медальон с портретом Людовика XV работы Вассе, и «Великодушие монарха» скульптора Буссо.

Королевская часовня в честь святого Людовика служила местом для проведения церемоний во славу Святого Духа, здесь исполнялся гимн «Te Deum» по случаю побед французской армии и рождений Детей Франции, а также праздновались бракосочетания принцев крови.

Через Королевскую галерею можно проникнуть на второй этаж замка, в Салон Геркулеса. В этом просторном зале, расположенном в месте соединения Северного крыла и центрального корпуса замка, проходили пышные приемы. Салон оборудовали в верхней части четвертой часовни, религиозные службы в которой продолжались с 1682 по 1710 года. В 1712 году Робер де Котт приступил к созданию внутреннего убранства салона. Но в связи с кончиной в 1715 году Людовика XIV работы были прерваны и возобновились лишь в 1725 году.

В отделке стен ритмично сочетаются полихромный мрамор и двадцать пилястр, основание и коринфские капители которых выполнены из позолоченной бронзы. На пилястры опирается карниз, украшенный консолями и трофеями.

Мраморный камин работы Антенна венчает полотно Паоло Веронезе «Встреча Елеазара с Ревекой». Другая его картина - «Ужин у Симона Фарисея» - располагается напротив; Людовик XIV получил ее в подарок в 1664 году от венецианской республики. Плафонная роспись, выполненная по эскизам Франсуа Лемуана в 1733-1736 годах, принесла художнику титул Первого королевского живописца. Девять сложных композиций, объединяющих 142 фигуры, составляют творение Лемуана. «В первой композиции Юнона и Юпитер предлагают юной Гебе взять в супруги Геркулеса. Во второй мы видим Бахуса, поддерживаемого богом Паном. Вверху изображены Амфитрита и Меркурий, ниже - Венера в окружении Граций, а также Амур, Пандора и Диана. Третья композиция объединяет Марса, Вулкана и Амуров. Зависть, Гнев, Ненависть, Раздор и другие низвергнутые колесницей пороки составляют четвертую композицию. Пятая представляет Цибелу на своей колеснице, Минерву и Цереса, Нептуна и Плутона. В шестой можно увидеть Эола, Зефира и Флору, Росу, орошающую облака, а внизу - Сновидения осыпают маком спящего Морфея. Седьмая композиция включает Ириса с Авророй, а вокруг них располагаются фигуры, олицетворяющие Звезды. Аполлон и Музы появляются в восьмой композиции. В девятую группу входит созвездие Кастора и Поллюкса. Силена в окружении детей и Фавнов символизирует вакхическое празднество в честь Геркулеса».

Зал Геркулеса плавно переходит в Большие королевские покои, состоящие из нескольких салонов: Салона Изобилия, Салона Венеры, Салона Дианы, Салона Марса, Салона Меркурия, и Салона Аполлона. Расположенные на втором этаже замка и выходящие окнами на Северный партер, Большие королевские покои строились с 1671 по 1681 год. Назначение их было определено лишь в 1682 году, когда Король распорядился превратить Версаль в официальную государственную резиденцию. В этих покоях «Король оказывал приемы, но не жил», сюда можно было попасть по Посольской лестнице, два пролета которой вели соответственно в Салоны Венеры и Дианы. Гениальное творение Лево - Посольская лестница - была построена Франсуа д’Орбэ; в 1752 году ее снесли по приказу Людовика XV.

До 1678 года, когда было начато строительство Зеркальной галереи, Большие королевские покои включали семь комнат. Отмечая великолепие живописного декора апартаментов, Фелибьен написал в 1674 году: «Подобно тому, как для эмблемы Короля выбрали Солнце, семь планет составили сюжеты полотен, украшающих все комнаты этих покоев».

Поражающий воображение дворец в пригородах Парижа стал символом абсолютной монархии и роскоши последних французских королей.

На современников он производил столь сильное впечатление, что многие правители других государств приказывали своим архитекторам создать для них нечто подобное.

Хотя у всех посетителей Версаля этот дворец ассоциируется прежде всего с личностью легендарного Людовика XIV, достоинства этого городка оценил еще дед Короля-Солнце, король Генрих IV, любивший охотится в здешних лесах. Сын и наследник Генриха, Людовик XIII, в 1623 году распорядился построить там небольшой охотничий павильон. В начале 1630-х годов король выкупил у семьи Гонди и архиепископа парижского территории, прилегающие к его владениям, и заказал Филиберу Леруа нового, более представительного сооружения.

Дворец Людовика XIII был завершен в 1634 году. Он представлял собой прямоугольное двухэтажное строение, имеющее два крыла, перпендикулярные главному корпусу.


В центральной части находилась королевская спальня, ее окружали залы для приемов. Фрагменты этой планировки можно увидеть в здании дворца, существующем в наши дни: фасады вокруг так называемого Мраморного двора (Cour de Marbre) отличаются от всех остальных облицовкой из темно-красного кирпича, контрастирующего со светлыми архитектурными деталями - обрамлением окон, карнизами и декоративными элементами из кремового песчаника.


Любимая резиденция Людовика XIV

Когда в 1643 году умер его отец, Людовику XIV едва исполнилось четыре года, и он часто менял места пребывания. Официально главной королевской резиденцией попрежнему оставался Лувр, но юный король не любил Париж. Каждый год он вместе со своим двором выезжал на несколько месяцев из столицы и жил в замках Венсен, Фонтенбло, Сен-Жермен-ан-Ле.

Впервые он посетил Версаль лишь в 1651 году, и с тех пор это место стало для него любимой резиденцией. Вскоре король задумал перестроить его, чтобы иметь возможность проводить гам время вместе со всем двором за разнообразными развлечениями. Для реализации этого замысла он пригласил художников и архитекторов.

Здание спроектировал известный архитектор Луи Лево. занимались два художника - Шарль Эррар и Ноэль Куапель, перепланировка садов выпала на долю Андре Ленотра, в задачу которого входило также проектирование оранжереи. Работы были начаты в 1661 году, а три года спустя король уже смог пригласить гостей на первые дворцовые торжества, приуроченные к театральным постановкам, в том числе - пьес Мольера. В это время Людовик XIV принял решение о дальнейшей перестройке дворца. По проекту Лево, в 1668-1681 годах были возведены enveloppe -два массивных крыла, северное и южное, которые окружили и почти вобрали в себя дворец Людовика XIII. Крылья, расположенные параллельно центральной оси дворцово-паркового комплекса, были ориентированы в сторону въезда из города, и на образовавшемся между ними пространстве разместился так называемый Королевский двор (Cour Royal). Со стороны садового фасада, между ризалитами двух крыльев Лево поместил арочную анфиладу, над которой на верхнем ярусе устроил открытую террасу. Южное крыло предназначалось для апартаментов правителя, северное же служило королеве и ее фрейлинам.

Зал, полный зеркал

Людовик XIV не только сделал Версаль своей постоянной резиденцией, но и решил перевести туда правительство. Чтобы разместить многочисленную свиту и чиновников, потребовалась очередная масштабная перестройка, которая началась в 1678 году. Лево к тому времени уже умер, и его сменил другой королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Он спроектировал впечатляющую Зеркальную галерею (Galerie des Glares), построенную со стороны сада между ризалитами на месте бывшей смотровой площадки. Галерея выходит на сад семнадцатью высокими полукруглыми окнами, напротив которых на внутренней стене размещены зеркала, по форме и размерам соответствующие окнам.




Днем, когда в зеркалах отражался сад, галерея превращалась в арочный павильон, с двух сторон окруженный обширными цветниками, вечерами же зеркала множили огни освещавших галерею свечей, усиливая их яркость. На плафоне были представлены сюжеты, прославлявшие Короля-Солнце и его военные свершения. Это художественное оформление, завершенное в 1686 году, было выполнено по эскизам и под руководством известного живописца Шарля Лебрена.

По обе стороны галереи, на первом этаже ризалитов, спроектированных еще Лево, были устроены два роскошных зала - Зал Войны в апартаментах короля и Зал Мира в крыле, принадлежавшем королеве.

Ардуэн-Мансар спроектировал также два массивных крыла с внутренними дворами, расположенные перпендикулярно центральной оси всего сооружения. Южное крыло было завершено в 1684 году, но строительство северного из-за постоянно растущей стоимости проекта было приостановлено и возобновилось только в XIX веке. Архитектор перестроил два сооруженных Лево отдельно стоящих со стороны города павильона, разместив между ними просторный двор, который получил название двора Министров (Cour des Ministres).


Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль б мая 1682 года, когда строительные работы были в разгаре и даже королевские покои еще оставались незаконченными. Несмотря на неудобства, связанные с жизнью на строительной площадке, король не изменил место постоянного пребывания, и версальский дворец оставался резиденцией французских правителей вплоть до революции 1789 года.

Последней реализованной частью проекта Ардуэн-Мансара стала Королевская часовня, задуманная архитектором как самостоятельное здание, соединяющееся с северным крылом дворца.


Личные апартаменты монархов

Несмотря на многочисленные перестройки, Версальский дворец смотрится изнутри как гармоничное целое, в едином выдержанном стиле доминируют черты классического барокко. Интерьеры - в частности, так называемые Большие апартаменты (Grands Appartaments) Людовика XIV и его жены, состоящие из множества залов и соединенные Зеркальной галереей, - поражают роскошью оформления, обилием скульптур, лепнины, золота и настенной живописи, представляющей подвиги олимпийских богов.




В дворцово-парковом ансамбле Версаля нашлось место и для других построек. После покупки и сноса в 1668 году небольшой деревушки Трианон Луи Лево построил на ее месте Фарфоровый Трианон - ансамбль павильонов, облицованных бело-черными фаянсовыми плитками.

Десять с лишним лет спустя Жюль Ардуэн-Мансар получил от короля указ возвести новый дворец, который предназначался для личных нужд правителя. В нижней части обширного комплекса, расположенного между двором и садом, можно увидеть воссозданные деревенские постройки, а изящные скульптурные украшения и розовый мрамор, облицовывающий фасад и колоннады, придают всему сооружению камерную изысканность.


Дворец Трианон стал именоваться Большим (Grand), когда неподалеку появилась новая резиденция аналогичной конструкции, названная Малым (Petit) Трианоном. Его приказал построить в 1761-1768 годах Людовик XV, правнук и наследник Короля-Солнце, для своей фаворитки мадам де Помпадур. Автором Малого Трианона стал Жак-Анж Габриэль. В сравнении с другими постройками Версаля дворец действительно выглядит небольшим, а в его интерьерах сочетаются черты рококо и классицизма. Малый Трианон был любимой резиденцией королевы Марии-Антуанетты, получившей его в подарок от Людовика XVI.

После того как в октябре 1789 года разразилась Великая французская революция, королевской семье пришлось покинуть Версаль, и дворец был разграблен. Он вновь обрел блеск во времена Луи-Филиппа, который распорядился устроить здесь музей истории Франции. После окончательного свержения монархии в Версале проводились заседания Конгресса и парламентские выборы президента Республики, а дворец Трианон служил местом проведения дипломатических встреч. В Зеркальной галерее 28 июня 1919 года был подписан Версальский мир, положивший конец Первой мировой войне.

Знаменитые сады


Скромный сад, окружавший некогда дворец, возведенный Людовиком XIII, во время правления его наследника беспрестанно изменялся - его расширяли и доводили до совершенства, дабы он своей роскошью соответствовал великолепию самой постройки. Андре Ленотр, проектируя сад в 1661 году, обозначил его основные черты, остававшиеся неизменными в течение 40 лет реализации проекта. Вместе с Ленотром работали художники и скульпторы - окружение дворца должно было соответствовать эстетическим требованиям, воплощенным в его интерьерах. Ближе к садовому фасаду были размещены цветочные партеры со строгой шахматной композицией, которые переходили в более высокие так называемые кабинеты и боскеты, образованные шпалерами стриженых кустарников и деревьев, увенчанных кронами строго определенной формы. Партеры создавали обрамление для двух фонтанов, украшенных скульптурными композициями. Ближе к дворцу расположен многоярусный фонтан, посвященный богине Лето (Латоне), матери Аполлона и Артемиды. Широкая аллея с газонами тянется от него к фонтану Аполлона. В центре установлена статуя бога Солнца, правящего колесницей, в окружении тритонов и дельфинов. Автор этих скульптур Жан-Батист Тюрби.

Гармоничное сочетание строгих геометрических фигур зелени и водной глади характерно также для дальней части сада, где Ленотр построил два канала, пересекающихся под прямым углом. Больший из них, называемый Большим каналом (Grand Canal), завершался овальным прудом.


Каналы, многочисленные небольшие фонтаны, водопады и искусственные гроты составляли, начиная с 1664 года, важную часть декораций всевозможных представлений и дворцовых торжеств. По Большому каналу, кроме традиционных парусных лодок, плавали гондолы, которые Людовик XIV получил в дар от венецианских дожей. Примечательно, что во времена этого правителя затраты, связанные с созданием и содержанием водной системы, составили одну треть стоимости строительства всего Версаля.


Садовый комплекс, выдержанный в строгих геометрических пропорциях, с четко обозначенными смотровыми площадками, украшенный множеством статуй и вазонов на постаментах, стал квинтэссенцией черт «французского сада», который в XVII и XVIII веках разбивали во многих резиденциях Европы и Америки. Сад занимает внушительную площадь в 93 гектара, но в самом Версале носит название Малого парка (Petit Pare), поскольку за его пределами простирается несравненно большая территория - более 700 гектаров - Большого парка (Grand Parc), где находится сад, окружающий дворец Большой Трианон. Он устроен по аналогичному геометрическому принципу и украшен партерами, напоминающими восточные ковры.

Демонстрация роскоши Французской империи в Версальском дворце поражает своими масштабами. Этот ансамбль внесён во все учебники по ландшафтному искусству как эталон. В залах роскошные апартаменты, на свежем воздухе прекрасные виды и пейзажи. Здесь есть на что посмотреть.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Над обликом Версаля трудился не один архитектор, как это бывает при постройке дворцов. Рождение Версальского чуда архитектуры и ландшафта началось чуть меньше четырёх веков назад. Французский король Людовик XIII любил охотиться в лесах, окружающих небольшую деревню Версаль, что в 20 километрах от Парижа. Для привала уставших охотников он решил построить там небольшой замок. Это сооружение стало первым в Версале замком короля.

В королевскую резиденцию Версаль превратился только во времена царствования Людовика XIV или как его называли короля-солнце.

Когда ему исполнилось 20 лет, в 1662 году он решил создать здесь архитектурно-парковый шедевр по примеру того, который построил тогдашний министр финансов Франции Николя Фуке, только в сто раз лучше. Он пригласил того же архитектора, что и Фуке - Луи де Во.

Над парком трудился мастер ландшафтного искусства Андре Ленотр, уже создавший к тому времени знаменитый Во-ле-Виконт. Для создания парка пришлось осушить 800 гектар болот. В этом ансамбле главным становился даже не сам замок, а объединение в одном стиле дворца и парка.

В 1682 году король вместе со всеми придворными стал жить в Версальском дворце. С этого момента некогда небольшой городок начинает превращаться в королевскую резиденцию, сверкающую своей роскошью. Но сорокалетнему Людовику XIV дворец начинает казаться недостаточно величественным. Он приглашает очень известного в то время архитектора Жюля Ардуэна Мансара, которому повелевает в кратчайшие сроки изменить облик дворца.

Для этого были достроены два пятисотметровых крыла, надстроены два этажа. На втором этаже была размещена королевская спальня. Знаменитая зеркальная галерея, также созданная Мансаром, замыкалась залами Войны и Мира. Здание совершенно изменилось, став грандиозным. Баланс между грандиозными масштабами парка и дворцом был достигнут. Ансамбль получился величественным, как и должно для демонстрации величия монарха.

Залы Версальского дворца

Все счета, связанные со строительством Версаля, сохранились до наших времён. Ориентировочная сумма, затраченная на строительство Версаля, по подсчётам экспертов составляет в пересчёте на современные деньги около 260 миллиардов евро. Большая часть этой суммы была израсходована на внутреннюю отделку залов и галерей.

В потрясающем Зеркальном зале на семидесятиметровой стене расположены 17 очень больших и красивых зеркал разделённых золочёными светильниками в виде скульптур. В 1919 году здесь был подписан Версальский договор, который определил послевоенную судьбы европейских государств. Часовня, оформленная в бело-золотом стиле барокко, была местом венчания Людовика XVI и Марии Антуанетты.

Все залы и покои оформлены с большой роскошью и изяществом. Каждый уголок, включая потолок и стены, покрыты резьбой по дереву и мрамору. Всё украшено фресками, картинами, скульптурами. Есть во дворце опера и театр с большим овальным залом, освещающимся 10 000 свечей.

Обязательно нужно посетить покои королевы в северном крыле дворца. В них каждый сантиметр украшен позолотой.

Интересно то, что центром дворца являлся не тронный зал и даже не кабинет. Все важные решения принимались в королевской спальне.

Парк Версальского дворца

День пролетает незаметно, если вы гуляете по дворцовому парку. Абсолютно всё здесь говорит об уходе и заботе. Тщательно подстриженные деревья высажены вдоль Большого канала. Заходящее солнце отражается в водной поверхности.

С большим искусством подобраны садовые скульптуры. На территории парка расположены 50 красивейших фонтанов.

Фонтаны работают не всегда. Прежде чем посетить Версаль, на сайте необходимо ознакомиться с расписанием. Но если вы попадёте именно на этот праздник музыки и воды, то запомните это шоу навсегда. Струи фонтанов синхронно танцуют под музыку. Летними субботними вечерами здесь проводятся световые шоу с фонтанами и фейерверками.

На фоне этих ухоженных садов, фонтанов, озёр, прудов, тщательно подобранных цветов на клумбах включите фантазию, и вы окажетесь на балу королевского двора.

Другие достопримечательности Версаля

На стороне, противоположной дворцу расположены Малый и Большой Трианон. Трианон в переводе - небольшая элегантная вилла.

Людовик XIV построил из розового мрамора Большой Трианон - одноэтажный павильон в итальянском стиле, окружённый садом. В главном дворце даже обедать королю приходилось при большом скоплении зрителей. Трианон должен был стать местом для уединения.

Малый Трианон - довольно простое здание, выстроенное в 1773 году по заказу Людовика XV архитектором Габриэлем для мадам дю Барри.

Позже он стал любимым местом Марии-Антуанетты, которая тоже хотела уединиться от формальностей главного дворца. За этим павильоном на берегу пруда она устроила маленькую деревеньку с молочной фермой.

Время работы

График работы Версальского дворца лучше предварительно посмотреть на сайте. Обычно он работает с апреля по октябрь с 9:00 до 18:30, в остальное время с 9:00 до 17:30, кроме понедельника.

Стоимость билета

В парк вход бесплатный. Но в дни работы фонтана он будет стоить около 8€. Видов билетов для посещения дворца и других зданий несколько. Можно посетить отдельно дворец и осмотреть его залы, Зеркальную Галерею, покои короля и королевы. Полный билет для посещения в дни работы фонтанов стоит больше, нежели в другие дни.

Как добраться самостоятельно

Добраться до дворца можно несколькими способами:

На метро RER желтой линии C до конечной остановки Versailles-Rive Gauche. Выйдя с вокзала, поворачиваете направо и по королевской улице доходите до главного входа парка.

Электричкой с вокзалов Gare Montparnase или Gare St-Lazar соответственно до станций Versailles-Chantiers или Versailles-Rive Droite.

Со станции метро Pont de Sevres на автобусе №171 до площади Place d Armes в городе Версаль.

Можно также на автомобиле по трассе А13.

Воспользуйтесь услугами kiwitaxi и в аэропорту, в указанное время, вас будет ждать водитель, поможет с багажом и оперативно доставит вас в отель. Доступны несколько классов авто — от эконом до Minibus на 19 мест. Цена фиксированная и не зависит от количества пассажиров и адреса в пределах Парижа. Такси из/до аэропорта — удобный и комфортный способ добраться до нужного места.